О Т-34-85 с орудием Д-5Т

Вопреки расхожему представлению, Т-34-85 не всегда были одними и теми же. Помимо более известных чехословацкого и польского послевоенных вариантов постройки были различия и у советских танков. Проблема заключается в том, что, не в пример обычному Т-34, история и заклепки Т-34-85 расписано в разы хуже, а потому изучение этой проблемы представляет собой изрядный геморрой.

В данном случае речь пойдет о первых серийных Т-34-85, которые пошли в серию на заводе №112, он же Красное Сормово в г. Горький. Дело в том, что на своей заре, во второй половине 1943 года, машина отличалась от общеизвестного и стереотипного образца, чаще всего нижнетагильского.

Итак. Сама идея установки 85-мм пушки на шасси среднего танка появилась после того, как родились вполне удачные образцы тяжелых танков с такими артсистемами на базе 52-К в лице, прежде всего, ИС-85 (в силу спорности, сложности введения в производство, переходности и малочисленности о КВ-85 умолчим). Собственно, проблема была весьма проста: трехдюймовые орудия не брали Тигра аж никуда и никак, только метров с двухсот в борт. Это вполне очевидно напрягало советских военных, а потому они хотели большего, да и сам Т-34 не устраивал военных года два. Как раз в 1943 году вышел опытный образец Т-43, который воплощал в себе чаяния военных еще начала 1941 года типа торсионной подвески и командирской башенки, а также имел более толстую броню (доб 75мм). Однако запускать в серию эту машину никто не собирался даже при всей ее толковости: это вызвало бы немедленное снижение темпов производства необходимых фронту Т-34.

О Т-34-85 с орудием Д-5Т, image #1

Танк был вооружен тем же орудием Ф-34, что четко видно по бронировке орудийной маски. Как уже было сказано, военных это не устраивало, а потому нужно было ставить ствол на базе 52-К. И сделано это было специалистами КБ-520 завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством А.А. Морозова в апреле — мае 1943 года. Изготовили таких машин три штуки, а испытали две, но отказались в пользу переноса башни на освоенное в производстве шасси Т-34.

Источник: Отечественные бронированные машины. ХХ век. Том 2: 1941 — 1945, стр. 194
Источник: Отечественные бронированные машины. ХХ век. Том 2: 1941 — 1945, стр. 194

Следующим, после Т-43, этапом была установка башни от этого самого Т-43 на обыкновенное шасси Т-34, с сохранением Д-5Т-85

Источник: ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело № 1527; Цит. по: https://yuripasholok.livejournal.com/2967802.html
Источник: ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело № 1527; Цит. по: https://yuripasholok.livejournal.com/2967802.html

Далее завод №112 разработал собственную башню под 85-мм пушку, однако она была двухместной. Выглядела она следующим образом:

Источник: ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2358, стр.9; Цит. по: https://yuripasholok.livejournal.com/2843173.html
Источник: ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2358, стр.9; Цит. по: https://yuripasholok.livejournal.com/2843173.html

Дело в том, что завод поступил довольно просто: Красное Сормово проектировало башню так, чтобы внести минимальные изменения. Да, она была явно более приплюснутой, чем «гайки», но еще и имела бронирование точно такое же, как у самих «гаек», о чем недвусмысленно нам намекает постановление ГКО под номером №4776сс от 15.12.1943 г.:

Источник: РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 183. Л.26
Источник: РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 183. Л.26

Дело в том, что усиливать бронезащиту никто не заказывал, а посему этого и не делали. Итого первая серия из 5 командирских машин и, к примеру, машины колонны «Дмитрий Донской» в количестве 19 штук, были четырехместными танками с Д-5Т

О Т-34-85 с орудием Д-5Т, image #6
О Т-34-85 с орудием Д-5Т, image #7

Впрочем, часть машин этой колонны выпущена была на заводе №183 в Нижнем Тагиле, однако С-53 на них не было.

Д-5Т советских военных и производственников не устраивала своей сложностью и габаритами казенной части, а потому в самом конце 1943 года были предприняты попытки установить в Т-34-85 другие орудия, будь то ЛБ-1 (не путать с 100мм пушкой с тем же названием) или

О Т-34-85 с орудием Д-5Т, image #8
ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №419; Цит. по: https://yuripasholok.livejournal.com/1039940.html
ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №419; Цит. по: https://yuripasholok.livejournal.com/1039940.html

Вопросы к бронезащите башни Т-34-85 возникли не ранее лета 1944 года, когда проходили испытания опытного Т-34-85М, чьи два варианта отличались собой броней башни. Так вот, у более важного второго варианта броня башни составляла 90/75/52

О Т-34-85 с орудием Д-5Т, image #10

На вооружение танк принят не был, поскольку 75мм ВЛД все еще пробивалась пушкой Тигра. Однако башню с этого танка и С-53, чуть ранее выигравшую-таки соревнование с остальными 85мм пушками, переняли и поставили на Т-34. И именно таким образом появился тот самый стереотипный Т-34-85, о котором, возможно, речь и пойдет позже.

Ну и напоследок о Т-34-85 с Д-5Т от завода №112. Тут, правда, есть конфуз, созданный печатавшими эту бумагу людьми из НИИБТ. Дело в том, что башня-то двухместная, а здесь по малопонятным причинам экипаж указан аж в пять человек, что неправда. Вот такие дела

Источник: ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11377, дело №289, стр.14
Источник: ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11377, дело №289, стр.14
2647 views·17 shares