Форум icvi.at.ua
Четверг, 28.03.2024, 20:39
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » РОСИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: АВИАЦИЯ » Начальный период развития самолетострония » Самолет А. Ф. Можайского
Самолет А. Ф. Можайского
icvДата: Четверг, 16.05.2013, 15:06 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

Александр Федорович Можайский

Конструкция самолета. Чертежей построенного самолета А. Ф. Можайского пока не обнаружено, поэтому составить полное представление о том, каким был этот самолет в окончательном его виде, можно лишь на основе изучения и сопосталения различных других материалов. При этом необходимо иметь в виду, что самолет А. Ф. Можайского по первоначальному проекту был далеко не таким, каким он стал впоследствии. С учетом этого обстоятельства следует рассматривать и сведения о нем. Конечно, ценность их различна, но пренебрегать даже менее важными из них нет оснований. Все они, вместе взятые, помогают восстановить схему, размеры, конструкцию самолета и дать наиболее правильное представление о нем как инженерном сооружении. К числу источников таких сведений относятся:

1. Смета на постройку самолета (на сумму 18 895 руб. 45 коп.), приложенная к докладной записке А. Ф. Можайского от 23 марта 1878 г. и показывающая, как он представлял себе конструкцию самолета и его размеры 1. Документ имел следующее наименование:

“Смета на постройку воздухоплавательного аппарата при следующих его главных размерениях: длина лодки 201/2 аршин, длина каждого крыла 15 аршин, ширина крыла 20 аршин, машины в 30 индикаторных сил” 2.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------------
1 Сборник документов АН СССР и Гл. арх. упр., 1955 с. 37, 39.

2 1 арщин равен 0,71 м.
 
icvДата: Четверг, 16.05.2013, 15:30 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Из “Сметы” видно, что основным конструкционным материалом для самолета предполагалось использовать стальные угловые профили общей массой в 25 пудов (410 кг) и частично — дерево. Для обшивки крыльев, хвостового оперения и палубы лодки — шелковая материя — плотный фай; обшивка лопастей винтов, нижней части лодки и киля — из холста. Далее перечислены веревки, стальной трос, оси, колеса, рессоры, штурвал, мелкие вещи — ролики, коуши и пр., — лак, цинковые баки, приборы, якори, двигатели, указаны также оплата рабочей силы, поездок, “непредвиденные расходы и переделки”.

“Смета” представляет собой очень интересный документ, поскольку многое из перечисленного в ней было использовано в построенном самолете. Прежде всего видно, что обтяжка крыльев и оперения была одиночной, т. е. натянутой на каркас лишь с одной стороны и пришнурованной к нему бечевкой (линем) через медные кольца или же коуши, подобно креплению парусов. Из сметы также достаточно ясной становится конструкция корпуса самолета.
 
icvДата: Четверг, 16.05.2013, 15:31 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
2. “Привилегия”, выданная А. Ф. Можайскому 3 ноября 1881 г. на “Воздухолетательный снаряд”. Текст и схематический чертеж (рис. 2) 1 относятся к проекту самолета. “Привилегия” механически утратила свою силу 1 января 1884 г. 2.

3. “Описание аппарата” в докладной записке А. Ф. Можайского от 12 апреля 1878 г. “Описание” соответствует смете и “Привилегии” 3.

4. Докладная записка А. Ф. Можайского в комиссию Главного инженерного управления от 18 мая 1878 г. Записка содержит расчет воздушных винтов, которые сравниваются с корабельными винтами и с крыльями ветряных мельниц. У А. Ф. Можайского получились диаметры большого винта 8,75 м (28,7 фута) при площади четырех лопастей 491 кв. фут (45,6 м2) и боковых винтов 4,88 м (16 футов) при площади лопастей 121 кв. фут (11,2 м2) 4. Такие большие воздушные винты действительно были в его проекте. Более совершенных методов расчета воздушных винтов в его распоряжении не было.

5. Письмо А. Ф. Можайского генералу Паукеру от 16 июня 1878 г. s, из которого видно, что площадь миделя лодки составляла 15 кв. футов (1,37 м2).

6. Решение комиссии Главного инженерного управления от 15 июня 1878 г., в котором сказано, что “обширная плоскость” снаряда Можайского составляет 3800 кв. футов с винтами диаметром до 4 сажен и что он имеет “руль в виде широкого хвоста” 8. Эти данные совпадают со сметой, “Привилегией” и расчетами воздушных винтов.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------
1 Сборник документов АН СССР и Гл. арх. упр., 1955, с. 82—85.

2 “Записки И. Р. Т. О.”, 1884, с. 387.

3 Сборник документов АН СССР и Гл. арх. упр., 1955, с. 42—46.

4 Там же, с. 48—51.

5 Там же, с. 58—60.

6 Там же, с. 56, 57,
 
icvДата: Четверг, 16.05.2013, 15:31 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

Рисунок самолета А.Ф. Можайского на оборотной стороне чертежа двигателя.
 
icvДата: Вторник, 03.11.2015, 19:55 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Испытания первого самолёта, сконструированногео русскими инженерами-новаторами, на Коломяжском скаковом поле, летом 1882 г. (впоследствие - Комендантском аэродроме)

 
Форум icvi.at.ua » РОСИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: АВИАЦИЯ » Начальный период развития самолетострония » Самолет А. Ф. Можайского
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: