Форум icvi.at.ua
Пятница, 26.04.2024, 21:30
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » РОСИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: АВИАЦИЯ » Начальный период развития самолетострония » Работы О. С. Костовича.
Работы О. С. Костовича.
icvДата: Четверг, 16.05.2013, 16:37 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline

Огнеслав (Игнатий) Стефанович Костович — автормногих изобретений в различных областя техники. Его деятельность протекала на рубеже XIX и XX веков. Далматинец, родом из Венгрии, О. С. Костович с 27 -летнего возраста работал в России и неизменно отвергал разные предложения пере ехать в другие страны. В 1879 г. он демонстировал свои летающие модели вертолета, самолета и орнитоптера, а в 1881 г. приступил к постройке самолета в натуральную величину 1. В каталоге воздухоплавательной выставки 1911 г. и в статье Г. В. Пиотровского2 сказано, что О. С. Костович действительно строил летательный аппарат. О том же было сказано и в докладе А. Эвальда в Русском техническом обществе 12 марта 1883 г. 3. Постройка самолета не была доведена до конца видимо, но той причине, что двухцилиндровый бензиновый двигатель Костовича оказался недостаточным по мощности и слишком громоздким. К тому же внимание изобретателя тогда переключилось на постройку дирижабля “Россия”.

Пожалуй, наибольшее значение в деятельности О. С. Костовича имеет изобретение им “арборита”, т. е. фанеры 4, отработка технологии производства которой и внедрение ее в практику относится к 1880—1888 гг. Работая над дирижаблем “Россия”, О. С. Костович нашел новый для того времени материал, из которого построил весь каркас, многие части дирижабля и самую крупную его деталь — передаточный вал к винту дирижабля, представлявший собой трубу диаметром 0,2 м и длиной около 30 м. Это была фанера в современное понимании, т. е. склеенный в несколько слоев шпон с перекрещивающимися направлениями волокон.

Интересна история этого изобретения. Как свидетельствует А. Гурьев 5, первоначально О. С. Костович производил опыты над созданием разного рода “древесных масс” и для этого смешивал в разных пропорциях раздробленную древесину с различными компонентами. Это были по существу первые в мире пластики. В ходе этих работ О. С. Костович пришел к заключению, что можно, “не раздробляя волокон древесины, разделять их на слои и затем соединять их более выгодным способом, нежели это имеется в природном построении дерева”.

При склеивании не менее трех древесных листов со взаимно перекрещивающимися направлениями волокон получались листы арборита, примерно равнопрочные во всех направлениях. Для изготовления шпона О. С. Костович построил свою “шелушильную машину”. Склеивание листов он производил им же изобретенным “клеем-цементом”. Этот клей не только скреплял листы, но и проникал во все поры распаренной древесины, делая арборит не поддающимся гниению, не восприимчивым к атмосферной влаге и потому постоянным в массе. Рецепт клея-цемента не дошел до нас, но, судя по имеющимся данным, это был примерно альбуминно-казеиновый клей или что-то близкое к нему.

В 80-х годах О. С. Костович оборудовал небольшую фабрику “Арборит” под Петербургом. Основной продукцией этой фабрики, насчитывавшей всего 40 рабочих, были самые разнообразные изделия из арборита: бочки для вина и керосина, ящики, сундуки, чемоданы, строительные детали и даже фанерные разборные домики. В опытном порядке, в небольших количествах изготовлялись изделия из фанерных труб: лестницы, казачьи пики, рангоут парусных судов и т. п.

Два десятка лет спустя О. С. Костович запатентовал технологию производства арборита-фанеры в США, где ему был выдан патент от 4 сентября 1906 г. В России он получил “Привилегию” в 1887 г., которая была продлена в 1892 и 1902 гг.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------
1 По данным М. С. Клейнмана, работавшего с О. С. Костовичем.

2 “Русское воздухоплавание, история и успехи”, 1911, с. 38.

3 “Записки И. Р. Т. О.”, 1883, вып. 2 отд. 11, с. 123—126.

4 Следует иметь в виду, что слово “фанера” в то время уже было известно, но тогда под этим названием подразумевались тонкие древесные листы, т. е. то, что теперь называется шпоном.

5 Гурьев А. Записка о производстве “арборита”. Спб., 1903.
 
Форум icvi.at.ua » РОСИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ: АВИАЦИЯ » Начальный период развития самолетострония » Работы О. С. Костовича.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: