Форум icvi.at.ua
Четверг, 25.04.2024, 11:26
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1950 г. » ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС, МОДИФИКАЦИИ » Объект 240, ИС-122; ИС-2 со 122-мм пушкой; (ПРОТОТИП ИС-2)
Объект 240, ИС-122; ИС-2 со 122-мм пушкой;
icvДата: Понедельник, 06.01.2014, 17:23 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

 
icvДата: Понедельник, 06.01.2014, 17:24 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
http://bronetehnika.narod.ru/is2/is2_7.html


Тактико-техническая характеристика

Разработчик КБ ЧКЗ
Изготовитель ЧКЗ , ЛКЗ
Масса,т.. 46
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры
(длина с пушкой х ширина х высота), мм: 9830 х 3070 х 2730
корпуса . 6770
Клиренс, мм . 465
Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,82
Вооружение
пушка, шт.. 1 калибр, мм.. 122 Д-25Т
боекомплект, выстрелов 28
пулемет, шт 3
калибр, мм 7,62
боекомплект, выстрелов 2330
Прицел . ТШ-17. ПОП
Радиостанция 10-РК-26
Броневая защита, мм
лоб корпуса 120
лоб башни 100
Тип двигателя дизель В-2-ИС (В-2-10)
Мощность двигателя, л.с 520
Удельная мощность, л.с/т 11,3
Запас топлива, л 520+270
Скорость максимальная, км/ч. 40
Запас хода по шоссе, км .. 180
Преодолеваемые препятствия: подъем, град 36
Глубина водных преград, преодолеваемых вброд, м 1,3
Средства постановки дымзавес 2 ДШ




Текст постановления ГКО №4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой»
 
icvДата: Понедельник, 06.01.2014, 17:26 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Особенности конструкции

База – танк ИС-85. Модификация танка ИС-85 с усиленным вооружением. Прототип был вооружен 122 мм пушкой с поршневым затвором.

С 1944 г. выпускался с измененной конструкцией лобовой части корпуса и 12,7 мм зенитным пулеметом ДШК, установленным на погоне командирской башенки. Всего выпущено около 3750 танков ИС-2.

В ходе модернизации, проводившейся в послевоенный период (1954 г.), был заменен двигатель, средства связи, несколько изменена форма башни с изъятием кормового пулемета, увеличен до 35 выстрелов боекомплект пушки, установлены приборы ночного видения. Модернизированный танк получил обозначение ИС-2М.

Общая компоновка – классическая, в боевом отделении размещены три члена экипажа; моторно- трансмиссионное отделение – в кормовой части корпуса.

Вооружение – пушка и пулемет спарены, второй пулемет закреплен в шаровой установке на корме башни, третий пулемет – курсовой; спаренная установка пушки и пулемета снабжена телескопическими и перископическими прицелами.

Защита – корпус сварной, изготовлен из литых и катаных деталей; башня лито я, имеет неподвижную командирскую башенку.

Шасси – двигатель 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с электроинерционным стартером; трансмиссия механическая; коробка передач восьмискоростная с демультипликатором;

механизм поворота – двухступенчатый, планетарный; подвеска индивидуальная, торсионная.




Проект установки 122 мм танковой пушки в башне танка ИС.


В первой половине 1943 года КБ завода №9 в инициативном порядке начало разработку 122-мм танковой пушки с баллистикой А-19. Эскизный проект «установки 122 мм танковой пушки в башне танка «ИС» был подготовлен КБ завода №9 совместно с КБ завода №100 к середине июля 1943 года. Работы велись в инициативном порядке. Со стороны челябинского завода работу курировал Ж.Я. Котин, ведущим инженером выступал Н.Ф. Шашмурин.

Система на тот момент не имела обозначения. При её создании максимально использовался опыт, полученный при проектировании Д-2. В том числе и поэтому танковая система отличалась от А-19 длиной ствола. Кроме того, как и Д-2, танковое орудие имело ствол-моноблок, а для снижения усилия при откате получило массивный дульный тормоз Т-образной формы. Благодаря ему сопротивление откату почти совпало с аналогичным показателем у Д-5Т, и это при том, что масса качающейся части 122-мм пушки была на 900 килограмм тяжелее, чем у 85-мм системы! Гораздо большая по размерам и массе система имела длину отката 550 мм, что позволяло свободно разместить её внутри башни ИС.
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:24 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Схема первого варианта дульного тормоза




Вид спереди, хорошо виден дульный тормоз первого типа
 
https://warspot.ru/11233-is-s-tyazhyolym-vooruzheniem


К сентябрю 1943 года инициативный проект был официально одобрен, система получила обозначение Д-25. Указанные в постановлении ГКО №4043 жёсткие сроки изготовления опытного образца ИС с Д-25 отражали реально сложившееся к тому времени положение дел. К 4 сентября эскизная проработка танковой системы уже подходила к завершению, оставалось изготовить её в металле и испытать.

Первый опытный образец системы Д-25 был готов к 15 сентября 1943 года. С 16 по 23 сентября он прошёл этап заводских испытаний из 96 выстрелов. Сама система испытания выдержала, но не её дульный тормоз. Инженер-полковник Абрамов, исполнявший обязанности военпреда на заводе №9, в докладной записке сообщал, что в ходе испытаний произошла деформация дульного тормоза. 25 сентября систему отправили в Челябинск, а на заводе №9 приступили к проектированию нового дульного тормоза.


Характеристики пушки Д-25
Калибр, мм..................121,92
Масса качающейся части, кг..............2588
Масса откатных частей, кг................1850
Углы вертикального наведения............-2°…+20°
Длина норм. отката, мм.................580
Длина макс. отката, мм...............660
Заряжание...............раздельно-гильзовое
Длина ствола, клб..............43
Макс. дальность стрельбы осколочным снарядом, м...............14200
Скорострельность факт.*, выстр./мин ..............1…1,5 / 2…3
* Для пушки с поршневым затвором / с клиновым полуавтоматическим затвором.


Для стрельбы из пушки Д-2-5Т применялись те же боеприпасы, что и для пушки А-19. В боекомплекты танков включались осколочно-фугасная цельнометаллическая длинная пушечная граната ОФ-471Н и каморный остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471. Конструкторам-артиллеристам было предложено разработать для 122-мм пушки новый снаряд с большей бронепробиваемостью. Такой снаряд, бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником БР-471Б, появился весной 1945 года, но в боекомплекты тяжелых танков начал поступать практически уже после войны.

За основу танка, получивший обозначение как Объект 240, был взят второй опытный образец Объекта 237. Опытный образец орудия Д-25 на заводе №100 ожидали получить к 13 числу. Монтаж Д-25 в Объект 240 был закончен к 30 сентября 1943 года.

На опытной машине пришлось отказаться от кормового пулемёта, сама же пулемётная установка осталась на месте. Боевая масса танка выросла до 45,5-46 тонн, при этом ожидалось серьёзное ухудшение динамических характеристик. Например, вместо 37 км/ч максимальная скорость должна была составить меньше 32,5 км/ч. Уменьшился и боекомплект — до 28 выстрелов. В связи с установкой более мощной системы вытяжной вентилятор на крыше башни был заменён на более мощный.

После завершения монтажа системы были проведены заводские испытания. В ходе них танк проехал до заводского тира и обратно на завод №100, всего 13 километров. С 16 по 23 сентября опытный образец Д-25 прошёл этап заводских испытаний из 96 выстрелов. Сама система испытания выдержала, а вот дульный тормоз деформировался. В таком виде орудие и отправили в Челябинск, ибо поджимало время. Там испытания стрельбой чуть не закончились трагедией. Деформированный дульный тормоз при стрельбе разорвало. Одним из осколков чуть не убило присутствовавшего на испытаниях Петра Ворошилова, приёмного сына Климента Ворошилова, который играл важную роль в программе создания тяжёлых танков КВ и ИС. На этом огневые испытания временно прекратились. Кстати, для Петра Климентьевича это был уже второй подобный случай — до того рядом с его головой пролетала крышка ствола с КВ-2 У-4.




ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №313, л.106
https://yuripasholok.livejournal.com/tag/ИС-2
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:25 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Опытный танк Объект 240, Челябинск, октябрь 1943 года
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:27 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Вид сбоку
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:28 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:28 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:29 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Эти испытания фактически стали продолжением первого этапа, по итогам которого Объект 237 был принят на вооружение Красной армии. К моменту начала нового этапа Объект 240, он же бывший Объект 237 №2, прошёл 355 километров. Вместе с ним на второй этап вышел и первый образец, к тому моменту прошедший 750 километров.

Любопытный факт: в отчёте по государственным испытаниям первый образец упоминается как ИС, а второй — как ИС-3. Это был уже второй раз, когда индекс «ИС-3» использовали в отношении танков семейства ИС.

На сей раз испытания выглядели весьма необычно. Первым участком стало преодоление маршрута Челябинск-Златоуст-Челябинск. В ходе пробега, начавшегося 1 октября у ворот завода №100 и там же закончившегося 4 числа, танки прошли 345 километров, из них 178 по шоссе. Средняя скорость чистого движения для Объекта 240 составила 18,1 км/ч, а Объекта 237 — 21,5 км/ч. С технической скоростью ситуация оказалась противоположной: для Объекта 237 она составила 10,7 км/ч, а для Объекта 240 — 15,8 км/ч. Первый танк неоднократно останавливался из-за различных неисправностей.




Объект 240 в роли эвакуатора


Рядом с деревней Сыростан Объект 237 разрушил деревянный мост. Объект 240 пришлось использовать в качестве эвакуатора. Двигатель у застрявшей машины не заводился, силами второго танка носовую часть Объекта 237 стянули с опоры моста, после чего развернули вдоль реки. Машина завелась и выбралась из западни.

 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:31 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Вторая нештатная ситуация с Объектом 237 случилась в районе села Кундровы, где танк застрял в канаве. Из-за пробуксовывавших гусениц самостоятельно выбраться машина не смогла, и снова на помощь пришёл Объект 240. При обходе канавы застряли оба танка, выйти из неё удалось при помощи брёвен, прикреплённых к гусеницам.



Использование брёвен для самовытаскивания
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:32 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Второй этап государственных испытаний включал пробег по маршруту Челябинск-Синеглазово-Челябинск и проходил 6 октября. На этот раз из 111 километров по шоссе было пройдено лишь 10, ещё 20 км танки прошли по просёлку, а остальное расстояние — по целине. На сей раз Объект 240 из-за технических проблем показал себя хуже. В целом же испытания показали, что опасения по поводу серьёзного снижения динамических характеристик были напрасными. На просёлке средняя скорость обеих машин оказалась одинаковой, а по надёжности они превосходили КВ-1с. Конструкторы вполне справились со своей задачей: при более мощном вооружении надёжность нового танка не снизилась, а динамические характеристики почти не ухудшились.

Испытания Объекта 240 продолжились, за октябрь он преодолел 1263 километра, из которых 714 по шоссе, 468 по просёлку и 81 по целине.




Один из двух маршрутов, которые Объект 237 и Объект 240 прошли совместно
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:33 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Пока в Челябинске продолжались ходовые испытания, в Свердловске спешно решали возникшую проблему с дульным тормозом. Решение подсмотрели у немцев. Взяв за основу дульный тормоз орудия 8.8 cm Pak 43 L/71 самоходной установки Ferdinand, советские конструкторы разработали новый дульный тормоз. Его так и назвали — «типа Фердинанд». 10 октября новый дульный тормоз установили на орудие Д-2 и провели испытания в объёме 30 выстрелов. Новый дульный тормоз оказался более надёжным. Как раз в это время Объект 240 11 октября направили на Гороховецкий артиллерийский научно-испытательный опытный полигон (АНИОП) для прохождения испытаний стрельбой. Дульный тормоз срочно был отправлен из Свердловска прямо в Мулино.



Схема дульного тормоза типа «Фердинанд»
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:34 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
На Гороховецкий АНИОП Объект 240 прибыл 18 октября 1943 года, на следующий день поступил и дульный тормоз.

В отчёте АНИОП указано, что система Д-25Т представляла собой наложение укороченного на 245 мм ствола А-19 на люльку Д-5Т. Очевидно, это ошибка. Как уже рассказывалось выше, при разработке Д-25 использовался ствол от Д-2. Отсюда, собственно, и обозначение системы (Д-25 — Д-2 на люльке Д-5, аналогичное обозначение получила система Д-15, то есть Д-1 на люльке Д-5). От А-19 система заимствовала боеприпасы, баллистику и поршневой затвор, сама же труба ствола была иная.

Интересно, что цифры по полной длине ствола отличаются: в инструкции по эксплуатации указаны 5850 мм, а в отчёте — 5924 мм. Разница в длине ствола без дульного тормоза составляла 130 мм, то есть чуть больше калибра орудия.




Объект 240 на Гороховецком АНИОП, октябрь 1942 года
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:35 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Он же с дульным тормозом «типа Фердинанд»
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:37 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
В связи со спешкой первоначальную программу испытаний пришлось менять. На огневые испытания отводилось всего 3 дня. Для ускорения процесса ещё 16 числа были подобраны заряды. 18 октября систему разобрали и обмерили, а на следующий день начались стрельбы. Орудие уже было не новым: к началу испытаний на его счету имелось 172 боевых выстрела, из них большую часть сделали ещё в тот период, когда ствол принадлежал Д-2. В период с 19 по 21 октября было произведено 400 выстрелов, огонь вёлся на нормальном и усиленном зарядах, применялись как бронебойные, так и осколочно-фугасные снаряды. Выяснилось, что начальная скорость снаряда ниже, чем у А-19, на 2,2-2,65% — на эту разницу повлияла как разная длина ствола, так и то, что ствол испытываемой системы был не новым. К концу стрельб начальная скорость снизилась на 1%, что было в пределах нормы. Позже число произведённых из новой пушки выстрелов увеличилось до 474: 214 на усиленном заряде, 213 на полном и 47 на заряде №3.

В ходе огневых испытаний система продемонстрировала вполне достойную прочность. Исключением стал дульный тормоз. По итогам испытаний на нём образовалась трещина, правда, в отличие от первого типа дульного тормоза, разрушения не произошло. Комиссия дала указание улучшить конструкцию.




Треснувший дульный тормоз


При испытаниях на скорострельность были получены результаты от 1 до 2 выстрелов в минуту (в зависимости от угла наклона орудия). Высокой оказалась кучность: она не уступала кучности А-19. Результаты по длине отката совпали с расчётными показателями. Вентиляция работала эффективно, что показали отдельные испытания.

Претензии имелись к кучности при стрельбе осколочно-фугасными снарядами. Также проблемы возникли при стрельбе с хода. Это, впрочем, с такой длиной ствола, его массой и калибром было вполне ожидаемо. Критике подверглась работа поворотного механизма. Усилия на маховике достигали 25 килограмм и, что ещё хуже, поворот происходил рывками. Не понравилась комиссии и установка прицела, расположенного слишком близко к орудию.
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 00:37 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Изучение боевого отделения проводилось в сравнении с Объектом 237, который изучался на АНИОП за 2 месяца до того. В связи с увеличением габаритов орудия объём боевого отделения уменьшился. Обойти пушку сзади теперь было невозможно. Из-за того, что расстояние от гильзоулавливателя до задней стенки уменьшилось с 450 до 200 мм, усложнилась работа заряжающего. При заряжании снаряд и заряд задевали заднюю укладку, чтобы этого избежать, требовалось делать лишние движения.



Схема боевого отделения Объекта 240


Кроме того, при заряжании немного сбивалась наводка прицела. Неудобство вызывала работа поршневого затвора. Он открывался вправо, что дополнительно усложняло работу заряжающего. Не очень удобными оказались и укладки зарядов на полу. 22 октября, даже после тренировки, расчёт так и не смог добиться скорострельности более 2-3 выстрелов минуту. Такой оказалась плата за серьёзное усиление вооружения.
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 18:11 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Несмотря на все проблемы и нарекания, пушка Д-25, по мнению комиссии, испытания выдержала. Разумеется, как в конструкцию системы, так и в конструкцию танка, требовалось внести некоторые изменения. Но после установки Д-25 не произошло существенного ухудшения характеристик танка, чего, судя по первоначальной переписке, специалисты немного опасались. Кроме того, даже со всеми выявленными недостатками орудие показало себя очень неплохо. Кучность новой системы вполне соответствовала кучности танковой пушки.
Новое орудие позволяло машине бороться с новейшими немецкими танками, прежде всего — «Пантерой». Уже осенью 1943 года было известно, что верхний лобовой лист нового немецкого среднего танка снаряд калибра 85 мм не пробивает. Для Д-25 броня «Пантеры» не представляла проблем даже на дистанциях более 1,5 километра, что подтвердили результаты обстрела трофейного танка в декабре 1943 года. На дистанции 800-1000 метров оказался уязвим и «Фердинанд».



Успешные результаты испытаний послужили сигналом для запуска Объекта 240 в серийное производство. 31 октября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой». Согласно ему, уже в декабре 1943 года должен был начаться выпуск первых танков данного типа. Что же касается Объекта 240, то он продолжил испытания. Эту машину, как и Объект 237, ожидали различные метаморфозы.
 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 20:01 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

 
icvДата: Суббота, 17.03.2018, 22:05 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


ЦАМО РФ. фонд 38, опись 11355, дело №2350, стр.40
https://yuripasholok.livejournal.com/2639111.html
 
icvДата: Воскресенье, 18.03.2018, 22:19 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

 
icvДата: Воскресенье, 18.03.2018, 22:19 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
 
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1950 г. » ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС, МОДИФИКАЦИИ » Объект 240, ИС-122; ИС-2 со 122-мм пушкой; (ПРОТОТИП ИС-2)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: