Форум icvi.at.ua
Пятница, 19.04.2024, 22:29
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » с 1992 г. УКРАИНА: ТАНК » УССР, Основной боевой танк Т-64 » "432" 1964 г. Первый серийный образец. (Модификации танков семейства Т-64)
"432" 1964 г. Первый серийный образец.
icvДата: Воскресенье, 26.10.2014, 18:38 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Работа по созданию нового среднего танка велась на базе совершенствования танка «430» как обладающего наиболее плотной компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего достаточно отработанные и практически проверенные в работе на танке основные узлы: двигатель, трансмиссию, управление, ходовую часть и др.

Одна из первых задач - резкое увеличение маневренных качеств машины - решалась установкой в танк форсированного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. (вместо 580 л.с. на «430») и значительным снижением веса танка до 30,5т (вместо 36т на «430»).

Одновременно с этим, сохраняя все имеющиеся в танке «430» положительные его качества, проектирование велось в направлении возможности получения на новом танке более высоких тактико-технических свойств. С целью увеличения огневой мощи на танк была установлена пушка У-5ТС калибра 115мм, а также впервые примененный в мировом танкостроении механизм заряжения, установка которого дала возможность снизить численность экипажа с четырех до трех человек (командир, наводчик и механик-водитель), значительно уменьшить объем боевого отделения танка.

Указанные конструктивные нововведения, а также ряд других (соосные торсионы, гусеница с РМШ, уменьшение высоты корпуса на 76 мм и высоты башни на 20 мм, уменьшение ширины корпуса) привели по сути к созданию нового маневренного танка - «Объект-432». Эскизный проект этого танка был завершен в 1960 году. В результате рассмотрения и одобрения эскизного проекта «Объект-432» было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 года о создании на заводе им. В.А. Малышева нового среднего танка.

В 1961 году конструкторским бюро в сжатые сроки был выполнен технический проект танка «объект 432». От эскизного он отличался прежде всего усиленной защитой. Рост калибров танкового вооружения вероятных противников, внедрение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также настоятельная необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка.

На танке «432» впервые в танкостроении была создана комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов. Резкое усиление защиты привело к увеличению веса танка по сравнению с эскизным проектом до 34т (вместо 30,5т).

В результате работы, проведенной КБ по совершенствованию танка «432», был создан и принят на вооружение новый средний танк «432», которому была присвоена марка Т-64.


Первый серийный образец. На лобовых скулах добавлены «брови». Добавлены амортизаторы на вторых катках, труба ОПВТ и пылеотражатель на трансмиссии.



Т-64 («Объект 432»).

Средний танк.

ОБОЗНАЧЕНИЯ
- Объект 432
- "Заказ 9" - заводское обозначение
- Объект 166А - обозначение введенное для дезинформации
- Объект 164 - обозначение зарезервированное для производства танка на УВЗ

НАЗНАЧЕНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ
Основной боевой танк Т-64 предназначен для решения боевых задач войск, в наступлении и обороне в условиях как обычной, так и ядерной войны.

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработчик КБ-60 ХЗТМ
Главный конструктор А.А.Морозов
Принят на вооружение Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС от 30.12.1966 года и приказом МО от 02.01.1967 года.
Производитель ХЗТМ
Годы выпуска 1963-1969
Количество выпущенных 1285 шт

МОДИФИКАЦИИ
Объект 432Р - танк Т-64 доведенный при капремонте до уровня Т-64А, унифицирован с 434 (Т-64А) по крыше МТО, бортовым экранам, силовой установке, трансмиссии, ходовой части, средствам связи, ОПВТ и др., но пушка осталась 115-мм Д-68.
Объект 436 - танк 432 (со 115-мм пушкой) с двигателем В-45.
Объект 438 - танк объект 436 с установкой дизельного двигателя В-45
Объект 439 - Т-64А с В-45. По данным некоторых источников, Объект 438, 439 это одна и та же машина, зачем-то переименованная.
Объект 003 - танк Т-64 с установкой газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ
Объект 004 - танк Т-64 с установкой газотурбинного двигателя ГТД-3ТП
Объект 619В - танк Т-64 дооборудованный для установки скоростных плавсредств СТДПС

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса 36,0 +2% т
Экипаж 3 чел
Длина с пушкой вперед 8948 мм
Длина с пушкой назад 9280 мм
Длина корпуса 6428 мм
Ширина 3200 мм
Ширина по съемным щиткам 3415 мм
Высота по крыше башни 2154 мм
Клиренс 456 мм
Колея 2730 мм
Длина опорной поверхности 4008 мм
Ширина трака 580 мм
Среднее удельное давление 0,815 кгс/см2
Вооружение: 1 х 115-мм пушка Д-68
1 х 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
1 х 7,62-мм автомат АК
Боезапас: 115-мм снарядов 40
7,62-мм патронов к пулемету 2000
Угол склонения пушки -6 °
Угол подъема пушки +14 °
Бронирование:
лоб корпуса 205 мм под углом 68°
борт корпуса 80 мм
лоб башни 575 мм под углом 20°
Двигатель: дизель 5ТДФ
Мощность 700 л.с. при об/мин
Удельная мощность 19,1 л.с./т
Максимальная скорость по шоссе 65 км/ч
Средняя скорость:
по шоссе 45-55 км/ч
по грунтовой дороге 30-40 км/ч
Запас хода по топливу:
по шоссе 550-650 км
по грунтовой дороге 250-370 км
Преодолеваемые препятствия:
брод (с предварительной подготовкой) 1,8 м
водная преграда с ОПВТ (при скорости течения до 1,5 м/с) 5 м
подъем 30°
крен 30°
стенка 0,8 м
ров 2,85 м
 
icvДата: Воскресенье, 26.10.2014, 18:39 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Воскресенье, 26.10.2014, 19:57 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Эскизный проект нового среднего танка, получившего шифр «объект 432», был выполнен под руководством А.А.Морозова в танковом КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева в 1960 г. по ТТТ Министерства обороны СССР.

В результате рассмотрения и одобрения эскизного проекта «объект-432» было издано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 г. о создании на заводе № 75 им. В.А.Малышева нового среднего танка. Однако к новому танку заказчиком (ГБТУ Министерства обороны СССР) было предъявлено новое требование по обеспечению защиты танка в лобовой части от новейших бронебойных подкалиберных снарядов (БСП) 105-мм нарезной пушки. После некоторого внутреннего сопротивления А.А.Морозов согласился с этим требованием и решил технически сложную задачу.

Технический проект нового среднего танка «объект 432» был разработан в сжатые сроки в мае 1961 г. Научно-технический комитет (НТК) ГБТУ Министерства обороны СССР выдал ТТТ на разработку нового среднего танка, утверждённые Начальником танковых войск генералом-полковником П.П.Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи проектирования состояли в повышении огневой мощи среднего танка за счёт установки 115-мм гладкоствольной танковой пушки Д-68 (индекс ГРАУ — 2А21) с механизированным заряжанием, улучшении противоатомной и противокумулятивной защиты танка, при сохранении манёвренных качеств «объекта 430». Боевая масса танка должна была составлять 34 т, экипаж — 3 человека.

От эскизного проекта он отличался прежде всего усиленной защитой. Рост калибров танкового вооружения вероятных противников, внедрение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка. На опытном среднем танке «объект 432» впервые в танкостроении была применена комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов. Усиление защиты привело к увеличению веса танка по сравнению с эскизным проектом до 34 т (вместо 30,5 т).

Пушка Д-68 (2А21) представляла собой вариант пушки У-5ТС «Молот» (2А20) с раздельным заряжанием выстрелов. Новые выстрелы для Д-68 проектировал НИИ-24.

Доработка технического проекта и изготовление опытных образцов танка велись согласно постановлению Совета Министров СССР № 957-407 от 24 октября 1961 г.

В отличие от КБ других заводов, в танковом КБ «отдел 60М» завода № 75 им. В.А.Малышева ведущий инженер по машине не назначался. За разработку нового среднего танка «объект 432», помимо главного конструктора А.А.Морозова, непосредственно отвечал заместитель главного конструктора по новой технике Я.И.Баран, за отдельные узлы и агрегаты - начальники соответствующих конструкторских групп и бюро: А.Я.Митник, Г.Б.Левит, М.Г.Степанов, М.А.Набутовский, а также В.И.Бондаренко, А.И.Мазуренко. В Министерстве оборонной промышленности (в конструкторском отделе Главтанка) машину вела З.И.Макарычева, во отраслевом «танковом» ВНИИ-100 - Ю.П.Костенко, затем В.В.Поликарпов.

Для отработки новой ходовой части танка «объект 432» на заводе № 75 им. В.А.Малышева был изготовлен ходовой макет на базе огнемётного танка ОТ-54 («объект 481»), с которого была снят огнемёт, а под днищем был приварен короб, в котором были смонтированы установки подвесок с катками малого диаметра, на бортах приварены оси поддерживающих катков и опоры телескопических амортизаторов; на макете устанавливалась гусеница с РМШ. Использование для макета шасси опытного среднего танка «объект 430» было признано нецелесообразным, так как надёжность силовой установки была недостаточной, а объем переделок по ходовой части там был не меньшим. Частые поломки двигателя 5ТД не гарантировали проведение ходовых испытаний в сжатые сроки.




Ходовой макет на базе ОТ-54 с первым вариантом ходовой части:




В середине 1961 г. ходовой макет вышел на испытания и через 900 км пробега его испытания были прекращены из-за усталостного разрушения пальцев РМШ в средней части под соединительным мостиком гусеничной ленты. Причиной разрушения явились циклические нагрузки, возникающие при перекатывании опорных катков по гусенице. Началась кропотливая работа по подбору более усталостнопрочного материала пальцев и технологических процессов повышения усталостной прочности, в конечном итоге вылившаяся в применение стальной трубы марки З0ХГСА и поверхностной упрочняющей накатки пальцев роликами перед процессом обрезинивания.
 
VertДата: Пятница, 15.05.2015, 22:56 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 417
Замечания: 0%
Статус: Offline
 
VertДата: Пятница, 15.05.2015, 22:57 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 417
Замечания: 0%
Статус: Offline
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:11 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
В марте 1962 г. был изготовлен первый опытный образец танка «объект 432». Из-за отсутствия башни и вооружения он, догруженный до расчётного веса технологической башней, был подвергнут, согласно ТТТ, испытаниям на бетонном шоссе в объеме 500 км пробега (с технической точки зрения скоростные испытания танка на бетонном шоссе были самыми разрушительными для ходовой части опытной машины). Для этого на три ночи прерывалось движение по шоссе Харьков – Ростов на Дону на участке между городами Балаклея – Изюм, протяженностью около 60 км.

Такие испытания проводились в отрасли впервые (впоследствии танки еще дважды побывали на этом участке) и в дальнейшем участок был срочно заасфальтирован и только это его спасло от полного разрушения, а танкостроители смогли проводить подобные испытания значительно позднее после постройки бетонного кольца в Кубинке на НИИ БТ Полигоне (с 1962 г. - 22 НИИ БТ Полигон).

В ходе этих испытаний была выявлена масса дефектов и поломок различных деталей, связанных с вибрационной нагруженностью при движении по бетонному шоссе на максимальных скоростях до 70 км/час. По ходовой части наиболее существенными и трудноустранимыми в дальнейшем явились: тепловое разрушение внутренних резиновых амортизаторов опорных катков и разрушение сепараторов конических подшипников опорных катков.

После установки штатной башни с вооружением в июне 1962 г. машина прошла заводские испытания, которые завершились 15 августа 1962 г. Второй опытный образец танка «объект 432» был изготовлен заводом № 75 им. В.А.Малышева в сентябре - октябре 1962 г.

22 октября 1962 г. на НИИ БТ Полигоне в Кубинке был проведён показ новой техники сухопутных войск для руководителей КПСС и Совета Министров СССР. Новый средний танк «объект 432» произвёл благоприятное впечатление на Первого Секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва. Он одобрил новую харьковскую машину, против которой выступали ряд высокопоставленных военных. По указанию Н.С.Хрущёва работы по новому танку были продолжены.

Всего до конца декабря 1962 г. в Харькове выпустили три опытных образца танка «объект 432». Один из которых - восстановленный после испытаний на бетонном шоссе танк, выпущенный в марте 1962 г. В период с 11 ноября 1962 г. по 30 марта 1963 г. все три опытных образца по мере изготовления проходили второй этап испытаний (ходовые и полигонные испытания).

Эти испытания выявили значительное количество дефектов и замечаний в связи с низкой работоспособностью двигателя 5ТДФ, БКП, механизма заряжания, большинства узлов ходовой части; испытания также показали, что ряд систем не обеспечивают отдельных параметров ТТТ, в частности по эффективности стрельбы. После проведенных доработок танк в марте 1963 г. предъявлялся на государственные испытания, но их не выдержал и поэтому не рекомендовался для принятия на вооружение.

Несмотря на трудности по доводке машины, ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о форсировании создания производственных мощностей для изготовления этого танка и строительства нового корпуса для изготовления основных наиболее сложных узлов двигателя 5ТДФ, его сборки и стендовых испытаний. Для ускорения отработки танка были подключены все научно-технические организации отрасли, началось их техническое перевооружение технологическим и стендовым оборудованием, развитие опытных цехов КБ заводов, особенно завода № 75 им. В.А.Малышева, создание заводских полигонов и специальных стрельбовых трасс для отработки и оценки систем вооружения, а в дальнейшем и отраслевых научно-испытательных станций в различных климатических зонах при головном «танковом» институте ВНИИ-100 (с 1966 гг. ВНИИТрансмаш).



Сборка танка «Объект 432» обр. 1963 г. на заводе им. В.А. Малышева:

 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:18 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Схема бронирования танка «Объект 432» обр. 1963 г.:
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:21 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Параллельно в 1963 г. были начаты работы по дальнейшему повышению могущества танка за счет установки на нем 125-мм гладкоствольной пушки. Новый вариант танка получил шифр «объект 434» (после принятия на вооружение Т-64А).

В IV квартале 1963 г. завод № 75 им. В.А.Малышева прекратил выпуск Т-55 («объект 155») и в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 395-141 от 28 марта 1963 г. приступил к сборке установочной партии для проведения войсковых испытаний, а также к подготовке производства танка «объект 432» по чертежно-технической документации главного конструктора, то есть не утвержденной заказчиком (ГБТУ Министерства обороны СССР). Одновременно с выпуском установочной партии в период с ноября 1963 г. по июль 1964 г. два ранее изготовленных заводских образца прошли третий этап вынужденных испытаний.

Первые десять машин установочной партии были готовы к началу марта 1964 г., из них три танка в период с мая по июнь 1964 г. подверглись государственным контрольным испытаниям, показавшим неудовлетворительные результаты.
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:22 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Установочная партия опытных средних танков «объект 432» в количестве 18 штук, была направлена для ускоренной эксплуатации в Белорусский, Туркестанский и Прикарпатский военные округа (ВО) по пять единиц и три танка - в Закавказский ВО. В течение 1964 г. суммарный пробег танков составил 59 000 км, в то время как суммарный пробег всех опытных танков составил в 1962 г. около 5 000 км, а в 1963 году – около 9 000 км.

Первой новыми танками «объект 432» была укомплектована дивизия в БВО (г. Слуцк) и в ходе их ускоренной эксплуатации перед конструкторами встали вопросы повышения абразивной стойкости узлов, особенно ходовой части. Работоспособность двигателя продолжала оставаться недостаточной, выявились его специфические требования к качеству эксплуатации и обслуживания. Новая техника требовала и от войск организации эксплуатации и технического обслуживания на более современном уровне, к чему армия не была готова, а сокращение экипажа до трех человек было встречено особенно негативно.

Процесс доводки машины продолжался. В 1965 г. был проведен целый ряд испытаний в различных климатических зонах образцов танка, уже изготовленных серийным производством, многие дефекты были устранены. Серийное производство танка продолжалось, к 1 января 1966 г. завод № 75 им. В.А.Малышева изготовил 254 серийных танка «объект 432». Из них три танка предназначались под установку 4-тактного 12-цилиндрового V-образного танкового дизеля В-45. Впоследствии танки получили наименование «объект 436».

В октябре 1966 г. танк вновь был представлен на государственные испытания и их результаты, наконец, позволили руководству страны принять решение о принятии танка на вооружение. Опытный средний танк «объект 432» под обозначением "средний танк Т-64" был принят на вооружение Советской Армии постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 982-321 от 30 декабря 1966 г. (приказ министра обороны СССР № 2 от 2 января 1967 г.).
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:24 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 982-321 от 30 декабря 1966 г. о принятии на вооружение Советской Армии были утверждены основные характеристики среднего танка Т-64:
1. Боевой вес – 36,5+2% тонн,
2. Экипаж – 3 человека,
3. Вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 и 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ,
4. Боекомплект: 40 выстрелов к пушке, из них 30 в механизме заряжания, 2000 патронов к пулемету,
5. Боеприпасы:
– подкалиберный снаряд: бронепробиваемость на дистанции 2 км 110 мм / 60° начальная скорость снаряда 1615 м/сек.; дальность прямого выстрела 1870 м.;
– кумулятивный снаряд: бронепробиваемость 200 мм / 60°; начальная скорость 950 м/сек.; дальность прямого выстрела 990 м;
– осколочно-фугасный снаряд: начальная скорость 800 м/сек.; максимальная дальность при угле возвышения 14° – 8960м,
6. Система стабилизации вооружения – 2-х плоскостная 2Э18,
7. Прицел-дальномер дневной – оптический ТПД-43Б,
8. Прицел ночной – электронно-оптический ТПН-1-43,
9. Лобовая броня:
– корпуса (верхний наклонный лист комбинированный) 80 мм стальной лист + 105 мм стеклотекстолит + 20 мм стальной лист / 68°;
– башня литая комбинированная с алюминиевым наполнителем толщиной (лоб и борта в секторе ±35°) 600-675 мм, конструктивные углы 10-50°,
10. Кратность ослабления радиации: проникающей – 16, от зараженной местности – 18,
11. Коллективная защита – герметизация, нагнетатель-сепаратор,
12. Удельная мощность – 19,5 л.с./т.,
13. Максимальная скорость: вперед до 70 км/ч, назад 5 км/ч,
14. Запас хода по шоссе – 600-650 км,
15. Двигатель – 2-тактный 5-цилиндровый турбодизель 5ТДФ мощностью 700 л.с.,
16. Габаритные размеры: длина 8948 мм; ширина 3415 мм (погрузочная ширина по гусеницам 3270 мм); высота 2154 мм и клиренс 476,5 мм,
17. Среднее удельное давление гусеницы на грунт – 0,8 кг/кв.см,
18. Глубина преодоления водных преград по дну: брод – 1 м, с ОПВТ до 5 ,
19. Гарантийная наработка – 3000 км пробега.

Имеются данные, что с целью дезинформации вероятного противника до принятия танка на вооружение Т-64 («объект 432») при эксплуатации в войсках, в танковых училищах и в специальной технической литературе он имел обозначение «объект 166А».

После принятие на вооружение среднего танка Т-64 («объект 432») его серийное производство продолжилось на заводе № 75 им. В.А.Малышева до 1969 г., когда на конвейере его сменил новый средний танк Т-64А («объект 434») с 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81. Всего в 1962 - 1969 гг. (в конце 1962 г. - первые опытные образцы, с 1963 г. - установочная серия, с 1964 г. - серийно) в Харькове изготовили 1291 танк Т-64 («объект 432»).




Средний танк «Объект 432» в войсках:

 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:40 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
В 1967 г. за участие в создании танка Т-64 («объект 432») были отмечены Ленинской премией: О.В.Соич – директор ПО «Харьковский завод им. В.А.Малышева» (бывш. завод № 75 им. В.А.Малышева); А.А.Морозов – главный конструктор танка; Я.И.Баран - первый заместитель главного конструктора; Л.Л.Голинец – главный конструктор двигателя 5ТДФ; В.С.Старовойтов B.C. – директор ВНИИТрансмаш (до 1966 г. НИИ-100); В.И.Креопалов – директор Красногорского механического завода; В.В.Иерусалимский – заместитель директора НИИСтали; А.В.Радус-Зеньковский – генерал-лейтенант ИТС - Начальник НТК ГБТУ. Большая группа участников работ была награждена орденами и медалями.

В сентябре 1967 г. 243 танка Т-64 («объект 432») приняли участие в учениях «Днепр», где подтвердили свои высокие тактико-технические возможности в ходе форсированных маршей и боевых стрельб.

Осенью 1967 г. в БВО под руководством межведомственной комиссии были проведены ускоренные войсковые испытания 10 танков Т-64 («объект 432») в объеме гарантийной наработки. Испытания проводились в районе Уречье смешанными экипажами, состоящими из представителей промышленности и военнослужащих. В ходе этих испытаний значительный объем пробега танков составило движение по хвойному мелколесью. К окончанию испытаний на танках начал резко увеличиваться расход моторного масла, что свидетельствовало об абразивном износе поршневой группы двигателей. После разборки и дефектовки танков было обнаружено застревание сосновых игл в циклонах очистки воздуха одноступенчатых воздухоочистителей. Имитация на стендовом оборудовании этого явления показала, что, застревая в циклоне, хвоя полностью нарушает процесс прохождения и очистки воздуха, поступающего в двигатель, и за несколько часов работы полностью выводит его из строя из-за абразивного износа поршневых колец.

Руководством отрасли была поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить нормальные условия для работы двигателя на запыленном воздухе. Сначала в стендовых условиях развернулась отработка отдельных элементов системы воздухоочистки, а для окончательной проверки в мае - июне 1968 г. были проведены сравнительные испытания 6 танков Т-64 («объект 432») в районе г. Самарканда.

На этих танках испытывалось четыре варианта воздухопитания: серийный; серийный с предварительной очисткой воздуха на входе за счет установки инерционной решетки; новый двухступенчатый (кассетный) воздухофильтр и, так называемый, «капитальный» вариант, который показал наилучшие результаты и был внедрен в серийное производство, но уже на танке Т-64А («объект 434»).

В этом варианте на входе воздуха в фильтр была установлена инерционная решетка, циклоны воздухоочистителя установлены вертикально, ранее по условиям более плотной компоновки они располагались горизонтально, что способствовало загрязнению нижнего рядя циклонов, была улучшена система отсоса пыли из воздухоочистителя. Параллельно существенной доработке подверглась система охлаждения двигателя, компенсационный бачок и паровоздушный клапан, которые были расположены на продольной оси танка, ранее они устанавливались на правом борту в МТО, что приводило к нарушениям в работе системы, особенно при крене танка. Эти испытания и все возрастающий объем эксплуатации танков Т-64 («объект 432») в войсках показали, что уровень надежности машины постоянно повышался, и танк начал приобретать все большее число своих приверженцев среди танкистов.

По своему времени средний танк Т-64 («объект 432») превосходил все известные в то время танки практически по всем основным качествам, причем обладал значительно меньшим весом, и обеспечил советскому танкостроению приоритет над зарубежным на длительный период. Одним из основных недостатков танка был низкий технический ресурс двигателя 5ТДФ, который в течении отработки и его серийного производства удалось увеличивать от серии к серии (в процессе отработки двигатель 5ТДФ выпускался производственными сериями, отличавшимися степенью доработки конструкции). Из-за высокой механической и тепловой нагруженности, свойственной двигателям с подобной компоновкой (имели по два поршня в каждом из пяти цилиндров) длительное время велась отработка эжекционной системы охлаждения танка, позволявшей добиться "съёма" тепла от двигателя. Внедрялись мероприятия по снижению расхода масла. В конечном счете, лишь с 1975 г. на двигателе 5ТДФ была внедрена многотопливность, а к 1976 г. гарантийную наработку дизеля довели до 500 ч. Фактически на отработку нового дизеля ушло более 10 лет.


http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3864.0
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:43 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Средний танк "объект 432", 1963 г.:

 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:48 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Средний танк "объект 432", c cент. 1964 г.:

 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:49 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Компоновка среднего танка «объект 432»:

 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:50 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Несмотря современную критику танков семейства Т-64 («объект 432») / Т-64А («объект 434») и их главного конструктора А.А.Морозова первые опытные образцы танков Т-72 («объект 172М») и Т-80 («объект 219»), принятых в последствии на вооружение в СССР и ставшими первыми в семействах танков Т-72 и Т-80, были созданы путём прямой переделки танков Т-64А («объект 434»).
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:52 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В центре отделения управления (по продольной оси машины) размещалось сиденье механика-водителя (такое расположение упрощало вождение танка механиком-водителем, но усложняло его выход при определенных углах поворота башни), перед которым на днище корпуса были установлены рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива и педаль трансмиссии (педаль отключения БКП). На верхнем наклонном листе носовой части корпуса перед сиденьем механика-водителя располагались гирополукомпас ГПК-59, коробка релейная распределительная КРР-2 и автомат АС-2 системы УА ППО, педаль остановочного тормоза, кран с клапаном гидропневмоочистки приборов наблюдения, клапан пуска двигателя сжатым воздухом, вентилятор обдува механика-водителя, две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса и светильник освещения избирателя передач.

Справа от сиденья механика-водителя на днище были установлены избиратель передач (рычаг переключения передач), влагосборник, кран отбора воздуха, а также правый топливный бак и бак-стеллаж с частью боекомплекта пушки. Впереди избирателя под правым топливным баком размещались два баллона со сжатым воздухом. Кроме того, на правом топливном баке крепились коробка управления нагнетателем КУВ-5, рентгенметр ДП-3Б, регулятор температуры РТС-27-4 электрообогрева приборов наблюдения, коробка динамического торможения КД-1 и распределительная коробка КРПУ системы ПАЗ.

Слева от сиденья механика-водителя на днище корпуса находились рукоятки приводов ручной подачи топлива и жалюзи системы охлаждения, носовой центробежный водооткачивающий насос с электромоторным приводом и краном переключения (использовался также для перекачки топлива из емкостей (контейнеров, бочек и т.п.) в топливные баки; переключение на топливную или водяную магистрали осуществлялось с помощью крана переключения), топливный фильтр, топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1 и кран подачи топлива к подогревателю. Помимо этого, слева располагались левый топливный бак, щиток контрольных приборов и аккумуляторные батареи, над которыми крепились пускорегулирующая аппаратура и выключатель батарей. За аккумуляторными батареями размещались три баллона системы УА ППО.

Для наблюдения за полем боя и вождения машины перед механиком-водителем в верхнем лобовом и скуловых броневых листах корпуса монтировались три перископических смотровых прибора ТНПО-160, обеспечивавших общий сектор горизонтального обзора 192°. Приборы наблюдения имели электрообогрев входного и выходного окон. При ночном вождении танка вместо центрального смотрового прибора в шахте устанавливался бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2БМ. Очистка смотровых приборов механика-водителя от пыли, грязи и снега осуществлялась с помощью системы гидропневмоочистки. Бачок с жидкостью и дозатор для гидропневмоочистки смотровых приборов, а также прибор ТВН-2БМ в чехле размещались в носовой части корпуса в отделении управления.

В крыше отделения управления над рабочим местом механика-водителя имелся входной люк. Поворотная броневая крышка люка открывалась (поднималась) и закрывалась с помощью закрывающего механизма (открытие и закрытие люка как изнутри, так и снаружи было возможно только при определенных положениях башни). Для исключения вращения башни от электропривода при открытом люке механика-водителя имелась блокировка, связанная с положением крышки люка. В случае необходимости (при работающем стабилизаторе) механик-водитель с помощью включения специального тумблера мог повернуть башню в положение, обеспечивавшее ему открытие входного люка.

Слева от входного люка механика-водителя находился вентиляционный лючок, сзади на подбашенном листе - плафон дежурного освещения и аппарат ТПУА-4 механика-водителя.

Конструкция сиденья механика-водителя обеспечивала его фиксацию в двух положениях: нижнем (при вождении танка по-боевому) и верхнем (при вождении танка по-походному), а также регулировку по высоте и вдоль корпуса машины для установки сиденья в удобное для механика-водителя положение. При вождении танка по-походному в зависимости от погодных условий на люк механика-водителя мог устанавливаться защитный чехол со смотровым щитком.

За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся люк запасного выхода, крышка которого открывалась наружу (опускалась на грунт).

Из-за принятой конструкции механизма заряжания механик-водитель оказался изолирован от других членов экипажа кабиной и вращающимся конвейером. Переход механика-водителя из отделения управления в боевое отделение был возможен только при положении башни с пушкой назад и демонтаже двух лотков с выстрелами из конвейера механизма заряжания.

Боевое отделение располагалось в средней части корпуса в специальной кабине и башне танка. Кабина представляла собой алюминиевый каркас, который крепился к верхнему погону опоры башни через промежуточные кронштейны и вращался вместе с ней относительно корпуса танка. Она обеспечивала защиту командира танка и наводчика (их рабочие места находились, соответственно, справа и слева от пушки) от вращающегося конвейера механизма заряжания. Для перемещения членов экипажа из отделения управления в боевое и обратно служил люк в кормовой части кабины (по продольной оси). Проемы кабины между стойками, а также ее верхние полки закрывались подбоем.

В башне размещались: основное и вспомогательное оружие танка, узлы и агрегаты стабилизатора, механизм заряжания танковой пушки с пультом управления, приборы прицеливания и наводки, средства внешней и внутренней связи, а также часть приборов систем ПАЗ, ППО, электрооборудования и боекомплекта.

Над сиденьем командира танка на крыше башни устанавливалась командирская башенка с входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. В командирской башенке размещались два прибора наблюдения ТНП-160, комбинированный (дневной и ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-3 и осветитель ОУ-3ГК (на крыше башенки).

Для облегчения удержания перекрестия прибора ТКН-3 на выбранной цели при целеуказании наводчику использовался механизм удержания командирской башенки. Он находился в одном корпусе со стопором башни и включал ведущую шестерню, связанную с зубьями нижнего погона шариковой опоры башни, электромагнитную муфту со сдающим звеном (фрикционная муфта) и привод, соединявший механизм с зубчатым венцом внутреннего погона командирской башенки. Кроме того, на механизме удержания монтировался косинусный потенциометр, предназначавшийся для внесения поправок в прицел-дальномер при движении танка на цель под углом. Вращение командирской башенки при нажатии на кнопку на левой рукоятке прибора ТКН-3 (на правой рукоятке прибора ТКН-3 находилась кнопка включения прожектора ОУ-3ГК) осуществлялось со скоростью переброса башни (18 град./с), но в противоположную сторону.

Наводчик для наблюдения за полем боя днем располагал монокулярным, стереоскопическим, с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости танковым прицелом-дальномером ТПД-43 или перископическим прибором наблюдения ВНМ, ночью — монокулярным перископическим прицелом ТПН-1 (ТПН1-432) с блоком питания БТ-6-26М и инфракрасным прожектором Л-2АГ (устанавливался на кронштейне слева на лобовой части башни). Для очистки защитных стекол прицела-дальномера и его базовой трубы от грязи, пыли и снега применялась система гидропневмоочистки, аналогичная по своей конструкции системе гидропневмоочистки смотровых приборов механика-водителя. Однако в этой системе использовался отдельный двухлитровый воздушный баллон (монтировался слева от сиденья наводчика, на стенке кабины) и редуктор, понижавший давление воздуха до 1,37 МПа (14 кгс/см2). Кроме того, для устранения запотевания и обмерзания защитных стекол прицела-дальномера и его базовой трубы имелась еще система обдува их воздухом. В ее состав входил центробежный нагнетатель, забиравший воздух из боевого отделения и подававший его по специальным воздуховодам через выходные сопла к защитным стеклам головки прицела, левой головки базовой трубы и левого окна башни, а также правой головки базовой трубы и правого окна башни.

Для посадки и выхода наводчика над его рабочим местом в крыше башни имелся люк, закрывавшийся броневой крышкой. В средней части крышки люка был сделан лючок для установки воздухопитающей трубы ОПВТ, закрывавшийся откидной крышкой на двух петлях и запиравшийся замком, который можно было открыть только специальным ключом. Для облегчения открывания крышек входных люков командира танка и наводчика в их петлях устанавливались пучковые торсионы, изготовленные из стальных пластин.

В боевом отделении, в корпусе за кабиной и конвейером у перегородки МТО, размещались два задних внутренних топливных бака. Между правым задним топливным баком и бортом устанавливался подогреватель системы подогрева двигателя с калорифером. Над ним у моторной перегородки крепился нагнетатель с фильтром системы ПАЗ, а в специальном окне левого заднего топливного бака — вытяжной вентилятор. На левом борту за аккумуляторными батареями монтировался гидропривод горизонтальной наводки стабилизатора.

Удаление из танка пороховых газов во время стрельбы, а также обдув экипажа свежим воздухом в жаркое время года обеспечивались системой вентиляции обитаемых отделений. Эта система включала в себя нагнетатель с ручным приводом для открывания и закрывания клапанов, легкосъемный электровентилятор (перед механиком-водителем), воздухоприток башни (на кормовом листе крыши башни), воздухоприток корпуса (на скуловом листе крыши слева от водителя) и вытяжной вентилятор. Включение вытяжного вентилятора осуществлялось при нажатии кнопки «Пуск» на коробке КУВ-5, располагавшейся в боевом отделении у командира.

МТО находилось в кормовой части танка и было отделено от боевого отделения герметичной перегородкой. В отделении поперек корпуса устанавливался двигатель с выводом мощности на ведущие колеса с обоих концов коленчатых валов через правую и левую БКП, смонтированные в блоке с соосными планетарными бортовыми редукторами. Между двигателем и моторной перегородкой располагались баки систем смазки двигателя (левый) и трансмиссии (правый).

Над двигателем у левого борта корпуса располагался воздухоочиститель, а на днище под воздухоочистителем - кормовой насос для откачки воды при преодолении танком водной преграды по дну. На правом борту крепились расширительный бачок системы охлаждения двигателя и труба газохода, соединявшаяся с помощью кольцевого компенсатора с корпусом газовой турбины двигателя. Между двигателем и кормовым листом корпуса устанавливался кормовой топливный бачок. В МТО также размещались узлы приводов управления, механизм остановки двигателя (МОД), термодымовая аппаратура (ТДА), термодатчики системы УА ППО, датчики контрольных приборов и высоковольтная катушка факельного подогрева. Благодаря плотной компоновке объем МТО составлял всего 2,62 куб. м.

Основным оружием танка являлась 115-мм гладкоствольная стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д-68 раздельно-гильзового заряжания с клиновым полуавтоматическим затвором горизонтального перемещения и эжекционным механизмом очистки канала ствола от пороховых газов после выстрела. Затвор пушки был оборудован механизмом повторного взвода ударника и механизмами, предохраняющими от механического самоспуска при движении танка с заряженной пушкой и от выстрела при не полностью закрытом затворе. Справа на люльке пушки в специальном кронштейне устанавливался спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ.

Для наводки пушки и спаренного с ней пулемета в цель при стрельбе прямой наводкой служили прицел-дальномер ТПД-43 и ночной прицел ТПН-1, а при стрельбе из пушки с закрытых огневых позиций — боковой уровень и азимутальный указатель. Ошибка измерения дальности с помощью прицела-дальномера в диапазоне 1000-4000 м составляла 3-5%. Наводка спаренной установки оружия в цель осуществлялась с помощью электрогидравлического стабилизатора 2Э18 «Сирень» от рукояток пульта управления прицела-дальномера или рукояток гидравлического подъемного механизма пушки и ручного механизма поворота башни. Углы наводки по вертикали при выключенном стабилизаторе находились в пределах от -6 до +14°.

Помимо обеспечения эффективности ведения огня сходу, оборудование стабилизатора 2Э18 «Сирень» использовалось для целеуказания от командира танка наводчику в горизонтальной плоскости, а также для аварийного поворота башни с рабочего места механика-водителя.

Скорости наводки спаренной установки от пульта управления прицела-дальномера (при работе электропривода) с использованием гидравлических механизмов составляли: по вертикали — от 0,05 до 3,5 град./с, по горизонтали — от 0,05 до 18 град./с. Поворот башни осуществлялся как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наводки. При неработающем электроприводе башню можно было повернуть с помощью механизма поворота с ручным приводом, располагавшегося слева от наводчика. Отключение механизма поворота башни с ручным приводом при работе гидравлического механизма поворота и его включение осуществлялись электромагнитной муфтой с питанием от бортовой сети танка. В маховике механизма поворота башни с ручным приводом размещался азимутальный указатель, а его привод - в верхнем картере механизма.

Выстрел из пушки мог производиться как с помощью электрического (гальванозапала), так и механического (ручного) спусков. Электроспуск осуществлялся при нажатии на кнопку, находившуюся на правой рукоятке пульта прицела-дальномера, или на клавишу, располагавшуюся на рукоятке маховика подъемного механизма пушки. Рычаг механического (ручного) спуска выходил наружу за левый щит ограждения пушки. Для стрельбы из пулемета использовалась кнопка на левой рукоятке пульта управления прицела-дальномера или кнопка на рукоятке маховика механизма поворота башни.

Для стрельбы из пушки применялись выстрелы раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой: 3ВБМ1 (с бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ5); 3ВБК4 (с кумулятивным снарядом 3БК8 или 3БК8М) и 3ВОФ18 (с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ17). Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью прицела-дальномера ТПД-43 для снаряда 3БМ5 составляла 4000 м, для снарядов 3БК8 (3БК8М) и 3ОФ17 — 3300 м, с использованием ночного прицела ТПН-1 — 800 м. Дальность прямого выстрела (при высоте цели 2 м) равнялась 1870, 970 и 990 м соответственно. Бронепробиваемость снаряда 3БК8М составляла 450 мм, а 3БМ5 на дальности 1000 м — 250 мм (135 мм под утлом 60° от вертикали).

Для повышения скорострельности пушки танк был оборудован электрогидромеханическим механизмом заряжания (МЗ) конвейерного типа. Для заряжания пушка приводилась к постоянному углу возвышения 2°48'. В состав МЗ входили: конвейер, механизм поворота конвейера, механизм подачи, механизм улавливания и перекладки поддона, механизм досылания, гидроприводные и гидрораспределительные устройства, гидростопор пушки, гидростопор механизма поворота конвейера, блок реле механизма заряжания, пульт управления, пульт загрузки и разгрузки выстрелов. Скорость вращения конвейера составляла 24 град./с, минимальная продолжительность заряжания одного выстрела — 6 с, максимальная (полный поворот конвейера) — 20 с.

Конвейер представлял собой сварную кольцевую конструкцию, размешавшуюся снаружи кабины. Своим верхним кольцом он крепился к внутреннему венцу погона опоры башни и вращался на шариковой опоре. В конвейере размещались 30 лотков механизма заряжания с выстрелами, которые выводились на линию заряжания с помощью механизма поворота конвейера (гидромотор механизма располагался справа от сиденья командира) и рычага механизма подачи. Досылание выстрела в камору ствола пушки после вывода его на линию заряжания обеспечивалось механизмом досылания с реверсивным гидромотором, устанавливавшимся на донном листе в кормовой части башни. Удержание пушки на угле заряжания на время работы механизмов подачи и досылания обеспечивалось гидромеханическим стопором, крепившимся с правой стороны от пушки в передней части крыши башни танка.

После производства выстрела экстрактируемый поддон (металлическая часть частично сгорающей гильзы) захватывался и удерживался механизмом улавливания с тросовым приводом (монтировался на задней части левого щита ограждения пушки), который после очередного заряжания пушки перекладывал его в освободившийся лоток конвейера. Боевая скорострельность с использованием механизма заряжания достигала 8-9 выстр./мин.

При отказе МЗ заряжание пушки выстрелами из конвейера могло осуществляться с помощью ручных (дублирующих) приводов МЗ (поворота конвейера и подъема рычага механизма подачи). Для этой цели использовалась специальная съемная рукоятка, устанавливавшаяся на хвостовике шестерни ручного привода механизма подачи (трехступенчатый цилиндрический редуктор). Заряжание пушки также могло производиться вручную выстрелами, взятыми из немеханизированных боеукладок танка.

В боекомплект пушки входили 40 выстрелов, 30 из которых располагались в лотках конвейера МЗ, где они укладывались по трем типам в любом соотношении. Остальные десять выстрелов только с осколочно-фугасными или кумулятивными снарядами размещались в немеханизированных стеллажных укладках в отделении управления и в боевом отделении. В отделении управления находились шесть зарядов и восемь снарядов, из которых четыре заряда и восемь снарядов укладывались в специальных гнездах бака-стеллажа, а два заряда устанавливались вертикально около него и удерживались с помощью хомутов. В боевом отделении размещались четыре заряда и два снаряда. Три заряда располагались впереди сиденья командира на полу кабины: по одному заряду и снаряду — в левой нише башни и один снаряд — сзади сиденья командира танка.

Боекомплект к спаренному пулемету ПКТ состоял из 2000 патронов. Пулеметные патроны были снаряжены в ленты по 250 шт. и размещались следующим образом: одна лента в магазине — на установке пулемета; три ленты в трех магазинах — в правой нише кормы башни; четыре ленты в двух ящиках — на полу кабины под пушкой.

Внутри танка также были предусмотрены укладки: для автомата АК-47 (крепился в чехле в боевом отделении на стенке кабины сзади сиденья командира) со 120 патронами, 26-мм сигнального пистолета СПШ (в кобуре на левом съемном щитке кабины сзади сиденья наводчика) с 12 сигнальными патронами и 10 ручных гранат Ф-1 с запалами (в четырех сумках на полу кабины за сиденьем наводчика).

В походном положении пушка стопорилась с помощью специальной тяги, которая позволяла закреплять ее относительно башни в одном из трех положений по вертикали. Стопорение башни относительно корпуса танка в любом положении обеспечивалось гребневым стопором башни с восемью зубьями. Для предотвращения включения электропривода при застопоренной башне имелась блокировка электропривода со стопором башни.

Броневая защита танка — противоснарядная, с использованием в конструкции корпуса и башни комбинированных броневых преград. Она обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздействия всех типов снарядов зарубежных 105-мм нарезных танковых пушек с дальности 500 м при курсовых углах обстрела ±20°.

Лобовые и скуловые броневые листы носовой части корпуса имели большие утлы наклона от вертикали. Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, имевшей многослойную комбинированную конструкцию, составлял 68° от вертикали. Между наружным и внутренним броневыми листами располагались два листа стеклотекстолита. Этот сравнительно легкий материал, не вызывая большого увеличения массы корпуса танка, эффективно ослаблял действие кумулятивной струи и потока быстрых нейтронов.

К верхнему наклонному листу приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками, два кронштейна с ограждениями для крепления фар и трубки для подвода электропроводов к фарам и габаритным фонарям, две скобы для крепления буксирных тросов. К кронштейнам фар крепился грязеотражательный щиток, предотвращавший затекание воды и грязи на корпус при движении танка.

Борта корпуса — вертикальные броневые листы, имевшие в средней части выштамповку, сделанную для увеличения внутреннего объема корпуса (под установку МЗ с размещением максимально возможного количества выстрелов). В верхней части каждой выштамповки имелись два местных углубления: под верхнюю ветвь гусеницы и под вварку подбашенной броневой накладки. Кроме того, к бортам корпуса снаружи приваривались кронштейны кривошипов направляющих колес (в передней части), по четыре кронштейна поддерживающих катков (вдоль средней части), упоры балансиров (по одному на передних и по два на пятых и шестых узлах подвески), оси для крепления амортизаторов на первых, вторых и шестых узлах подвески, а также надгусеничные полки с пылевыми и грязевыми щитками (передними и задними). В местах установки амортизаторов в бортах корпуса были сделаны углубления, которые вместе с углублениями под верхние ветви гусениц образовывали ослабленные зоны броневой защиты.

Кормовая часть корпуса представляла собой сварной узел из штампованного броневого кормового листа, наклонной части заднего листа днища и картеров коробок передач, приваривавшихся к бортам. На кормовом листе слева и справа в верхней его части приваривались по одному кронштейну для крепления задних габаритных фонарей, в средней части — кронштейны для лент крепления бревна самовытаскивания, а также кронштейны для крепления жалюзи на выходе отработавших газов двигателя из эжектора, в нижней части, ближе к картерам коробок передач - буксирные крюки с пружинными защелками. В середине кормового листа имелось отверстие под установку регулировочного винта закрутки торсионов крыши МТО, закрывавшееся защитным цилиндрическим колпаком.

Крыша корпуса состояла из переднего и заднего броневых листов, съемной части крыши над МТО и двух броневых подбашенных накладок. В переднем листе крыши по продольной оси корпуса имелся вырез под входной люк механика-водителя, справа от него — лючок для заправки топливом передних топливных баков, слева — лючок воздухопритока. На заднем листе крыши слева у борта располагались лючок для выброса воды кормовой помпой, лючок для заправки задних топливных баков и вваривался патрубок, соединявший наружные топливные баки с внутренними. Справа у борта находились воздухозаборный люк нагнетателя и лючок для выброса отсепарированной пыли. Для их защиты приваривались пулезащитные планки.

Сварная конструкция крыши МТО изготавливалась из катаных броневых листов и литых боковин, с внутренней стороны которой приваривалась эжекторная коробка. В передней части съемной крыши располагались жалюзи над радиаторами, слева у борта — жалюзи над воздухоочистителем. Все жалюзи были прикрыты защитными сетками. Кроме того, на крыше МТО имелись лючки для заправки масляных баков двигателя, трансмиссии и системы охлаждения, а также лючки для установки клапана при подводном вождении танка и для монтажа ресивера выпускной системы и жалюзи обводного канала газохода. Во впадине съемной крыши размещался лючок для забора воздуха охлаждения компрессора. Все лючки закрывались броневыми крышками.

Для обеспечения доступа к узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии крыша поднималась на угол 29°30 с помощью рычажно-торсионного механизма подъема.

Днище корпуса танка сваривалось из трех штампованных броневых листов, имевших в поперечном сечении корытообразную форму. Для компактного размещения торсионов и увеличения жесткости конструкции в днище были сделаны продольные и поперечные выштамповки. В переднем листе днища также имелась выштамповка, обеспечивавшая необходимую высоту для размещения механика-водителя по-боевому. Вдоль бортов корпуса в днище с каждой стороны вваривалось по шесть кронштейнов узлов подвески. В кронштейне шестого узла подвески левого борта имелся лючок для выпуска продуктов сгорания из подогревателя, закрывавшийся броневой крышкой. Напротив кронштейнов вдоль продольной оси корпуса в вырезы в днище вваривались шесть опор торсионных валов. В днище корпуса также находились люки, закрывавшиеся броневыми пробками и крышками и предназначавшиеся для доступа к узлам и агрегатам танка при его обслуживании. В перегородке МТО были сделаны два круглых отверстия: в правой части, внизу у борта — для вывода жаровой трубы котла подогревателя, в левой верхней части — под приварку фланца для установки вентилятора. Кроме того, в перегородке находились отверстия с направляющими втулками и уплотнениями (для обеспечения требуемой герметичности) для прохода тяг приводов управления, трубопроводов и электропроводов.

Башня танка представляла собой фасонную отливку из броневой стали с мощной лобовой частью, к верхней части которой приваривались штампованная крыша и корпус базовой трубы прицела-дальномера, в выточке нижней части — донный лист. В правой и левой половинах лобовой части башни имелись специальные полости, заполненные вставками из алюминиевого сплава. В передней части башни располагалась амбразура с замкнутым периметром под установку пушки. К боковым поверхностям амбразуры приваривались дуговые щеки, предназначавшиеся для защиты от свинцовых брызг пуль внутреннего чехла, герметизирующего амбразуру пушки, и понижения давления проходящей ударной волны, воздействовавшей на чехол. В верхней части амбразуры к приварным планкам крепился верхний защитный щиток. Для крепления наружного чехла пушки сверху и по бокам от амбразуры приваривались желобки, а внизу амбразуры — планка с отверстиями под болты. Справа от амбразуры размещалось овальное отверстие для спаренного пулемета, слева приваривались кронштейн для установки прожектора Л-2АГ и трубка для подвода к нему электропровода. В корпусе башни перед выходными окнами прицела-дальномера имелись специальные вырезы, обеспечивавшие необходимую обзорность.

В правой половине крыши башни располагалось круглое отверстие, в которое вваривался фланец крепления антенны, а за ним - вырез для приварки к башне основания командирской башенки.

В левой половине крыши были сделаны два круглых отверстия под крепление тяги прицела-дальномера и установку прибора наблюдения наводчика, а также два полукруглых выреза. В вырезы вваривались фланец для монтажа прицела ТПН-1 и основание люка наводчика. В верхней части кормы башни располагались резьбовое отверстие для крепления розетки связи с десантом, две бонки для крепления трубы фары и отверстие для вывода электропровода к ней, а также лючок воздухопритока башни.

Башня монтировалась на шариковой опоре, представлявшей собой радиально-упорный подшипник с охватываемым подвижным погоном, касанием шариков с беговыми дорожками в двух точках. Верхний погон опоры башни крепился болтами с амортизационными (резиновыми) втулками к ее донному листу, нижний — в кольцевой выточке переднего и заднего листов крыши корпуса, и подбашенных планок. Стык нижнего погона с деталями крыши уплотнялся резиновым кольцом. Между башней и нижним погоном в выточке нижнего погона устанавливалась резиновая манжета, стянутая капроновым кольцом, которая предотвращала проникновение внутрь боевого отделения пыли при движении танка, воды во время подводного вождения, ударной волны и радиоактивной пыли при ядерном взрыве.

Для монтажа и демонтажа башни в ее передней и задней частях приваривалось по два крюка, а на бортах башни — по одному десантному поручню. Кроме того, в кормовой части башни имелись кронштейны, бонки, скобы для крепления брезента, крышки уплотнения жалюзи над воздухоочистителем и прожектора Л-2АГ, а также крючки крепления троса сброса трубы ОПВТ для выпуска отработавших газов двигателя.

Танк был оборудован системой ПАЗ, которая вместе с броневой конструкцией и постоянно установленными уплотнительными устройствами обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны ядерного взрыва за счет дополнительной герметизации машины с автоматическим закрытием всех отверстий (вентиляционные лючки, жалюзи над радиатором и воздухоочистителем, створки газохода и эжекторной коробки, клапаны нагнетателя). Постоянные уплотнения имели: амбразуры пушки и пулемета, шариковая опора башни, перегородка МТО, крышки люков членов экипажа и запасного выхода, а также места установки приборов наблюдения и прицеливания.
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:52 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

Защита от быстрых нейтронов обеспечивалась за счет установки внутри машины специального противорадиационного материала (подбоя) на основе полиэтилена. Дополнительной защитой для командира и наводчика являлись также вертикально расположенные заряды артиллерийских выстрелов, а для механика-водителя - дизельное топливо, располагавшееся в левом и правом передних баках. Все это обеспечило 16-кратное ослабление уровня проникающей радиации. Кроме того, для защиты командира танка было введено «падающее» сиденье. При срабатывании пиропатрона ПП-3 специального механизма сиденье вместе с командиром опускалось вниз под защиту наиболее толстой брони башни.

Для защиты экипажа от радиоактивной пыли при преодолении танком участков радиоактивно зараженной местности были предусмотрены подача нагнетателем в боевое отделение очищенного воздуха и создание внутри обитаемых отделений избыточного давления (подпора), препятствующего проникновению пыли через неплотности корпуса и башни машины. Нагнетатель представлял собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха в роторе. Он обеспечивал создание избыточного давления не менее 0,29 кПа (0,003 кгс/см2) и очистку воздуха от пыли примерно на 98%.

Кроме указанного оборудования, в систему ПАЗ входили радиометрический блок защиты РБЗ-1М, рентгенметр ДП-3Б, МОД, а также электрооборудование системы (электродвигатель нагнетателя МВ-67, коробка управления вентилятором и нагнетателем КУВ-5, электромагнит МОД, запалы пиропатронов механизмов закрывания ПП-3 и др.).

Тушение пожара, возникшего в танке, осуществлялось с использованием системы УА ППО трехкратного действия, которая могла работать в автоматическом, полуавтоматическом или ручном режимах. В состав системы входили: автомат системы АС-2, релейно-распределительная коробка КРР-2, две коробки КУВ-5 управления вентилятором и нагнетателем, восемь термодатчиков ТД-1 с распылителями, а также три двухлитровых баллона с составом «3,5», две магистрали трубопроводов, четыре обратных клапана, дистанционная кнопка (в боевом отделении у командира танка), электропривод и МОД. Для тушения незначительных очагов пожаров имелся ручной огнетушитель ОУ-2 (крепился за сиденьем командира танка на борту кабины).

Для постановки дымовых завес в целях маскировки танка он был оборудован системой ТДА многократного действия. Дымопуск разрешалось включать только при движении машины и хорошо прогретом двигателе.

Основу силовой установки танка составлял двухтактный быстроходный дизель 5ТДФ мощностью 515 кВт (700 л.с.) при частоте вращения коленчатых валов 3000 об./мин. Двигатель крепился в трех точках с помощью двух жестко закрепленных цапф и одной шарнирной опоры. Установка двигателя не требовала центровки и подгонки относительно агрегатов трансмиссии. Пуск двигателя производился с помощью стартер-генератора СГ-10 мощностью 10 кВт (основной способ)или с помощью сжатого воздуха из двух пятилитровых воздушных баллонов(резервный способ). Зарядка баллонов осуществлялась от компрессора АК-150С, имевшего привод от двигателя. При необходимости пуск двигателя можно было выполнить комбинированным способом (одновременно стартер-генератором и воздухопуском) или с буксира.

Для прогрева силовой установки перед пуском двигателя и поддержания ее в состоянии постоянной готовности к пуску в условиях низких температур окружающего воздуха использовалась система подогрева, совмещенная с системой охлаждения двигателя. В систему подогрева входили малогабаритный форсуночный подогреватель, жаровая труба масляного бака, водяные рубашки двигателя и маслозакачивающего насоса МЗН-2, кран включения топлива и трубопроводы. При включении подогревателя разогрев двигателя и узлов силовой установки осуществлялся

подогретой жидкостью, а масла в масляном баке - отработавшими газами подогревателя. Кроме того, для облегчения пуска двигателя производился нагрев воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя с помощью электрофакельного подогрева (выключатель электрофакельного подогрева устанавливался на щитке приборов механика-водителя). Для подогрева воздуха в боевом отделении танка в зимнее время использовался обогреватель (калорифер) боевого отделения, который устанавливался на кронштейне котла подогревателя и составлял с подогревателем единый узел. Включение обогревателя производилось выключателем «Обогрев Б/О» на щитке приборов механика-водителя.

Емкость основных (внутренних) топливных баков составляла 815 л (левый передний - 170 л, правый передний - 165 л, бак-стеллаж - 170 л, задний левый - 178 л, задний правый - 132 л), дополнительных (три топливных бака на левой надгусеничной полке) - 330 л. Передние топливные баки и бак-стеллаж составляли переднюю группу баков, задние топливные баки и наружные - заднюю группу баков. При этом наружные топливные баки могли быть отключены от задних внутренних баков с помощью крана на передней стенке левого заднего топливного бака. Внутренние топливные баки сваривались из стальных штампованных листов и внутри покрывались бакелитовым лаком; наружные топливные баки были алюминиевыми.

Выработка топлива в первую очередь производилась из наружных баков (подключенных последовательно) и осуществлялась через задний бак, трубопровод которого был соединен с краном отключения наружных баков. Выработка топлива из передней группы баков допускалась в последнюю очередь из-за необходимости обеспечения противорадиационной защиты механика-водителя.

Заправка баков стационарными и подвижными специальными заправочными средствами производилась закрытой струей топлива. При этом передняя группа баков заправлялась топливом через горловину бака-стеллажа, внутренние баки задней группы — через заправочную горловину левого заднего бака, наружные топливные баки — через свои заливные горловины.

Для заправки топливных баков танка также могло применяться топливозаправочное устройство, состоявшее из носового центробежного водооткачивающего насоса, крана переключения («вода»-«топливо»), заправочного топливного фильтра и съемного заправочного приспособления, опускавшегося в емкость с топливом. Запас хода танка по шоссе на одной заправке достигал 550-650 км.

В системе воздухоочистки использовался одноступенчатый бескассетный воздухоочиститель циклонного типа (145 циклонов горизонтального расположения) с эжекционным удалением пыли из пылесборника, который устанавливался в МТО у левого борта. Как показала эксплуатация, он не обеспечивал должной степени очистки воздуха, что являлось одной из причин выхода двигателя 5ТДФ из строя до отработки заданного ресурса.

В принудительной системе смазки двигателя (заправочная емкость системы 75 л) с сухим картером применялся полнопоточный масляный центробежный фильтр тонкой очистки, который крепился сверху на блоке двигателя. Непрерывную подачу масла к трущимся деталям обеспечивал нагнетающий масляный насос. Для создания заданного давления в системе в широком диапазоне изменения частоты вращения коленчатых валов двигателя производительность нагнетающего масляного насоса составляла 120 л/мин.

Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием охлаждающего воздуха через радиаторы. Применение в воздушном тракте эжекционной системы охлаждения обеспечило компактность системы охлаждения, хорошую ее саморегулируемость и уменьшение количества излучаемого танком тепла. Заправочная емкость системы охлаждения составляла 65 л. Два последовательно соединенных и аналогичных по конструкции трубчато-пластинчатых радиатора устанавливались в одной плоскости в изолированном от МТО корпусе эжектора с углом наклона к горизонту 4° в сторону носа танка. Наклон радиаторов обеспечивал полный слив охлаждающей жидкости из системы.

В состав механической планетарной трансмиссии входили две БКП (левая и правая), два планетарных бортовых редуктора и система смазки, совмещенная с системой гидросервоуправления. Трансмиссия обеспечивала высокую среднюю скорость, хорошую маневренность и проходимость танка. Ее высокий КПД способствовал получению большого запаса хода, а применение гидросервосистемы управления трансмиссией значительно облегчало управление движением танка. Изменение скорости движения и тяговых усилий, повороты, торможение и отключение двигателя производились включением и выключением определенных фрикционных устройств в БКП. Принцип поворота танка заключался в изменении скорости вращения одной из гусениц за счет включения передачи на одну ступень ниже в БКП со стороны отстающего борта.

Планетарные БКП с тремя степенями свободы и с фрикционными элементами, работавшими в масле, обеспечивали получение семи передач переднего хода и одной передачи заднего хода. Левая и правая БКП не были взаимозаменяемыми. Бортовой редуктор (левый и правый) представлял собой планетарную соосную понижающую передачу неразгруженного типа (i=5,454). Каждая БКП жестко соединялась с бортовым редуктором и составляла агрегат трансмиссии. Передача крутящего момента от двигателя на ведущие валы БКП осуществлялась с помощью зубчатых муфт. Средняя скорость танка по грунтовым дорогам достигала 40-45 км/ч.

В систему гидросервоуправления агрегатами трансмиссии входили гидросервоприводы от педали трансмиссии и от рычагов управления поворотом, функционировавшие по принципу регулятора давления, и гидросервопривод от рычага избирателя передач, работавший по принципу «Включено-Выключено». Привод остановочных тормозов — механический, с сервомеханизмом.

В ходовой части в системе подрессоривания использовались индивидуальная торсионная подвеска с соосными торсионными валами и поршневые гидроамортизаторы двухстороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески, а также жесткие упоры для первых, пятых и шестых узлов подвески. Валы левых и правых узлов подвесок были невзаимозаменяемыми.

В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса цевочного зацепления с гусеницами, два литых направляющих колеса с кривошипными червячными механизмами натяжения гусениц, 12 сдвоенных опорных и восемь однобандажных поддерживающих катков с внутренней амортизацией, а также две мелкозвенчатые гусеницы с РМШ параллельного типа.

Ведущие колеса имели литые ступицы, к которым приваривались зубчатые венцы, имевшие приливы, ограничивавшие боковое перемещение гусениц на ведущем колесе и не допускавшие сброс гусеницы. Кроме того, для предотвращения сброса гусеницы с ведущего колеса в сторону борта на корме корпуса приваривались два отбойника. Для очистки ведущих колес от грязи и снега на кронштейнах ограничителей хода балансиров задних опорных катков крепились грязеочистители.

Стальные двухдисковые литые направляющие колеса коробчатой формы устанавливались на коротких осях кривошипов механизмов натяжения гусенице глобоидной червячной передачей. Левый и правый механизмы натяжения гусениц были невзаимозаменяемыми. В правом механизме натяжения монтировался редуктор с тахогенератором, а в левом - редуктор с датчиком электроспидометра.

Каждый опорный каток состоял из стальной ступицы, стального штампованного обода (сваривался из двух половин), двух наружных дисков (для уменьшения массы диски изготавливались из алюминиевого сплава) с привулканизированными резиновыми кольцами (амортизаторами) и стяжной гайки. С внутренней стороны опорного катка к ступице по периметру приваривалась шайба лабиринтного уплотнения. С целью повышения прочности ободы опорных катков специально обрабатывались накаткой роликом для образования наружного слоя «наклепа». На оси балансира опорный каток устанавливался на двухрядном коническом нерегулируемом подшипнике, стопорившимся на оси гайкой и закрывавшимся снаружи броневой крышкой.

Поддерживающий каток состоял из стального бандажа и привулканизированного изнутри резинового кольца (амортизатора). Кольцо имело восемь отверстий под пальцы болтов крышек, в расточках которых устанавливались два шарикоподшипника при монтаже катка на оси кронштейна.

Гусеницы шириной 540 мм собирались из 78 траков каждая. Трак гусеницы состоял из двух стальных штампованных звеньев и двух пальцев с навулканизированными на них резиновыми кольцами. Между собой траки соединялись с помощью двух скоб, гребня, башмака, двух стопорных клиньев и четырех болтов, стопорящихся от самопроизвольного отворачивания расклепкой болта (вариант 1) или раскерновкой подголовника болта (вариант 2). Среднее давление на грунт было равно 0,079 МПа (0,79 кгс/см2).

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме, кроме дежурного освещения. Номинальное напряжение бортовой сети составляло 24-28,5 В (в стартерном режиме - 48 В). Источниками электроэнергии являлись четыре стартерные аккумуляторные батареи 12СТ-70М общей емкостью 280 Ач и стартер-генератор СГ-10 мощностью 10 кВт при работе в генераторном режиме. Переключение батарей с 24 на 48 В и обратно в электроцепи стартер-генератора при пуске двигателя осуществлялось реле РСГ-10М.

К потребителям электрической энергии относились: стартер-генератор СГ-10 при работе в стартерном режиме; стабилизатор оружия; механизм заряжания; электродвигатели вытяжного вентилятора, вентилятора обдува механика-водителя, маслозакачивающих насосов двигателя и буксира, водооткачивающих насосов, подогревателя и обогрева боевого отделения и ТПД; ночные приборы наблюдения; обогреватели смотровых приборов; приборы освещения и световой сигнализации; звуковой сигнал; курсоуказатель; системы ПАЗ и УА ППО; средства связи; пусковая катушка и свеча электрофакельного подогрева и др.

Для внешней радиосвязи в танке использовалась танковая ультракоротковолновая радиостанция Р-123 (находилась в боевом отделении впереди справа от командира), а для внутренней связи - ТПУ Р-124.

Для преодоления водных преград по дну водоема глубиной до 5 м танк «Объект 432» оснащался ОПВТ, которое включало в себя съемные и постоянно установленные узлы. К последним относились уплотнения корпуса и башни, броневой защиты пушки, заслонки обводного газохода отработавших газов, приводы к заслонке газохода и к клапану уплотнения эжектора воздухоочистителя, два водооткачивающих насоса (производительность каждого 100 л/мин), гирополукомпас и электрооборудование. В комплект ОПВТ также входили три изолирующих аппарата AT-1, укладывавшихся в танке.

При подготовке танка к преодолению водной преграды на нем дополнительно монтировались: воздухопитающая труба, труба отвода отработавших газов двигателя (выпускная), выпускной клапан, уплотнение жалюзи над воздухоочистителем, уплотнение эжектора воздухоочистителя, уплотнение отверстий вентиляции МТО, уплотнение дульного среза пушки, уплотнение спаренного пулемета, клапан слива воды из газохода, обратные клапаны водяных насосов, клипсы фиксации рукоятки кулисы привода жалюзи. Для установки этого оборудования силами экипажа требовалось 45 мин. Движение машины по дну водоема осуществлялось на I передаче. Выдерживание заданного направления движения обеспечивалось с помощью гирополукомпаса ГПК-59 и радиосвязи с руководителем переправы на берегу.

После форсирования водной преграды время, необходимое для подготовки танка к немедленному ведению огня, составляло всего 1 мин.

В обычных условиях эксплуатации съемные узлы ОПВТ укладывались и крепились снаружи танка на установленных местах.

В процессе производства в 1964-1965 гг. танк «Объект 432» непрерывно подвергался модернизации, направленной на повышение надежности работы и увеличение срока службы его основных узлов и агрегатов, а также боевых и технических характеристик. Приведем основные внедряемые мероприятия.

По вооружению:
- исключение «проседания» пушки и ее утыкания в грунт;
- совершенствование и доработка конструкции стабилизатора основного оружия «Сирень»;
- введение в прицеле-дальномере ТПД-43 шкалы для осколочно-фугасного снаряда;
- повышение надежности работы механизма заряжания (исключение неулавливания поддона и его заклинивания в улавливателе, выпадения поддона из ловушки, а также нечеткой работы блокировки цепи досылания);
- снижение запыленности механизма заряжания;
- повышение прочности лотков механизма заряжания;
- исключение отказов счетчика боеприпасов;
- изменение системы вентиляции боевого отделения.

По броневой защите:
- повышение броневой защиты (исключение рикошета снарядов в башню при обстреле машины) за счет введения броневой накладки на верхнем лобовом листе корпуса (с июля 1964 г.) и на скуловых листах крыши отделения управления, так называемых «бровей» (с сентября 1964 г.);
- введение броневых накладок для усиления передней части выштамповки бортов корпуса (с июля 1964 г.);
- установка противокумулятивных щитков (экранов) с 1965 г. (монтировались на танке только в боевых условиях). Три правых и три левых бортовых щитка (поворотных) крепились на соответствующих надгусеничных полках в передней части танка, передние (левый и правый) щитки - на передних откидных грязевых щитках, а щитки задние (левый и правый) — на передних пылевых щитках, устанавливавшихся на надгусеничных полках. В рабочем (боевом) положении поворотные бортовые щитки устанавливались под углом около 70-75° к надгусеничным полкам танка.

По двигателю:
- повышение надежности работы нагнетателя, храповой муфты, топливоподающей аппаратуры, уплотнения водяного насоса и других агрегатов и узлов;
- обеспечение надежного пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха;
- увеличение ресурса работы двигателя со 150 до 300 ч;
- совершенствование системы воздухоочистки;
- повышение надежности работы подогревателя в условиях низких температур окружающего воздуха;
- снижение расхода масла и топлива (превышал заданный на 20-30%).

По трансмиссии:
- повышение надежности работы БКП (по фрикционным элементам Ф2, Ф6 и Ф6);
- улучшение уплотнения бортовых редукторов.

По ходовой части:
- исключение поломок зубьев ведущего колеса и переход на съемные зубчатые венцы (со второй половины 1964 г.). Конструкция ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами была разработана по предложению и при участии конструкторов ОКБТ ЛКЗ в ходе выполнения ОКР по танку с управляемым ракетным оружием «объект 287», создававшегося на базе танка «объект 432»;
- повышение надежности работы опорных катков (исключение разрушения резиновых амортизаторов и стальных ободов) и износостойкости ободов поддерживающих катков;
- уменьшение износа траков гусеницы (исключение трещин на скобах и поломок болтов и пальцев);
- исключение спадания гусениц с ведущих колес, перегрева гидроамортизаторов и поломок торсионных валов и вырыва их опор (1, 5 и 6).

Кроме этого, был проведен ряд мероприятий по системе УА ППО, по возможности перехода механика-водителя из отделения управления в боевое при любом положении башни, а также по увеличению глубины брода, преодолеваемого без предварительной подготовки машины.

Для более удобного расположения десанта на бортах башни вместо одного стали устанавливать по два поручня.
 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 17:56 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Средний танк "объект 432" обр. 1964 г. (введены: броневая накладка на верхнем лобовом листе корпуса (с июля 1964 г.), на скуловых листах крыши отделения управления, так называемые «брови» (с сентября 1964 г.)):

 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 18:00 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Средний танк "объект 432" обр. 1965 г. (введены противокумулятивных щитки (экраны) - по три на борт):

 
icvДата: Понедельник, 25.04.2016, 18:02 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Средний танк "объект 432" обр. 1967 г. (введена новая конструкция верхней лобовой детали (ВЛД): цельный верхний лобовой лист; ранее ВЛД состояла из одного центрального лобового листа и двух скуловых листов крыши корпуса):

 
Форум icvi.at.ua » с 1992 г. УКРАИНА: ТАНК » УССР, Основной боевой танк Т-64 » "432" 1964 г. Первый серийный образец. (Модификации танков семейства Т-64)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: