Форум icvi.at.ua
Вторник, 16.04.2024, 23:45
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » БРОНЕТРАКТОР » до 1950 » ХТЗ-16 (на шасси СХТЗ-НАТИ-1ТА)
ХТЗ-16
icvДата: Воскресенье, 16.03.2014, 15:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline




ХТЗ-16.

Классификация бронетрактор.
Боевая масса, т ~ 7 т.
Компоновочная схема с передним расположением двигателя.
Экипаж, чел. 2-4
Производитель ХТЗ
Годы производства 1941
Годы эксплуатации 1941—1942
Количество выпущенных, шт. порядка 70—100
Размеры
Длина корпуса, мм 3830
Ширина корпуса, мм 1870
Высота, мм 2300
Бронирование
Тип брони стальная катаная.
Лоб корпуса, мм/град. 30/20
Борт корпуса, мм/град. 10
Корма корпуса, мм/град. 10 мм.
Днище, мм 10 мм.
Крыша корпуса, мм 10
Лоб рубки, мм/град. 30/25
Борт рубки, мм/град. 10/
Корма рубки, мм/град. 10/
Крыша рубки, мм/град. 5 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 45-мм 20К образца 1932/34/37 года
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДП
Тип двигателя: 1-МА четырехцилиндровый
Мощность двигателя, л. с. 58
Скорость по шоссе, км/ч 17
Скорость по пересечённой местности, км/ч 8,9
Запас хода по шоссе, км 119
Запас хода по полю, км 61
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64
Преодолеваемый подъём, град. 25 (по твердому грунту)
Максимально допустимый крен, град. 24
Брод глубина метр 0,6
Ров глубина, метр 1,3
Преодолеваемая вертикальная стенка, высота 55 см
 
icvДата: Воскресенье, 16.03.2014, 15:03 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Бронетрактор ХТЗ-16.


Т-16 (ХТЗ) или ХТЗ-16 —бронетрактор, выпускавшийся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах. Представлял собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулеметным вооружением.

История появления.


На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийский установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи

После ряда поражений понесенных Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер.

В начале июля 1941 года в стенах НАТИ начали реализовывать проект, возрождавший идеи начала 30-х годов. Работы со стороны НАТИ возглавили инженеры В. Я. Слонимский, в своё время руководивший разработкой СХТЗ-НАТИ, и Е. Г. Попов, позже создавший тягач НАТИ Д (Я-11). Также в работах принимали участие А. М. Черепин и А. В. Сапожников. Последний до того являлся водителем-испытателем тракторов.

Уже к середине месяца технический проект бронированного трактора на базе СХТЗ-НАТИ был подготовлен и отправлен на рассмотрение наркома среднего машиностроения В. А. Малышева. В общем и целом предложенный НАТИ бронетрактор был одобрен, и 19 июля Малышев направил Сталину проект постановления ГКО о выпуске двух тысяч таких боевых машин.



Сопровождавшая проект постановления ГКО №219/сс записка. На ней можно увидеть росписи Сталина, Молотова, Маленкова


19 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219/сс (совершенно секретно) «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на Харьковском тракторном (ХТЗ) заводе. Согласно указанным в постановлении срокам, уже в августе ожидалось получить первые 50, в сентябре 850 и в октябре 1100 машин.

В постановлении ГКО №219/сс чётко прописаны не только база (СХТЗ-НАТИ), но и тактико-технические характеристики бронетрактора. Вооружение машины состояло из 45-мм пушки, спаренной с пулемётом ДТ, бронирование лба достигало 30 мм, бортов 13,5 мм. Трактор должен был развивать скорость 18–20 км/ч по дороге и до 10 км/ч по целине.



Установка 45-мм пушки и ДТ в ХТЗ-16


Кроме того, как говорилось чуть выше, речь в документе шла не о разработке трактора, а уже о внедрении его в производство. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.

Впервые обозначение ХТЗ-16 появилось в переписке в начале августа 1941 года. К тому моменту сотрудники НАТИ и коллектив ХТЗ уже начали совместную работу по внедрению бронетрактора в серийное производство. Со стороны ХТЗ работы по ХТЗ-16 велись под руководством главного конструктора М. С. Сидельникова. Предполагалось, что к 12 августа будет подготовлено два опытных образца бронетрактора, в реальности же к тому моменту удалось сделать только одну машину. Ввиду отсутствия листов толщиной 13 мм корпус опытной машины имел борта толщиной 10 мм, а остальные листы были и вовсе не из брони, а из котельного железа.

К тому моменту, когда опытная машина вышла на испытания, на ХТЗ вовсю шли работы по изготовлению шасси для бронетракторов. В техническом описании машины чётко указано, что базой для неё служил сельскохозяйственный трактор СХТЗ-НАТИ. Для использования его в качестве базы для бронетрактора ХТЗ-16 пришлось вносить изменения по 27 группам узлов. СХТЗ-НАТИ с его «носатой» компоновкой и небольшим пространством, пригодным для использования в качестве боевого отделения, в исходном виде как заготовка для бронетрактора не годился. Требовалась его перекомпоновка, а также замена некоторых узлов.

Мощность тракторного двигателя 1-МА увеличили с 52 до 58 лошадиных сил. Это немного, но с учётом возросшей с 5,1 до 8,6 тонн боевой массы каждая дополнительная лошадиная сила лишней точно не была. В связи с возросшей массой и форсированием мотора переделке подверглась коробка передач. Раму удлинили, при этом каретки катков расставили по типу транспортного трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесли вперёд. С СТЗ-5 конструкторы позаимствовали и гусеничные ленты, поскольку они больше подходили для боевой машины. Бензобак сместили влево, при этом освободилось место для перемещения вперёд и вправо места механика-водителя. Тем самым удалось выкроить достаточно места для боевого отделения, где размещались ещё двое членов экипажа.



Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм при разработке которой инженеры постарались придать броне рациональные углы наклона. Удалось это лишь отчасти, поскольку сам по себе СХТЗ-НАТИ был небольшим по размерам (длина без заводной рукоятки 3451 мм). ХТЗ-16 оказался не намного больше прародителя – длина 3830 мм, ширина 1870 мм, высота 2300 мм.

Лобовой лист толщиной 30 мм в передней части (перед мотором) имел наклон 20 градусов, у боевого отделения этот показатель удалось довести до 25 градусов. Таким образом, бронетрактор спереди получил защиту от крупнокалиберных пулемётов и 20-мм автоматических пушек. Против противотанковых пушек этой защиты было уже недостаточно. Впрочем, советские лёгкие танки, за исключением Т-50, имели ещё более тонкую броню.

Несмотря на тракторную базу, совсем архаичной конструкцию ХТЗ-16 назвать нельзя. Насколько это представлялось возможным, была решена проблема обзорности, корпус собирался при помощи сварки, вполне грамотно решился вопрос с люками.

Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор.

Эта машина прошла полноценную программу испытаний, как ходовых, так и огневых. Согласно изначальному плану, на тракторе планировалось преодолеть 500 километров. В итоге опытный ХТЗ-16 прошёл 470 километров, включая 240 км по булыжному шоссе, 69 по грунтовому грейдерному шоссе, 139 км по проселку и 22 км – в других дорожных условиях. На шоссе средняя скорость бронетрактора достигала 17 км/ч, запас хода оценивался в 119 км. По полю средняя скорость составила 8,9 км/ч, при этом запас хода составил 61 километр.

В ходе испытаний отмечался перегрев двигателя, который, к слову, воздух для работы брал из салона. Учитывая возросшую массу, перегреву не стоит удивляться, к тому же испытания проходили при температуре воздуха почти в 30 градусов. В ходе испытаний на проходимость трактор смог преодолеть 25-градусный подъём, максимально допустимый крен составил 24 градуса. Трактор преодолевал ров глубиной 1,3 метра и вертикальную стенку высотой 55 см, а также брод глубиной 0,6 метра. При больших углах подъёма двигатель глох, проблема решалась доливкой топлива. Также наблюдались поломки гусеничных лент.

Немаленьким оказался и объём огневых испытаний. Всего было произведено 247 выстрелов, из них 147 бронебойными снарядами. Кучность оказалась несколько ниже табличной. Отчасти это списали на наличие люфтов в механизме наведения орудийной установки. Средняя скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту. Что тоже частично было связано с люфтами. Нарекания вызвала и бронировка орудия, которая допускала попадание внутрь пуль и осколков.

К 18 августа шасси ХТЗ-16, к тому моменту в разной степени готовности, имелось 329! Правда, они ещё не имели гусениц и электрооборудования. По состоянию на 30 августа имелось уже 1037 шасси, но ситуация с ними приобретала черты критической. Дело в том, что эти шасси не были обеспечены бронекорпусами. В качестве смежников по бронекорпусам по ХТЗ-16 выступали Ворошиловградский и Ново-Краматорский заводы. По состоянию на конец августа ни один из этих заводов не подал ни единого бронекорпуса, объясняя задержку проблемами с термообработкой.

Ситуация оказалась настолько критичной, что первые 33 машины пришлось делать с корпусами из неброневой стали. По состоянию на 14 сентября 1941 года было сдано 36 ХТЗ-16. К тому моменту на территории ХТЗ скопилось уже 1528 шасси, из них 717 без гусениц, 1334 без баков и 1304 без электрооборудования.

Первые ХТЗ-16, которые в переписке ГАБТУ стали также называть Т-16, были выпущены за ворота завода с 7 сентября. Машины имели номера, которые начинались с цифры 16 (16–001 и так далее). В виду того, что серийный номер привязывался к шасси, иные машины имели номера вроде 16–1672. Реальный же выпуск составил 142 бронетрактора. Уже 16 сентября было подписано постановление ГКО №681, согласно которому ХТЗ планировалось эвакуировать в Сталинград. Производство ХТЗ-16 продолжалось и после этой даты, но о двух тысячах бронетракторов теперь уже речи не шло.

В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжелой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ скопилось больше полутора тысяч шасси бронетракторов в разной степени готовности. Эвакуировать удалось далеко не все из них: в документах говорится о 809 шасси, оставшихся на заводе.

18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода, и к концу октября суммарный выпуск бронетракторов в Харькове составил около 50-60 единиц.


Опытный образец ХТЗ-16, август 1941 года







Прикрепления: 7231216.jpg (244.4 Kb) · 7600040.jpg (265.0 Kb) · 9197538.jpg (218.8 Kb) · 6110637.jpg (198.8 Kb) · 4167501.jpg (79.2 Kb) · 0183209.jpg (110.9 Kb)
 
icvДата: Четверг, 20.03.2014, 00:55 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Боевое применение.


Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетрактора поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе.

Согласно имеющимся документам, ХТЗ-16, имевшие корпуса из неброневой стали, были направлены в учебные части. К слову, шли эти машины не только в Харьков: по одному бронетрактору было направлено в танковые училища Ульяновска, Армавира и Сталинграда.

Первой частью, получившей боевые машины с корпусами из броневой стали, стала 12-я танковая бригада, туда попало четырнадцать ХТЗ-16. Восемь бронетракторов ушло в 14-ю танковую бригаду, один в 13-ю танковую бригаду, пять в 7-ю танковую бригаду. Больше всего ХТЗ-16 ушло в 133-ю танковую бригаду – 36 машин. По восемь машин получили 47-я танковая дивизия и 23-й запасной полк. К слову, сам факт отправки не означает, что машины точно дошли до получателя. Например, формально восемь ХТЗ-16 получала и 35-я танковая бригада, но реально они туда не пришли.

10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны.

10 бронетракторов участвовали в боях в районе Брянска.

12-я танковая бригада 22 сентября получила задачу овладеть Красноградом (Харьковская область). Судя по оперативным сводкам, дебютировали бронетрактора в боях с итальянцами. В течение нескольких дней 12-я танковая бригада вела бои за Красноград, в городе шли упорные уличные бои. С 27 сентября советским подразделениям пришлось перейти к обороне, бригада понесла тяжёлые потери в танках и живой силе. 24 октября 1941 года один такой

В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25-Т-27, 13-Т-16 (ХТЗ), 5-Т-26, 4-Т-35). 23-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года при попытке освободить Харьков.


http://htz.autohistory.su/2012/09/bronetraktor-erzac-tank-HTZ-16.html#more

https://warspot.ru/6466-improvizatsiya-v-promyshlennyh-masshtabah

https://warspot.ru/1899-mirnyy-sovetskiy-traktor-lebedinaya-pesnya-bronetraktorostroeniya-v-sssr
 
icvДата: Четверг, 20.03.2014, 00:55 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Перед внедрением в производство СТЗ-НАТИ (СТЗ-3) получил полуоткрытую кабину



Сборка тракторов СТЗ-НАТИ на главном конвейере Сталинградского тракторного завода, 1947 год

Харьковский СХТЗ-НАТИ (как и Алтайский АСХТЗ-НАТИ) отличался от Сталинградского СТЗ-НАТИ в основном конструкцией кабины
 



СХТЗ-НАТИ-1ТА




Продольный разрез трактора СТЗ-НАТИ




Двигатель 1 МА трактора СТЗ-НАТИ

ХТЗ-16 сделан на специальном шасси с использованием агрегатов СХТЗ-НАТИ-1ТА и "быстроходной" гусеницы (на части и опорных катков) от СТЗ-5.

Это не "эрзац", это - впоне себе спецтема, которая шла через Москву и была включена в планы выпуска. Построено их под сотню (меньше сотни),















еще несколько сотен комплектов шасси (разной степени готовности) досталось немцам.

Шасси трактора СХТЗ-НАТИ-1ТА:


 
icvДата: Четверг, 20.03.2014, 01:24 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline








Прикрепления: 4343679.jpg (54.8 Kb) · 9614366.jpg (66.2 Kb) · 2779800.jpg (132.7 Kb)
 
icvДата: Четверг, 20.03.2014, 01:25 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


 
icvДата: Четверг, 20.03.2014, 01:26 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline














Прикрепления: 6611617.jpg (115.1 Kb) · 4975058.jpg (27.0 Kb) · 7292967.jpg (72.8 Kb) · 9915639.jpg (689.0 Kb) · 6254907.jpg (448.3 Kb) · 2234038.jpg (77.8 Kb) · 3373072.jpg (49.5 Kb) · 4736278.jpg (262.6 Kb)
 
icvДата: Четверг, 20.03.2014, 01:26 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Вторник, 08.04.2014, 14:10 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 12:58 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 12:59 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


https://fotki.yandex.ru/users/verum-picture/tags/%D1%85%D1%82%D0%B7-16
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 12:59 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:00 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Прикрепления: 8293598.jpg (118.1 Kb)
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:00 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:01 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline








Прикрепления: 9832221.jpg (55.7 Kb) · 0123050.jpg (11.3 Kb) · 6504600.jpg (34.1 Kb) · 5838466.jpg (35.2 Kb)
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:01 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline










Прикрепления: 5034372.jpg (59.0 Kb) · 0857967.jpg (68.6 Kb) · 5565396.jpg (33.9 Kb) · 9405733.jpg (52.9 Kb) · 6568501.jpg (93.0 Kb)
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:02 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline




Прикрепления: 9074885.jpg (109.7 Kb) · 3826364.jpg (45.1 Kb)
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:03 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline




Прикрепления: 9865252.jpg (173.3 Kb) · 3124270.jpg (129.1 Kb)
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:03 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:04 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:05 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:06 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:08 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:09 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:09 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Прикрепления: 8385588.jpg (96.2 Kb)
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:11 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:11 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:12 | Сообщение # 28
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:14 | Сообщение # 29
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:14 | Сообщение # 30
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline






http://forum.ioh.pl/viewtopic.php?t=28405&postdays=0&postorder=asc&start=175&sid=410acd1196cb3673cdc6d8e435abc636
 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 13:27 | Сообщение # 31
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

 
icvДата: Пятница, 09.05.2014, 14:15 | Сообщение # 32
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


 
icvДата: Воскресенье, 12.04.2020, 20:16 | Сообщение # 33
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Прикрепления: 6929842.jpg (188.2 Kb)
 
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » БРОНЕТРАКТОР » до 1950 » ХТЗ-16 (на шасси СХТЗ-НАТИ-1ТА)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: