Форум icvi.at.ua
Четверг, 25.04.2024, 04:29
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » ФРАНЦИЯ: ТАНКЕТКИ, ТАНКИ, САУ » ТАНКИ до 1940 г. » ЛЕГКИЙ » AMX 38; Char leger AMX 1938.
AMX 38; Char leger AMX 1938.
icvДата: Вторник, 22.08.2017, 18:55 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
AMX 38 образца 1939 г.
БОЕВАЯ МАССА 13500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5034
Ширина, мм 1930
Высота, мм 2270
Клиренс, мм
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка SA38 и спаренный с ней 7,5-мм пулемет МАС 31
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 40 мм
борт корпуса - 40 мм
корма корпуса - 20 мм (?)
башня - 40 мм (?)
крыша - 20 мм (?)
днище - ?
ДВИГАТЕЛЬ Aster, дизельный, 4-цининдровый, мощностью 130 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая с коробкой передач типа Wilson-Talbot
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 14 опорных катков сблокированных попарно в 7 тележек, один независимый каток с индивидуальной амортизацией, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 24 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
Высота стенки, м
Глубина брода, м
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ


В июле 1937 года концерном АМХ (Ateliers de construction d'Issy-les-Moulineaux) начались работы над новым лёгким танком. Согласно изначальной концепции, лёгкий танк 10-тонного класса должен был получить 100-сильный дизельный двигатель CL4 разработки компании Compagnie Lilloise de Moteurs (CLM), подконтрольной концерну Peugeot. По компоновке и внешнему виду проект АМХ был близок к танку Renault R35, но появление на проектируемом танке дизеля в качестве силовой установки самым прямым образом связано с FCM 36, и это было лишь первым признаком того, что лёгкий танк Forges et Chantiers de la Méditerranée стал для него эталоном. На эскизном проекте, датированном 26 марта 1938 года, была представлена боевая машина, уже не имевшая с Renault R 35 ничего общего. Чертёж 0–130 обозначен ещё как «проект лёгкого танка с задним расположением двигателя». Но в июне, на чертеже 0–155, появляется обозначение, которое и стало официальным – Char léger AMX 1938, или AMX 38.
Первоначальный проект лёгкого танка AMX, датированный 26 марта 1938 года
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 17:11 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Обозначение Char léger AMX 1938 впервые было использовано на чертеже 0–155 от 13 июня 1938 года. Можно заметить, вместо башни APX R на нём изображена башня FCM 36.
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 17:25 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Новый танк лишился литой бронезащиты.На испытаниях обстрелом FCM 36, его наклонная сварная броня показала более высокие качества снарядостойкости. Вместо неё корпус АМХ 38 должен был собираться из листов катаной броневой стали при помощи сварки толщиной 40 мм, местами имевшие сложную форму., причем лобовой и кормовой бронелисты корпуса предполагалось делать едиными гнутыми деталями. Рациональные углы наклона нашли себе место только в носовой части корпуса и в подбашенной коробке, в то время как бронелисты кормовой части соединялись по прямыми углами, новинкой стало применение одностворчатого люка механика-водителя вместо более привычного тогда двухстворчатого.

Подобное решение могло заметно усложнить производство бронелистов. Машина получилась длиннее предшественников: полная длина корпуса по состоянию на июнь 1938 года составляла 5034 мм, что на 80 см больше, чем длина Renault R 35, и на 55 см больше длины FCM 36. Результатом стало увеличение боевой массы с 10 до 13 тонн. Тем не менее, за счёт более мощного мотора удельная мощность AMX 38 (7,7 л.с на тонну) должна была превзойти этот показатель у FCM 36 (7,4 л.с. на тонну).




Схема корпуса AMX 38
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 17:29 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Танк получил совершенно новую ходовую часть состоящую из 15 опорных катков диаметром 218 мм на каждый борт, четырех поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. В качестве упругих элементов подвески использовались пружины, которые располагались вертикально в двух свечах, соединённых между собой сверху "коромыслом" и крепившимся по центру к корпусу. Гусеница состояла из крупнозвенчатых стальных траков. В совокупности общая длина танка составила 5034 мм, что было больше, чем у R35 и FCM 36, но позволяло преодолевать более широкие траншеи. В то же время, проектная масса увеличилась до 13 тонн.

Пока шло проектирование французское пехотное командование решило, что танк сопровождения должен иметь удельную мощность 10 л.с.\т, в то время как у АМХ 38 этот показатель составлял 7,7 л.с.\т. В связи с этим, вместо дизеля CL4 был выбран 4-цилиндровый 130-сильный дизель фирмы Ateliers de Construction Mecanique l'Aster (Aster). Выхлопная труба с массивным глушителем была выведена на левый борт. На танке применили коробку передач типа Wilson-Talbot. Экипаж танка состоял только из двух человек - механика-водителя и командира, который одновременно выполнял функции наводчика и заряжающего.
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 17:45 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


В ноябре 1938 года была спроектирована новая башня. На чертеже 0–190 она ещё с короткоствольной пушкой SA 18


В проекте 0-130 предусматривалось использование "штатной" башни APX R, но в проекте 0-155 её заменили на Tourelle FCM, созданную специально для танка FCM 36. Однако, в процессе эксплуатации выяснилось, что при стрельбе из длинноствольной 37-мм пушки SA 38 сварные швы давали трещины. Тогда инженеры АРХ, взяв за основу Tourelle FCM, перепроектировали башню, заодно сократив количество смотровых приборов в бортах до трёх. Вместо смотровой башенки в крыше был установлен перископический прибор, разработанный польским конструктором Рудольфом Гундляхом. Впервые применённый на танкетке TK-S, перископ Гундляха имел очень удачную конструкцию и позволял легко менять повреждённые призмы прямо во время боя. Эта революционная разработка, более известная под обозначением MK-IV, позже прописалась на бронетанковой технике многих стран. Весьма неожиданным решением стала установка лобового бронелиста почти под прямым углом, в то время как борта и корма сохранили рациональные угла наклона. Вооружение АМХ 38 состояло из одной 37-мм пушки SA 38 и спаренного с ней 7,5-мм пулемета МАС 31.
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 17:51 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Опытный образец AMX 38, Сатори, 1939 год


Первый прототип с номером W 0231 был готов весной 1939 года и прошёл программу испытаний в испытательном центре Сатори, что южнее Версаля. Внешне новая машина заметно отличалась от лёгких танков, разрабатывавшихся до того во Франции. Длинная и узкая боевая машина, весившая 13,5 тонн, по габаритам и массе находилась скорее на границе лёгких и средних танков. Однозначно лёгким было лишь её вооружение, состоявшее из 37-мм пушки SA 38 и спаренного с ней пулемёта MAC Mle.1931.. На ходовых испытаниях 13,5-тонный танк смог развить максимальную скорость до 24-25 км\ч. Запас хода составил 250 км. С установленным "хвостом" машина без труда преодлевала траншеи шириной 2 метра.



Этот же танк с правого борта. На опытном образце установили длинноствольную пушку SA 38


В общем-то, всё развивалось неплохо, когда в августе 1939 года на должность инспектора бронетанковых войск был назначен генерал Луи Келлер (Louis-Marie-Joseph-Ferdinand Keller). В конце года он сделал неутешительные выводы относительно вооружения и бронирования машин лёгкого типа. По его мнению 40-мм катаная броня и 37-мм пушка SA 38 уже не отвечали текущим требованиям. Новые требования включали бронирование толщиной 60 мм, боевую массу от 15 до 20 тонн и удельную мощность в пределах 9–10 л.с.\т. Более того, от 37-мм пушки SA 38 отказались в пользу 47-мм пушки SA 35.

В совокупности эти требования автоматически поставили крест на AMX 38 в его тогдашнем виде.
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 18:06 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


AMX 38 стал самым длинным из французских лёгких танков межвоенного периода
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 18:07 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Как и большинство других французских лёгких танков, AMX 38 получил «хвост»
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 18:14 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Чтобы приблизиться к новому техническому заданию инженерами АМХ был подготовлен дизайн-проект переработанного AMX 38, получившего обозначение Char leger serie ("серийный лёгкий танк"). Конструкция корпуса была немного доработана, что привело к добавлению в ходовой части ещё одного опорного катка, а общая длина составила 5279 мм , то есть он был всего на 10 см короче, чем средний танк Somua S 35. Боевая масса выросла до 16,5 тонн. Делать броню толщиной 60 мм по периметру всего танка в BE-AMX не стали, считая, что это привело бы к ещё большему росту боевой массы. Толщину листов увеличили только в лобовой части корпуса, что вполне логично – основная часть попаданий приходится именно на лобовую проекцию. Из-за увеличения длины корпуса в кормовой части с каждой стороны был установлен дополнительный опорный каток. В остальном конструкция корпуса повторяла предыдущий вариант.. Из-за установки пушки SA 35 пришлось переделать башню, сдела её литой и увеличив погон до 1120 мм. Перископ Гундляха пришлось убрать, а вместо него появилась высокая командирская "коробка" со смотровым прибором. Новая башня стала больше напоминать Tourelle FCM. Удивительно, но высота танка в 2270 мм осталась прежней. От использования катаных листов в конструкции башни отказались, её предполагалось изготовлять методом литья. Ещё одним улучшением должна была стать установка 160-сильного двигателя Aster. Благодаря этому удельная мощность «серийного» AMX 38, который часто называют AMX 39, осталась в пределах, заданных генералом Келлером. Предполагавшиеся динамические характеристики также сохранялись на прежнем уровне.Впрочем, второй прототип так и не был построен.


Таким AMX 38 должен был стать в серии
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 18:16 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Схема корпуса «серийного» AMX 38
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 18:17 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
[/c][c]

Несмотря на установку 47-мм пушки SA 35, внутри башни было достаточно просторно. По меркам французских танков, разумеется.
 
icvДата: Среда, 23.08.2017, 18:21 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Основные проектные работы по «серийному» AMX 38 были проведены в декабре 1939 года, а последние чертежи танка датированы 14 марта 1940 года. Получившаяся машина больше напоминала не лёгкий, а пехотный танк, ближайшим «родственником» которого (по совокупности технических характеристик) является английский Infantry Mk.III, он же Valentine. Да и судьба AMX 38 и до немецкого вторжения, начавшегося 10 мая 1940 года, оказалась под большим вопросом.

14 марта 1940 года документацию по «серийному» AMX 38 рассмотрела комиссия во главе с Келлером. Любопытный факт: одновременно рассматривался проект и другого танка, причём не от кого-нибудь, а от Renault! Национализация части производств не остановила концерн, и он продолжил бороться за военные заказы. В качестве конкурента был представлен трёхместный танк 16-тонного класса, получивший обозначение DAC1. Рассмотрев оба проекта, комиссия решила расширить число участников внезапно образовавшегося конкурса и разослать требования фирмам FCM, Hotchkiss, Panhard и Somua.

То, что уже больше полугода шла мировая война, комиссию не смутило. Следующий смотр состоялся 14 мая. Как раз в это время южнее Седана десятками гибли FCM 36. Renault снова представила DAC1, на этот раз уже в виде деревянного макета. Что же касается AMX, то ею был предложен проект, не сохранившийся в виде заводской документации. Перспективный танк массой 25 тонн должен был иметь броню толщиной 60 мм по периметру и 6-цилиндровый мотор Aster мощностью 250 лошадиных сил. Подобную машину AMX предлагал в качестве перспективы на 1941 год. Решение комиссии оказалось крайне любопытным: она решила ждать предложений от других участников конкурса. Но предложения FCM, Hotchkiss, Panhard и Somua на конкурс так и не поступили. И их можно понять – в это время им уже было совсем не до проектирования. Заводы в лихорадочном темпе выпускали серийные танки и бронемашины.

Спустя ровно месяц после этого совещания пал Париж. AMX 38, даже в том виде, в котором его построили, вполне мог стать грозной боевой машиной, но судьба этого лёгкого танка оказалась печальной. Ещё более печальной оказалась судьба самого генерала Келлера. В августе 1944 года генерала, находившегося в отставке, арестовали немцы, а 16 ноября 1944 года он скончался в концлагере Бухенвальд.


http://warspot.ru/5594-tank-na-styke-klassov
https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/amx38.htm
 
Форум icvi.at.ua » ФРАНЦИЯ: ТАНКЕТКИ, ТАНКИ, САУ » ТАНКИ до 1940 г. » ЛЕГКИЙ » AMX 38; Char leger AMX 1938.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: