Т-19, МС-2
| |
icv | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 16:18 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Общий вид экспериментального образца танка Т- 19 (МС-2). 1930-1931 гг.
Классификация лёгкий пехотный танк Боевая масса, т 8,05 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 3 История Производитель Союз Советских Социалистических Республик Годы разработки 1930—1931 Годы производства 1931 Годы эксплуатации не принят на вооружение Количество выпущенных, шт. 2 опытных Применялся в СССР Размеры Длина корпуса, мм 4500 Ширина корпуса, мм 2300 Высота, мм 2183 Клиренс, мм 330 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 16 Борт корпуса, мм/град. 16 Корма корпуса, мм/град. 16 Днище, мм 8 Крыша корпуса, мм 8 Лоб башни, мм/град. 16 Борт башни, мм/град. 16 Корма башни, мм/град. 16 Крыша башни, мм 8 Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм системы Гочкиса Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 20 Боекомплект пушки 98 Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ-29 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 100 Скорость по шоссе, км/ч 27 Запас хода по шоссе, км 190 Удельная мощность, л. с./т 12,4 Тип подвески сблокированная по четыре, на вертикальных пружинах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,362 Преодолеваемая стенка, м 0,55 Преодолеваемый ров, м 2,0 Преодолеваемый брод, м 1,2Т-19— советский опытный лёгкий танк (в документах иногда обозначается как основной танк сопровождения). Был создан в 1929—1931 годах для замены танка Т-18 в РККА. Отличался множеством внедрённых на нём новшеств — системой защиты от химического оружия, способностью преодолевать водные преграды при помощи съёмных понтонов, конструкцией для жёсткой сцепки танков попарно для преодоления противотанковых рвов и т. д. В 1931 году было изготовлено два прототипа. Однако в итоге предпочтение было отдано разворачиванию серийного производства в СССР танка «Виккерс 6-тонный» (Т-26).
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 12.01.2014, 14:05 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 17.05.2020, 18:25 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
На заседании РВС 17–18 июля 1929 г. было поставлена задача в короткий срок создать боевую машину — основной танк сопровождения Т-19. Задание на его проектирование было выдано ГКБ ОАТ осенью (предположительно — в августе-сентябре).
На совещании ОАТ (Орудийно-Арсенальный Трест) рассмотрели перспективы развития Т-18. На нем упомянули Т-18Бис, разработку которого брал на себя ГКБ ОАТ (теперь так именовался Технический отдел ГУВП). В мае 1929 года его переименовали в Т-20. А Т-19 уже выглядел совсем другим танком. Боевая масса возрастала до 7 тонн, кроме того, танк должен был получить улучшенную башню с кормовой нишей под радиостанцию, плюс новую 37-мм пушку разработки завода "Большевик". Данное орудие получило обозначение Б-3. В качестве силовой установки предусматривался мотор мощностью 75 лошадиных сил, работы по которому на "Большевике" начали с конца 1928 года.
Следует отметить, что требования по Т-19 постоянно росли. 26 марта 1929 года завод получил заказ №А0209729 на разработку танка. Но после того, как 27-30 мая на "Большевике" побывал П.С. Озеров, председатель 7-й секции Арткома Артиллерийского Управления, спецификацию по танку переиграли. Мощность двигателя увеличили до 90 лошадиных сил, а число пулеметов увеличили до 2. Второй пулемет был нужен для того, чтобы установить его в корпусе. Экипаж танка вырос до 3 человек, из них 2 находилось в отделении управления. Это привело к тому, что готовность общих видов машины теперь ожидалась не ранее 1 ноября 1929 года, а рабочих чертежей мотора - к 1 февраля 1930 года.
Внесенные изменения отлично стыковались новыми требованиями по системе танкового вооружения Красной Армии, утвержденными 17-18 июля 1929 года. Согласно им, малый танк имел боевую массу 7-7,5 тонн, скорость до 25-30 км/ч, экипаж из 3 человек и вооружение в виде 1 пушки калибра 37 мм и 2 пулеметов. В дальнейшем работы курировались Озеровым, который, после образования УММ КА (Управление Механизации и Моторизации Красной Армии), стал начальником НТК УММ КА (Научно-Технической Комиссии).
Танк Т-19 должен был стать ударным средством мобильных подразделений РККА в условиях маневренного боя. Главными требованиями к нему согласно техзаданию стали: способность преодолевать большинство полевых фортификационных сооружений (окопов) и проволочных заграждений без помощи «хвоСта» и на максимально возможной скорости; огневая мощь, обеспечивающая превосходство на поле боя перед всеми известными боевыми машинами сходной массы; бронирование, защищающее его экипаж от винтовочных и пулеметных пуль на всех дистанциях, а от огня 37-мм пушек на дальности 1000 м. Танк должен был обладать массой не более 7,3 т, скоростью движения по хорошему грунту не ниже 30 км/ч, двигателем мощностью 100 л.с., вооружением из 40-мм танковой пушки и 2 пулеметов и броневой защитой толщиной 18–20 мм. Подвеска Т-19 стала развитием таковой от французского танка «Рено» обр 1927 г. (Renault NC). Новый танк был более длинным, чем Т-18, что позволяло улучшить его проходимость без применения «хвоста», а также уменьшить продольные колебания корпуса. Интересно отметить, что когда выяснился факт превышения допустимой массы Т-19 по сравнению с техзаданием (что не позволяло использовать в нем бронирование толщиной более 16 мм), повышение пулестойкости корпуса попытались достичь тщательным подбором формы кузова. Вооружение Т-19 после пересмотра проекта предполагалось из 37-мм полуавтоматической танковой пушки обр. 1930 г., а также двух пулеметов ДТ (один располагался в лобовом листе корпуса у радиста; второй — в башне). Установка вооружения в башне предусматривалась в двух вариантах — независимая установка пушки и пулемета, а также спаренная установка их в единой маске.
Т-19 стал первым танком, специально спроектированным для действий в условиях химической войны, для чего он оборудовался приточной вентиляцией производимостью 180 м/ч с «противогазным фильтром», способным нейтрализовать фосген, синильную кислоту, хлорпикрин, окись углерода и ядовитые дымы в течение трех часов, после чего экипаж мог выполнять боевую задачу в противогазах либо, выйдя из отравленной зоны и сменив фильтр, действовать без них еще 3 часа.
Проектом Т-19 предусматривалось придание ему «пловучих свойств» при помощи надувных, или каркасных поплавков, сброс которых мог бы производиться без выхода экипажа из машины. К изготовлению были приняты плавсредства корабельного инженера Б. Смирнова. Причем на плаву Т-19 должен был развивать скорость не менее 5-6 км/ч. Первоначально было даже желание оснастить танк двумя съемными винтами для движения танка по воде, но позднее функцию движения танка по водной глади доверили специальному «водяному трактору», создание которого планировалось в 1931 г.
Т-19 не имел «хвоста» и преодолевал окопы и неширокие канавы (до 2000 мм) за счет собственной длины. На случай же встречи противотанковых рвов шириной 2,5–3 м два танка должны были уметь «спариваться», удлиняясь вдвое. Для этого в передней и задней части танков предполагалось установить специальные «фермы спаривания».
Для наблюдения поля боя на танке не использовались простые щели, равно как и неудачный «бронеглаз». Сначала хотели дополнить Т-19 стробоскопами, но после опробования на Т-20 более предпочтительными сочли пуленепробиваемые стекла «симплекс-триплекс».
Ведущим инженером по Т-19 стал конструктор Г.С. Прахье, до того Григорий Соломонович являлся одним из главных участников создания Т-18. Периодически создателями Т-19 указывают ГКБ ОАТ, но это не так. В лучшем случае Шукалов и В.И. Заславский принимали участие в данной машине как один из надзорных органов (да и в справке по деятельности ГКБ ОАТ данный танк не значился). Не имел к этому танку отношение и С.А. Гинзбург, впервые он появляется в переписке по данной машине только в 1930 году, да и то как представитель НТК УММ КА.
Над проектом работали также инженеры А. Микулин и В. Симский (силовой агрегат и ходовая часть), Д. Майдель (общая компоновка, башня), П. Сячинтов (вооружение). Для строящегося Т-19 была выбрана схема бронирования, предложенная конструктором С. Гинзбургом и разработанная М. Таршиновым (занятым в КБ ХПЗ созданием Т-12/Т-24). Идея улучшения бронестойкости кузова заключалась в том, чтобы изготавливать его с большими углами наклона броневых листов, которые будут сказываться на склонности пуль и снарядов к рикошету (аналогичное решение было применено позднее при создании А-20 — Т-34).
21 марта 1930 года Калиновский, всё еще исполнявший за Халепского (тот был в зарубежной поездке) обязанности начальника УММ КА, утвердил заказ на 2 опытных образца Т-19. Предусматривалась возможность сцепки двух танков для преодоления широких траншей. Сроком изготовления машин, а также варианта башни со спаренной установкой пушки с пулеметом, указывался март 1931 года. Итого Т-19 разрабатывался уже 2 года.
Изготовление прототипа Т-19, и к 20 апреля 1930 года он был уже в основном готов (по плану же он должен был быть готов в марте 1931 г.). Судя по всему, именно в этот момент Т-19 получил ту самую ходовую часть, которую изготовили в металле. Ее обозначили как "ходовая часть завода "Большевик"", но на самом деле ее подсмотрели у французского танка Renault NC-27, который как раз в конце 20-х годов стали рекламировать на экспорт. Кстати говоря, закупочная комиссия Халепского собиралась приобрести такой танк, но французы отказали. Танк получил свечную подвеску, а также по 12 опорных катков на борт. Катки сгруппировали в в тележки по 2 пары на каждую группу. При этом, в отличие от французов, на "Большевике" не стали делать дополнительные катки для смягчения ударов при преодолении сложной местности. Как бы это сказалось на надежности и плавности подвески, вопрос открытый. Кстати, для подстраховки второй экземпляр Т-19 строили с ходовой частью ГКБ ОАТ, то есть по типу Т-20. Корпус танка стал существенно длиннее Т-18 (4500 мм против 3470 мм) и шире (1500 мм против 1100 мм). Это было связано как с более крупным мотором, так и с расширением отделения управления. Для механика-водителя и пулеметчика сделали отдельные "рубки", при этом вход осуществлялся через большой люк в верхнем лобовом листе корпуса. В доработанной версии танка мощность мотора увеличили до 100 л.с., а скорость - до 30,5 км/ч. Примерно в то же время Т-19 начали рассматривать как база для самоходных артиллерийских установок. В частности, предполагалась установка 76-мм полковой пушки с круговым обстрелом, счетверенной пулеметной зенитной установки, а также 37-мм спаренных зенитных пушек. В списке опытных работ значился и трактор на том же шасси.
Однако характеристики танка были ниже запланированных, вес — больше (до 8 т), а производство — чудовищно сложным. Особо настораживал тот факт, что танк «съедал» громадное число подшипников качения, которые все еще закупались за рубежом. Стоимость опытного образца без башни с вооружением и без КПП в ценах 1930 г. составляла 96 тыс. руб.
Кроме того, несмотря на то что смета изготовления опытного образца была израсходована полностью, ряд узлов так и остался на бумаге. Например, коническую башню, предполагавшуюся к установке на танк, даже не начинали делать на Ижорском заводе и для испытаний опытного образца на Т-19 установили башню Т-18 на немного уширенном погоне.
37-мм танковая пушка обр. 1930 г. также не была закончена в срок и попала, таким образом, только на машины постройки 1932–33 гг. БТ, Т-26 и прототипы Т-28 и Т-35.
Шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 100 л.с. конструкции А. Микулина также не был доведен на «Большевике», а применение быстро-оборотного мотора «Франклин» мощностью 95 л.с. требовало применения новой КПП и даже переделки МТО танка (мотор был больше по габаритам).
Таким образом, изготовленный танк не мог быть испытан в установленном порядке, и в середине года страна вдруг оказалась без танков. Поэтому в мае 1931 г. было принято решение о продолжении серийного производства модернизированных Т-18 до конца текущего года.
Работы по Т-19 продолжились, но уже в качестве опытного образца. Как показали дальнейшие события, в УММ КА приняли правильное решение, выбрав Т-26. Дело в том, что даже первый опытный образец танка сдавался крайне неспешно. По состоянию на май 1931 года корпус собрали, но мотор всё еще находился в стадии испытаний. В дальнейшей мотор подвергался неоднократным доработкам, которые шли до самого конца 1931 года. Фактически единственный опытный образец танка сдали в самом конце декабря 1931 года. Поскольку с ним уже и так все было понятно, башню со спаренной установкой вооружения делать не стали. Не поставили и пулеметную установку в лобовой части корпуса. Судя по всему, каких-то крупных испытаний не проводилось, но скорость танка оказалась куда скромнее - около 20 км/ч. Позже опытный образец танка оказался в распоряжении Академии Механизации и Моторизации Красной Армии как учебное пособие. Там его жизненный путь и закончился. Для Прахье Т-19 стал последним танком, который он вел как ведущий инженер. Позже он преподавал в Ленинградском Индустриальном Институте, 18 января 1937 года его арестовали, обвинив во вредительской деятельности, а 5 мая того же года приговорили к ВМН. Приговор привели в исполнение на следующий день. 6 марта 1958 года Прахье был посмертно реабилитирован.
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 11.03.2021, 09:52 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
|