Форум icvi.at.ua
Суббота, 27.04.2024, 23:04
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1950 г. » ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС, МОДИФИКАЦИИ » Объект 701
Объект 701
icvДата: Вторник, 03.08.2021, 15:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline
Танк "Объект 701" являлся опытным образом танка ИС-4, принятого на вооружение Советской Армии в 1947 г. Он был разработан но инициативе конструкторского бюро ЧКЗ в периоде июля 1943 г. по февраль 1944 г. с целью создания нового тяжелого танка, значительно превосходящего по основным боевым свойствам немецкие тяжелые танки T-V "Пантера" и T-VI "Тигр". К проектированию танка, которое велось под руководством и при личном участии Л.Н. Духова, Л.С. Троянова и М.Ф. Балжи, были привлечены конструкторские группы из МВТУ им. Баумана и ЦАКБ НKB.

Первый опытный образец танка "Объект 701" № 0 был изготовлен в апреле 1944 г. и прошел длительные заводские испытания, которые выявили ряд недостатков в конструкции новой машины. В мае - июне 1944 г. завод изготовил еще два опытных танка: № 1 и № 2. После полигонных испытаний, проведенных Государственной комиссией в Челябинске, оба танка были демонтированы. С учетом замечаний Государственной комиссии в сентябре был изготовлен еще один опытный образец танка (№ 4), который после испытаний также был демонтирован. В ноябре 1944 г. завод выпустил два новых опытных образца (№ 5 и 6), которые успешно прошли полигонные испытания в декабре 1944 - январе 1945 гг. и были рекомендованы к серийному производству.

Боевое отделение располагалось в средней части корпуса и в башне. В нем справа от пушки находились наводчик и командир танка, слева -заряжающий. Для удобства работы заряжающего в боевом отделении был установлен вращающийся полик. В танке "Объект 701" № 0 расположение членов экипажа было таким же, как и на танке ИС-2. В боевом отделении размещались основное оружие; прицельные приспособления с приводами наводки; радиостанция с аппаратами ТПУ; электрощиток башни, воздухоочистители; вращающееся контактное устройство; боеукладка и часть комплекта ЗИП. Посадка и выход экипажа из машины производились через два люка в крыше башни (командира и заряжающего). Для наблюдения за полем боя у наводчика устанавливался смотровой прибор МК-4 ("Объект 701" № 5 и 6) или два прибора МК-4 для наблюдения вперед и на борт ("Объект 701" № 0, 1 и 2). У командира и заряжающего в поворотных основаниях крышек люков устанавливались по два смотровых прибора МК-4.

В марте - апреле 1945 г. были проведены дополнительные полигонные испытания танка "Объект 701" № 6 в тяжелых дорожных условиях. По результатам испытаний комиссия повторно рекомендовала тяжелый танк "Объект 701" для принятия на вооружение Красной Армии. Вследствие несвоевременной и неполной отработанности чертежей машины на ЧКЗ, а также отсутствия на заводе необходимой производственной и контрольно-мерительной оснастки, освоение серийного производства нового танка затянулось до конца 1946 г. Все опытные образны танка "Объект 701" имели классическую схему общей компоновки с передним расположением отделения управления. центральным размещением боевого отделения и кормовым расположением моторного и трансмиссионного отделений. В состав экипажа входили четыре человека. В центре отделении управления располагался механик-водитель. Помимо сиденья механика-водителя в отделении управления располагались: кулиса, рычаги и педали приводов управления движением танка; щитки с Контрольно-измерительными приборами; топливораспределительный кран; ручной топливоподкачивающий насос; фильтр грубой очистки топлива; два баллона со сжатым воздухом; аккумуляторные батареи и приборы электрооборудования; часть босу кладки и ЗИП, аппарат танкового переговорного устройства. За сиденьем механика-водителя в днище танка находился люк запасного выхода, а в крыше отделения управления - смотровой люк механика-водителя, в поворотной крышке которого устанавливались два смотровых прибора МК-4. В основании смотрового люка на верхнем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем была сделана смотровая щель с защитным стеклом. Кроме того, в отделении управления на крыше корпуса танка устанавливался стопор башни. Моторное отделение располагалось за боевым и было отделено от Него перегородкой. В отделении устанавливался двигатель, по сторонам от которого у бортов корпуса размещались: справа по ходу - масляный бак с пародинамическим котелком обогрева и топливный бак, слева-два топливных бака. В бортовых нишах устанавливались вентиляторы, радиаторы систем охлаждения и смазки двигателя. В передней части отделения справа, под радиатором системы смазки двигателя размещались радиаторы систем охлаждения и смазки механизма передач и поворота. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка. В нем устанавливались узлы и агрегаты трансмиссии и электростартер.
Основное оружие танка "Объект 701” № 0 состояло из 122-мм нарезной пушки Д-25. На танке "Объект 701" № 2 была установлена 100 мм нарезная пушка С-34-1 с длиной ствола 56 калибров. Танки "Объект 701" № 1, 4, 5 и 6 были оснащены нарезной 122-мм танковой пушкой С-34 с длиной ствола 47 калибров конструкции ЦАКБ с автоматической продувкой канала ствола сжатым воздухом после выстрела. В качестве вспомогательного оружия на каждом танке устанавливался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ДТ. Для наводки спаренной установки использовался телескопическим шарнирный прицел ТШ-17, располагавшийся справа от 122-мм пушки. При установке 100-мм пушки наводчик пользовался телескопическим прицелом ЮТ. Углы вертикальной наводки составляли от -3 до +19*. Наводка спаренной установки производилась наводчиком с помощью подъемного механизма секторного типа, в горизонтальной плоскости - с помощью М115. Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы. Скорость поворота башни во время паводки па цель электромоторным приводом находилась в диапазоне от 0,06 до 7,5 град./с. Перебросочная скорость достигала 15 град./с. Для целеуказания и корректировки огня из основного оружия у командира танка был установлен электрический привод механизма поворота башни и азимутальный указатель. Стрельба из пушки и спаренного пулемета велась с помощью электроспусков, кнопки которых устанавливались для пушки - на рукоятке маховичка механизма подъема пушки, для пулемета на рукоятке маховичка механизма поворота башни. Боекомплект к 122-мм пушке состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания (13 бронебойных снарядов с начальной скоростью 800 м/с и 17 осколочно-фугасных снарядов). Для 100-мм пушки С-34-1 боекомплект был увеличен на 11 выстрелов (применялись унитарные выстрелы). Боекомплект к спаренному пулемету составлял 1638 патронов (26 дисков). Кроме того, в боевом отделении укладывались ручные гранаты Ф-1 (от 16 до 25 шт.), два 7,62-мм пистолета-пулемета ПШП с боекомплектом 1000 патронов и сигнальный пистолет. Все снаряды укладывались в нише башни, гильзы - в нишах корпуса, на вращающемся полике и на левой (правой) стенке башни в зависимости от расположения заряжающего. Дополнительное оружие в виде 50-мм казнозарядного миномёта было установлено только на танке "Объект 701" № 1. При установке казнозарядного миномета в танке укладывались 12 дымовых шашек и 30 мин. Крыша моторного отделения состояла из среднего продольного листа, располагавшегося над двигателем, четырех броневых решеток над радиаторами и двух плит над вентиляторами. В среднем листе для доступа к двигателю был сделан люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях. В передней части листа устанавливался малый съемный лист для доступа к фильтрам тонкой очистки топлива, а в его задней части имелись при заправочных отверстия для топливных баков и системы охлаждения двигателя. Для демонтажа и монтажа среднего листа на нем устанавливались три рыма, а для крепления броневых решеток и плит над вентиляторами - приваривались специальные планки с резьбовыми отверстиями. Крыша трансмиссионного отделения кренилась на петлях к средней части верхнего кормового листа и болтами - к приварным угольникам бортов и среднего кормового листа. Днище корпуса имело корытообразную форму и изготавливалось из трех листов: горизонтального и двух наклонных, за исключением части днища в районе трансмиссионного отделения. В днище были сделаны люки и отверстия, предназначавшиеся для доступа к агрегатам и механизмам танка при обслуживании и люк запасного выхода. Носовая часть корпуса была образована нижним и верхним лобовыми листами и двумя скуловыми листами. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя. К нижнему лобовому листу приваривались банки для крепления запасных траков (образец № 2,4,5 и 6), а к верхнему - два буксирных крюка с защелками. На левом и нравом скуловых листах были приварены кронштейны для установки фар (па образцах № 0 и 1 - только справа) и звукового сигнала (справа). Каждый борт корпуса состоял из сваренных между собой наклонного, горизонтального и вертикального бортовых броневых листов. На каждом вертикальном бортовом листе снаружи приваривались кронштейны кривошипа направляющего колеса и цапфа для монтажа механизма натяжения гусеницы; семь кронштейнов осей балансиров опорных катков, четыре упора для ограничения хода балансиров. В кормовой части каждого борта было сделано отверстие под установку бортового редуктора. Наклонные и горизонтальные броневые листы образовывали бортовые пиши, в которых устанавливались поперечные перегородки. К горизонтальным листам снаружи танка приваривались надгусеничные полки, а на наклонных бортовых листах - банки для крепления инструмента и принадлежностей, перевозимых на тапке, а также кронштейны для установки габаритных фонарей и запасных топливных баков. Корма корпуса танка состояла из верхнего, среднего и нижнего кормовых листов. Верхний кормовой лист изготавливался из трех частей: двух боковых, приваривавшихся к бортовым листам, и одной средней. Средняя часть крепилась болтами к боковым частям верхнего кормового листа, к ней приваривались две петли для крепления крыши трансмиссионного отделения. На среднем кормовом листе были приварены два буксирных крюка с пружинными защелками. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, приваривавшегося к бортовым, скуловым и верхнему лобовому листам и двух съемных листов крыши моторного и трансмиссионного отделений. В подбашенном листе имелся большой круглый вырез, по окружности которого были сделаны резьбовые отверстия для крепления нижнего погона опоры башни. С внутренней стороны корпуса к подбашенному листу приваривались ребра жесткости. В конструкции корпуса широко применялись соединения в шип и в четверть с разгрузочными штифтами, что обеспечивало разгрузку основных сварных швов, так как они стали работать не на срез, а на сжатие. Сварка броневых деталей производилась вручную многослойным обратноступенчатым швом аустенитными и углеродистыми электродами. Броневая защита лобовой части танка не пробивалась немецкими танковыми пушками с дальности 100 м. Литая башня, изготавливавшаяся из броневой стали 66, была термически обработана на среднюю твердость, остальные бронедетали, из стали 8С были термически обработаны на высокую твердость. В лобовой части башни была сделана амбразура, закрывавшаяся качающейся бронировкой пушки. Справа (на танках "Объект 701" № 0 и 5 - слева) от амбразуры в стенке башни имелось отверстие для телескопического прицела. В верхней и нижней частях стенок башни приваривались поручни для танкового десанта (за исключением танков "Объект 701" № 0 и 1).

Передняя часть крыши башни состояла из трех листов: двух боковых, приваренных к боковым стенкам и среднего - съемного, крепившегося болтами. Средний лист предназначался для обеспечения установки пушки в башню танка. В задней части вварной крыши башни имелись две низкопрофильные литые башенки с входными люками. Крышки люков устанавливались на поворотных основаниях, в сегментах которых имелись отверстия под монтаж смотровых перископических приборов. Над рабочим местом наводчика были сделаны отверстия под установку двух смотровых приборов, а над местом заряжающего устанавливалось броневое прикрытие отверстия под монтаж вентилятора боевого отделения (на образце рабочим местом заряжающего было сделано отверстие под установку казнозарядного миномета). За башенкой командира имелось отверстие антенного ввода с защитным броневым стаканом. Для демонтажа и монтажа башни приваривались три рыма. В состав противопожарного оборудования входили шесть термозамыкателей и два углекислотных огнетушителя ОУ-2. Для повышения живучести танка все топливные баки были расположены в моторном отделении. Основу силовой установки составлял двенадцати цилиндровый, V-образный, четырехтактный дизель В-12 мощностью 750 л. с. (551 кВт) с всережимным регулятором числа оборотов и нагнетателем АМ-38. В топливную систему входили четыре основных (внутренних) бака общей емкостью 450 л и четыре дополнительных (наружных) бака (кроме танков "Объект 701е № 0 и 1) емкостью 360 л. Этого количества топлива хватало на 257 км движения танка по шоссе, на основных топливных баках - на 140 км. Особенностью жидкостной системы охлаждения двигателя являлась горизонтальная установка двух осевых одноступенчатых вентиляторов с направляющими аппаратами. Общая емкость системы охлаждения, в состав которой входили три радиатора, составляла 90 л. Очистка воздуха, поступавшего и цилиндры двигателя, осуществлялась с помощью двух воздухоочистителей типа "Мультициклон". Пуск двигателя производился с помощью электростартера СГ-15 (основной способ) или сжатым воздухом (вспомогательный способ). Сжатый воздух под давлением 90 - 150 кг/см2 находился в десятилитровом баллоне, располагавшемся на нижнем носовом листе корпуса в отделении управления. Механическая планетарная трансмиссия танка совместной разработки ЧКЗ и МВТУ им. Баумана состояла из: планетарного редуктора, конического реверса, планетарного мультипликатора, механизма попорота типа ЗК и комбинированных бортовых редукторов. Планетарный механизм поворота ЗК относился к механизмам поворота третьего типа Все элементы трансмиссии за исключением двух бортовых редукторов, были компактно смонтированы в едином картере Трансмиссия обеспечивала получение шести передач для движения вперед и трех передач -задним ходом. Благодаря оригинальной конструкции трансмиссии подвижность тяжелого танка была на уровне подвижности среднего танка Т-34.

Конструкция элементов ходовой части незначительно отличалась от конструкции элементов ходовой части танка ИС-2. В ходовой части использовалась: индивидуальная торсионная подвеска без амортизаторов и гусеничный движитель с четырнадцатью опорными и шестью цельно металлическими поддерживающими катками. Направляющие колеса были взаимозаменяемыми с опорными катками. Ведущие колеса цевочного зацепления имели съемные венцы. Каждая из двух гусениц с ОМШ состояла из 85 мелкозвенчатых штампованных траков шириной 720 мм.). Электрооборудование танка, выполненное по однопроводной схеме. состояло из генератора Г-73 мощностью 1,5 кВт, четырех аккумуляторных батарей 6СТЭ-128. потребителей электроэнергии (электростартер СТ-15, электромотор МПБ. приборы освещения и сигнализации и т.п.), контрольно-измерительных приборов (электротермометры ТМЭ-40, электротахометр СЭТ-1400, спидометр, манометры, вольтамперметр ВА-140, бортовые авиационные часы АВР-М), коммутационной и вспомогательной аппаратуры (ВКУ. распределительные щитки, плавкие предохранители и указатели выхода пушки за габариты танка), а так же электрической бортовой сети напряжением 24 В. Танк оснащался радиостанцией 10РК и танковым переговорным устройством ТПУ-4-БИС-Ф.




Деревянная модель танка Обьект 701,ЧКЗ










 
icvДата: Вторник, 03.08.2021, 15:17 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Танк "Объект 701" № 1. Боевая масса - 56 т; экипаж - 4 чел; оружие: пушка -
100 мм, 1 пулемет -7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность двигателя
- 750 л.с. (552 кВт.); максимальная скорость - 42 км/ч






 
icvДата: Вторник, 03.08.2021, 15:18 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Танк "Объект 701" №2




 
icvДата: Вторник, 03.08.2021, 15:19 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Танк "Объект 701" № 4
 
icvДата: Вторник, 03.08.2021, 15:19 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Танк "Объект 701" № 5











 
icvДата: Вторник, 03.08.2021, 15:20 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15175
Статус: Offline


Танк "Объект 701" № 6





 
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1950 г. » ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС, МОДИФИКАЦИИ » Объект 701
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: