Форум icvi.at.ua
Суббота, 20.04.2024, 02:12
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ЛЕГКИЙ ТАНК СОПРОВОЖДЕНИЯ Т-18, МС-1 (малый сопровождения); » Т-16 (прототип танка Т-18\МС-1)
Т-16
icvДата: Понедельник, 09.09.2013, 15:15 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Разработчик: КБ ОАТ
Год начала работ: 1924
Год выпуска первого прототипа: 1927

РАСЧЕТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ Т-16

БОЕВАЯ МАССА 5080 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4350 (с "хвостом")
3420 (без "хвоста")
Ширина, мм 1800
Высота, мм 2140
Клиренс, мм 325
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Гочкис и один 6,5-мм пулемет Федорова в башне (на прототипе отсутствовали)
БОЕКОМПЛЕКТ 81 снаряд
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ -
БРОНИРОВАНИЕ
Лоб, борт и корма корпуса – 16 мм
Башня – 18 мм
Крыша и днище – 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ МС, карбюраторный, 4-цилинровый, мощностью 34 л.с. при 1850 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механическая, 4-скоростная КПП (3 передачи вперед и 1 назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков с вертикальной пружинной подвеской, 3 поддерживающих ролика с пластинчатыми рессорами, переднее напрвляющее и заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
14,5 км\ч по шоссе
8 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. 35
Высота стенки, м 0,50
Ширина рва, м 1,50
Глубина брода, м 0,72
СРЕДСТВА СВЯЗИ отсутствовали
 
icvДата: Понедельник, 09.09.2013, 15:19 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Т-16 на испытаниях в присутствии М.Тухачевского.

 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:20 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
13 января 1921 года Революционный военный совет республики (РВСР) издал приказ №111/20, в соответствии с которым при Главном военно-инженерном управлении была создана специальная комиссия. Её задачей стала разработка конструкций танков и сопровождение их постройки. Возглавил комиссию старший инженер С.П. Шукалов.

В августе 1921 года функции СВП перешли Главному управлению военной промышленности Высшего совета народного хозяйства. При нём появился Технический отдел ГУВП, который также возглавил Шукалов. С 1921 по 1923 года работа технического отдела простаивала, поскольку внутри ГУВП всё ещё шли организационные процессы. Только в начале 1924 года появилось финансирование, был составлен список предприятий, которые могли быть привлечены к работам по созданию танков. В него вошли Сормовский, Харьковский, Коломенский, Ижорский, Обуховский и Путиловский заводы.

Прежде чем разворачивать серийное производство танков, надо было их разработать. На заседании Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА) было предложено организовать конкурс. На Коломенском, Путиловском и Сормовском заводах планировалось организовать «специальные инженерно-танковые ячейки с 4 инженерами-конструкторами и 6 чел. обслуживающего персонала». С таким подходом не согласилась Броневая секция Арткома (танки тогда относились к артиллерии, как и в других странах). Учитывая негативный опыт с «Теплоходом «АН», от конкурса было решено отказаться. Вместо этого была выдвинута идея концентрации конструкторских работ в специальном бюро. Одобрение этого предложения стало для Технического бюро ГУВП, возглавляемого Шукаловым, сигналом к началу работ. Правда, тактико-технических требований (ТТТ) для нового танка всё ещё не было.

Определённость появилась только ближе к концу 1924 года. При разработке Комиссией по танкостроительству предварительного проекта учитывалось состояние автопарка Красной армии. Тяжёлых грузовиков подобных тем, что перевозили Renault FT, в войсках практически не было. Это серьёзным образом повлияло на предъявляемые к танку ТТТ. Первоначально «танк сопровождения (полковой)» должен был иметь боевую массу 3 тонны, что позволило бы перевозить его на более распространённых грузовиках соответствующей грузоподъёмности. Максимальная скорость оценивалась в 12 км/ч, толщина брони — в 16 мм. В качестве вооружения планировалось использовать 37-мм пушку или пулемёт. Требования оказались чересчур жёсткими: как следует из переписки, Техническое бюро ГУВП испытывало серьёзные затруднения, пытаясь в них вписаться. Кроме того, вариант либо пушечного, либо пулемётного вооружения выглядел совсем не идеальным, на пушечный «Рено-русский» не просто так поставили ещё и пулемёт. Поэтому проект танка сопровождения несколько выходил за рамки предварительных ТТТ. Его боевая масса оценивалась в 4150 кг, максимальная скорость — в 13 км/ч, а вооружение состояло из 37-мм пушки «Гочкис» и «шаровой установки спаренных карабинов Фёдорова».

Командование РККА поддержало конструкторский коллектив, возглавляемый В.И. Заславским. Боевую массу танка разрешили поднять до 5 тонн. Также военные потребовали дать танку смешанное пушечно-пулемётное вооружение, а максимальную скорость машины увеличить.


Общая схема корпуса МС-1. Первоначальный проект отличался от него формой моторного отделения


Жёсткие требования к боевой массе привели к тому, что на свет появился проект танка крайне оригинальной конструкции. Новая советская машина имела мало общего со своим французским «прототипом» Renault FT. Схожими остались общая концепция лёгкого танка сопровождения пехоты да некоторые элементы (всё равно переделанные). Особенно сильно отличался корпус. Длина предварительного варианта составляла всего 3060 мм, что на метр меньше, чем Renault FT — и это практически с той же шириной и высотой. Самое большое сходство наблюдалось в носовой части корпуса, где располагалось отделение управления, но даже здесь имелись существенные отличия.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:23 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Ещё больше их было в районе боевого и моторно-трансмиссионного отделений. Под башней появились широкие боковые выступы, в которых разместились топливные баки. Уменьшить длину танка удалось главным образом за счёт очень компактного моторно-трансмиссионного отделения (МТО). Для того, чтобы свободно преодолевать траншеи и рвы, танк получил «хвост». По конструкции он был похож на «хвост» Renault FT, но получился более длинным.

Секрет компактного МТО раскрывается довольно просто. Для нового танка сопровождения на заводе «Большевик» был создан специальный двигатель. Двигатель воздушного охлаждения объёмом 2,18 литра и мощностью 35 лошадиных сил конструкторы одними из первых в мире установили поперёк моторного отделения. Ещё более необычным было то, что двигатель был соединён в одном блоке с коробкой передач. Командир имел доступ к двигателю через люк в моторной перегородке.



Отдельно стоит упомянуть один из мифов, связанных с мотором, — его разработку приписывают А.А. Микулину, но это не соответствует действительности. Впервые конструктор ознакомился с мотором только 26 февраля 1927 года, когда тот уже проходил испытания.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:24 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Оригинальной получилась и ходовая часть танка. С ходовой Renault FT её роднило лишь использование ленивцев большого диаметра. С каждого борта имелось по 3 поддерживающих и по 6 опорных катков. С целью уменьшения массы опорные катки были сделаны из алюминия с резиновыми бандажами. Они попарно блокировались в тележки со свечной подвеской. Передняя пара поддерживающих катков имела рессорную подвеску. Оригинальные штампованные траки были достаточно широкими (300 мм), поэтому танк имел рекордно низкую нагрузку на опорную поверхность.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:26 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Боевое отделение. Оно было шире, чем у Renault FT, на 100 мм. По бортам размещались укладки для пулемётных магазинов и патронов для пушки. Орудийная башня шестигранной формы получилась на 50 мм шире, чем башня Renault FT, и при этом на 100 мм ниже. Более широкой и низкой оказалась башенка. На Renault FT подобная башенка использовалась как воздухоприток, также командир мог высунуть из неё голову. На советском танке сопровождения это уже был полноценный люк. Ещё один, аварийный люк, располагался в борту башни.



37-мм пушка «Гочкис» и пулемёт Фёдорова располагались в установках, находившихся в носовых листах башни. Использовать можно было либо пушку, либо пулемёт. Предполагалось, что в основном стрельба будет вестись из пушки, в таком случае пулемёт вынимался из гнезда и подвешивался на креплении в стенке боевого отделения. Не очень удобно, но у других танков этого класса в то время и вовсе была либо пушка, либо пулемёт.[/img]
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:34 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Технический проект танка сопровождения был готов 10 июля 1925 года. Ещё раньше, 27 июня, состоялось техническое совещание с участием Шукалова и руководства завода «Большевик», на котором обсуждались перспективы выпуска машины.

В начале августа завод «Большевик» получил заказ на изготовление опытного танка сопровождения. Стоимость машины определялась в 25 тысяч рублей, в 2 раза дешевле, чем на тот момент обходился «Теплоход «АН»». Средства выделялись не только на постройку машины, но и на завершение разработки. Например, двигатель в тот момент существовал только на бумаге.Разработка машины шла в плотном взаимодействии с Техническим бюро ГУВП. Сроком изготовления машины определялось 1 августа 1926 года.

Технический проект танка сопровождения был утверждён. Вместе с тем Шукалову было предложено подумать над тем, как установить на танке двигатель с водяным охлаждением. С выбором между советским танком и зарубежным аналогом предполагалось определиться весной 1927 года, после испытаний.

Жёсткие сроки и возможность выбора в пользу FIAT 3000 сделали своё дело. В ноябре 1925 года на «Большевик» командировали Заславского. Со стороны Технического бюро «Большевика» работы возглавил Н.Н. Магдесиев. В начале января 1926 года размер заказа увеличился до двух танков.

С конца 1925 года велись работы по двигателю, консультации по нему оказывал Н.Р. Бриллинг, который тогда руководил Научным автомоторным институтом (НАМИ). Появился и проект второго варианта двигателя — с водяным охлаждением. Из-за изменения габаритов мотора в первоначальный проект танка пришлось внести некоторые изменения. Переделке подверглась и конструкция трака. Помимо монолитного листа толщиной 16 мм, рассматривался и другой вариант бронезащиты. «Броня Рожкова» представляла собой двухслойный лист: первый слой из мягкой «крупповской» стали, второй — из более твердой молибденовой. Появился и проект трёхслойной брони всё того же инженера А.З. Рожкова.

Впрочем, для того, чтобы не задерживать изготовление опытного танка, его собирались строить из однослойной брони. Работы, связанные с бронёй, велись весной и летом 1926 года.
Параллельно с этим изменения вносились и в другие элементы танка. К 31 мая, когда состоялось расширенное заседание Артиллерийского комитета, посвящённого танкостроению, боевая масса танка выросла до 5 тонн. 37-мм пушку «Гочкис» на заседании признали не отвечающей современным требованиям по пробитию брони. Вместо неё планировалось установить 45-мм пушку «большой мощности», которая разрабатывалась Комиссией научных артиллерийских опытов (КОНАРТОП). Правда, разработка этой пушки затянулась и дальше предложений дело по ней не продвинулось. Параллельно предлагалось разработать 37-мм танковую пушку с улучшенной баллистикой под патрон 37-мм зенитной пушки, тогда же было предложено разработать колёсные приспособления для перевозки танков типа «М» на значительные расстояния.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:46 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
В середине лета стало ясно, что в заданные сроки постройки первого образца уложиться не получится. Ближе к концу июля развернулась бурная переписка, связанная с задержкой постройки опытной машины. Завод обосновывал срыв сроков новизной машины, а также отвлечением на другие работы, в том числе разработку тракторов. Заказчик предлагал закончить танк в октябре, но на «Большевике» склонялись к тому, что сдать его получится не раньше конца декабря. Также завод просил разрешения строить опытный танк из неброневой стали, поскольку сложившаяся с бронёй ситуация задерживала изготовление.

Заводу напоминали, что к середине 1929 года ожидался выпуск уже 120–150 таких машин. В связи с задержкой была найдена резервная производственная площадка — Пермский орудийный завод, где планировалось собрать часть танков из 50-75 машинокомплектов. Случилось это в сентябре 1926 года, когда на повестке дня снова появился FIAT 3000.

13 ноября завод сообщил в письме: «Все детали закончены. Двигатель подготовлен к испытанию. Приступили к общей сборке». Первый опытный танк предполагалось собрать в декабре, но в полной готовности он должен был оказаться к середине февраля 1927 года. В конце декабря прошли успешные испытания ходовой части «танка сопровождения обр.1926 года». В декабре начались и испытания двигателя, которые сопровождались небольшими поломками. В самом конце 1926 года все основные узлы первого образца были закончены, оставалось соединить их воедино.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:48 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Первый опытный образец танка сопровождения, позже получивший обозначение Т-16 в цеху. 17 февраля 1927 года


Сборку первого отечественного танка собственной разработки закончили к 17 февраля 1927 года. Машина была очень похожа на то, что позже получило обозначение МС-1, но с рядом оговорок. В башне предусматривалась только установка пулемёта Фёдорова, танк имел жёсткие передние крылья. Моторно-трансмиссионное отделение было более коротким, чем у серийного танка, а на его крыше предусматривался воздухозаборник в виде широкого «грибка». По сравнению с исходным проектом изменилась ходовая часть танка: появился дополнительный опорный каток в носовой части машины.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:50 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Т-16 на заводском дворе. Этот танк имел иную конструкцию башни и чисто пулемётное вооружение
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:52 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

Отличалась и задняя часть моторного отделения
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 14:56 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Первые ходовые испытания танка проходили 3–5 марта 1927 года. Танк обкатывался на заводском дворе. 5 марта машину взвесили: без вооружения, боеприпасов и экипажа масса составила 4200 кг. Таким образом, в требования по массе удалось вписаться. За время первых испытаний мотор отработал три часа, после разборки обнаружились небольшие неполадки, которые исправили. Танк разобрали, все его детали осмотрели, после чего собрали вновь.

8 марта состоялся полноценный пробег. Танк отправился в сторону Ижоры, затем вернулся обратно. За 2 часа 37 минут опытный образец преодолел 12 километров шоссе и прошёл 5 километров по сложной местности. В связи с обкаткой двигателя 3-ю передачу пришлось сделать пониженной, поэтому машина развивала скорость не более 6–8 км/ч. Тем не менее первый полноценный выезд вызвал у заводчан прилив оптимизма. Сопровождавшие танк трактора шли с ним на равных только на самых сложных участках местности, на дороге он от них отрывался. При этом танк ехал на обычных гусеницах, а к тракам тракторов были прикреплены шпоры.



Испытания первого образца в апреле 1927 года.


В ходе испытаний не было зафиксировано ни единой поломки, общее состояние танка позволило переделать 3-ю передачу и тем самым повысить максимальную скорость до 15 км/ч. По итогам испытаний были переделаны амортизаторы передних опорных катков. К слову, всё это время танк ездил непокрашенным.

8 марта на «Большевике» признали танк пригодным к испытаниям с участием комиссии Артиллерийского управления. В управлении снабжения РККА считали иначе: на следующий день после испытаний на завод пришло письмо от Шукалова с длинным списком необходимых доделок. На опытный танк требовалось поставить топливные баки, нужно было понизить сиденье водителя, переделать ходовую часть, установить орудие. Пушка отличалась от той, что ставилась на «Рено-русский» — в частности, она получила дульный тормоз. Следующее испытание было назначено на 29 марта. Впрочем, уже тогда звучало мнение, что танк удался.

Испытания прошли не в конце марта, а 6–9 апреля, и даже к этому моменту танк пушку не получил. По итогам испытаний был составлен акт, в котором комиссия отметила целесообразность и приемлемость конструкции танка. Отмечались высокая манёвренность, удобство размещения экипажа в машине, безотказная работа двигателя. Вместе с тем комиссия составила список из 25 пунктов необходимых доработок. Отмечалось недостаточное сцепление гусеничной ленты, требовалось переделать смотровые щели, обеспечить водонепроницаемость танка. Орудие и пулемётную установку нужно было оснастить оптическими прицелами. Передние крылья и их кронштейны требовалось сделать съёмными. Кроме того, при изготовлении последующих танков предписывалось перейти с дюймовой резьбы на метрическую.


 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 15:02 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline



Доработанный образец. Хорошо видны изменения в кормовой части корпуса


Основная часть переделок была внесена в конструкцию в ходе модернизации, завершённой до 14 мая 1927 года. В башню наконец установили пушечное вооружение. Орудие получило щелевой дульный тормоз. В корме корпуса появился выступ, который играл роль дополнительного воздухопритока.



Танк получил орудие с дульным тормозом, который оказался малоэффективным


28 мая были проведены испытания двух типов дульного тормоза. Сначала орудие испытали без дульного тормоза, длина отката составила 58-60 мм. Далее поочерёдно испытали дульные тормоза. Выяснилось, что откат с ними составил всё те же 60 мм. Одним словом, эффективность нулевая. Это во многом объясняет, почему 37-мм пушка «Гочкис» с дульным тормозом встречается только на втором опытном образце танка.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 15:06 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
31 мая модернизированный танк отправился в испытательный пробег. Скорость на отдельных участках достигала 13 км/ч. В ходе пробега несколько раз нагревались тормоза. 3 июня машину погрузили на платформу и отправили в Москву, танк сопровождал водитель Александр Лундышев.



Испытания на проходимость. Преодоление пологого подъёма. Район деревни Ромашково, июнь 1927 года


С 9 по 15 июня танк испытывался. 10 числа советский лёгкий танк прошёл этап в 2 раза быстрее, чем Renault FT. Машина успешно преодолела проволочные заграждения, сбила телеграфный столб, за минуту танк удалось погрузить в 5-тонный грузовик Leyland. Отмечался более плавный, чем у Renault FT, ход, а также вполне достаточная проходимость — танк смог преодолеть окоп. 11 июня танк успешно прошёл от деревни Черепково до Ромашково, максимальная скорость составила 14 км/ч.

Несмотря на некоторые мелкие неисправности, было ясно — советский танк сопровождения удался. 6 июля он был принят на вооружение РККА под обозначением Т-18. Чтобы отличать серийные танки от опытного, последний обозначили как Т-16. Параллельно в отношении Т-18 использовался ещё один индекс — МС-1, то есть «малый, сопровождения, первый». Эта машина вошла в историю как первый серийный танк отечественной разработки.
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 15:08 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Испытания на проходимость. Преодоление пологого подъёма. Район деревни Ромашково, июнь 1927 года
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 15:10 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Испытания на проходимость. Район деревни Ромашково, июнь 1927 года
 
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ЛЕГКИЙ ТАНК СОПРОВОЖДЕНИЯ Т-18, МС-1 (малый сопровождения); » Т-16 (прототип танка Т-18\МС-1)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: