Форум icvi.at.ua
Среда, 24.04.2024, 19:20
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1940 г. » ЛЁГКИЙ ТАНК БТ (УССР) (БЫСТРОХОДНЫЙ ТАНК), МОДИФИКАЦИИ, ТЕХНИКА НА ЕГО БАЗЕ. » БТ-5-ИС (модификация БТ)
БТ-5-ИС
icvДата: Вторник, 10.12.2013, 22:10 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
БТ-5-ИС



Пытаясь еще больше повысить боевые свойства танков БТ, Н. Ф. Цыганов в начале 1936 г. приступает к созданию опытного образца танка БТ-5-ИС. Работы по созданию танка БТ-5-ИС были направлены прежде всего на повышение проходимости серийного танка БТ-5, увеличение его запаса хода и обеспечение возможности движения танка на одной гусенице.


Основным конструктивным отличием танка БТ-5-ИС от базовой машины было наличие трех пар опорных катков, являющихся ведущими при движении на колесном ходу, что давало возможность использовать более 75 % массы танка в качестве сцепного веса. Переход на колесный движитель производился за 13-15 минут и не требовал «губительной» остановки танка во время боя и выхода из машины экипажа под огнем противника. Уравнивание скоростей движения на колесах и гусеницах осуществлялось специальным механизмом — синхронизатором.

Танк мог двигаться на всех передачах на гусеницах при включенном колесном ходе. Поворот машины на месте при воздействии на рычаг управления был одинаковым как на колесах, так и на гусеницах, но от возникавшего при перемещении бокового сдвига появлялись перенапряжения в резиновых бандажах опорных катков.


 
icvДата: Вторник, 10.12.2013, 23:50 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
схема дополнительной трансмиссии БТ-5-ИС



Частичным переделкам подвергся корпус за счет установки новых подкосов, увеличения расстояния между боковыми стенками, установки кормового бензобака и бронировки картера бортовой передачи. Изменились ведущий вал бортовой передачи, балансиры опорных катков, подвеска, ведущие колеса гусеничного хода. Был введен ряд новых механизмов трансмиссии колесного хода: синхронизатор, угловая коробка, верхние коробки, карданные валы, привод ведущих колес колесного хода, привод переключения синхронизатора. Система питания топливом переделана с трех бензобаков поочередно на питание от каждого бака в отдельности (по желанию), бензобаки изготовили новые. Вращение к трансмиссии колесного хода передавалось от конической пары ведущего вала бортовой передачи к синхронизатору. От него через полужесткую зубчатую муфту — валу угловой коробки, а затем через муфты и промежуточный валик — валу первой верхней коробки. От последней вращение передавалось последовательно ко второй и третьей верхним коробкам.
схема подвода крутящего момента к опорному катку





Колёсный редуктор ведущего опорного катка.
От верхних коробок с помощью карданов и составных карданных валов к приводу ведущих колес и от него самим колесам. Тип и конструкция подвески БТ-ИС сохранилась та же, что и у БТ-5, с той лишь разницей, что гитару заменили задним балансиром.



Вооружение машины осталось неизменным, за исключением боекомплекта к 7,62-мм пулемету ДТ, который был уменьшен до 2016 патронов. Радиостанция и танковое переговорное устройство на опытной машине не устанавливалось



Благодаря увеличению емкости топливных баков до 650 л запас хода возрос до 250—300 км при движении на гусеницах и до 450—500 км — на колесном ходу. Скорость машины на колесном ходу достигала 80 км/ч.



Прикрепления: 1538750.jpg (31.3 Kb)
 
icvДата: Вторник, 10.12.2013, 23:51 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


БТ-5-ИС обр.1938 г.


Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что и на этот раз и руководство ХПЗ, и руководство завода № 48 отнеслись с прохладцей к очередному «чужому» улучшению ходовой части танка БТ-5. Подтверждением данному факту служат как неоднократные требования руководства УММ РККА «о направлении конструкторов на испытания для получения опыта», так и гневное письмо воентехника 2 ранга Н. Ф. Цыганова, направленное в Политбюро ЦК ВКП(б) тов. Сталину и тов. Ворошилову. В этом письме «О вредителях при изготовлении БТ-ИС», отправленном 26 октября 1937 г., в частности, он писал, что изготовление затягивалось из-за:

«Вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС. …Фарманьянц — Замначальника 8-го Гл. Упр. НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС. …Необходимо ваше вмешательство».
 
icvДата: Вторник, 10.12.2013, 23:51 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

Данное письмо, а точнее, «крик души» Цыганова на некоторое время сдвинуло с мертвой точки работы по танкам БТ-ИС. Так, на ХПЗ скорректировали сроки изготовления и проведения испытаний опытного танка БТ-7-ИС, а на заводе № 48 ускорили изготовление модернизированного варианта опытного танка БТ-5-ИС. Еще в июле 1937 г. Цыганов для улучшения защищенности танка БТ-5 предложил располагать бортовые листы корпуса не вертикально, а под углом.

Модернизация корпуса заключалась в частичном увеличении толщины брони и введении наклонных листов. В носовой части корпуса были установлены дополнительные листы толщиной 13 мм с наклоном в двух плоскостях. Дополнительные листы приклепывались и приваривались к основным листам носовой части башни. Суммарная толщина брони в верхней части носа, расположенной под углом 61°, достигала 26 мм. На бортовую броню корпуса был тоже приварен 13 мм броневой лист. Кормовые листы корпуса танка были изготовлены из брони толщиной 13 мм и располагались под углом 33°.
 
icvДата: Вторник, 10.12.2013, 23:54 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Кроме того, на корпусе танка БТ-5-ИС было увеличено межброневое пространство и установлены новые подкосы, выхлопные патрубки были выполнены по типу выхлопных патрубков танка БТ-7, передняя труба направляющих колес была усилена за счет установки более надежной консоли. Дополнительно были забронированы места напротив вырезов в бортовой броне, а также картера бортовых редукторов и кормовая труба в месте расположения радиальных подшипников. Усиление лобовой брони позволило обеспечить защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от пуль 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК при обстреле со всех дистанций. Бортовые и кормовые листы защищали экипаж от 7,62-мм бронебойных пуль на любых дистанциях, а от 12,7-мм бронебойных пуль — на дистанции свыше 1000 м. Боевая масса танка возросла до 13,8 т.

Машина развивала максимальную скорость на гусеницах до 53,3 км/ч и на колесах — до 84,1 км/ч. Запас хода по шоссе на колесном ходу составлял 550 км. При потере гусеницы одного из бортов машина могла продолжать движение на другой — со скоростью до 17 км/ч и на расстояние до 190 км.

Изготовление опытной серии танков БТ-5-ИС на заводе №48. 1936 г.
В июне 1935 года приступили к испытаниям машины, продолжавшимся, с перерывами, до осени. О результатах докладывали лично К. Е. Ворошилову, который дал указание изготовить в 1936 году 10 танков БТ-ИС на базе танка БТ-5, что и было выполнено.

В марте — июне 1937 года три БТ-ИС № 05, 06 и 010 после внесения заводом № 48 изменений на основе результатов пробега Харьков — Москва проходили войсковые испытания в окрестностях Харькова.

Войсковые испытания трех танков БТ-5-ИС проводились на основании приказа начальника УММ РККА № 015 от 31 января 1937 г. Возглавлял комиссию по войсковым испытаниям начальник 1-го отделения АБТО ХВО полковник Шнепп. В состав комиссии входили начальник штаба 5-й танковой бригады полковник Зеленцов, представитель НИБТ полигона капитан Кульчицкий, инженер 5-й танковой бригады военинженер 3 ранга Дик, воентехник 2 ранга Цыганов, начальник КБ завода № 48 Спецмаштреста Ревин.
 
icvДата: Вторник, 10.12.2013, 23:55 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
За время испытаний танки БТ-5-ИС прошли от 1500 до 2500 км (в основном на колесном ходу). Они показали значительно лучшую проходимость и живучесть по сравнению с танками БТ-5, так как «хорошо передвигались при потере одной гусеницы, одного или двух катков».

Танк БТ-5-ИС на войсковых испытаниях.

Испытания машины обстрелом и подрывом на мине показали, что при частичном разрушении ходовой части танк БТ-5-ИС сохраняет подвижность, для защиты узлов ходовой части и дополнительной трансмиссии от поражения бронебойными пулями пулеметов ДТ и ДК, а также от поражения снарядами пушек малого калибра необходимо на ступицы всех колес ввести броневые колпаки, а на наружные диски управляемых и ведущих колес — броневые накладки. Однако бронирование ходовой части было признано нецелесообразным, так как главная опасность заключалась не в поражении ходовой части, а в поражении экипажа и внутреннего оборудования танка.

Несмотря на ряд выявленных недостатков — «слабость шестерен синхронизаторов, перегрузка резины задних колес, срыв резьбы штоков вертикальных свечей и плохой доступ к дополнительной трансмиссии», — члены комиссии пришли к выводу, что танк «БТ-ИС на вооружение следует принять». Начальник АБТУ РККА комдив Г. Г. Бокис незамедлительно отдал распоряжение: изготовить в 1937 г. установочную партию в 5 машин БТ-ИС, провести войсковые испытания и устранить выявленные недостатки с таким расчетом, что уже в 1938 г. можно было начать серийное производство.
 
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1940 г. » ЛЁГКИЙ ТАНК БТ (УССР) (БЫСТРОХОДНЫЙ ТАНК), МОДИФИКАЦИИ, ТЕХНИКА НА ЕГО БАЗЕ. » БТ-5-ИС (модификация БТ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: