Среда, 13.11.2019, 01:37
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1930 г. » МАНЕВРЕННЫЙ ТАНК » Т-12 (Т1-12) (ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ)
Т-12 (Т1-12)
icvДата: Понедельник, 09.09.2013, 15:30 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline


Танк Т-12 на испытаниях под Харьковом. Июнь 1930 года..





Маневренный танк Т-12
Полномасштабные конструкторские работы по новому маневренному танку развернулись только после утверждения 2 июня 1926 г. трехлетней программы танкостроения, которая предусматривала в течение трех лет оснастить Красную Армию всеми видами современной бронетанковой техники. Так, 17 ноября 1927 г. ГКБ ОАТ получило задание на проектирование маневренного танка под обозначением «Т-12». Для постройки опытного образца танка и освоения в дальнейшем его серийного выпуска определили Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ). Заказ №146/оп на изготовление опытного образца танка Т-12 с железным корпусом по чертежам и указаниям ОАТ, 7-й секции Арткома и 5-го отдела Артиллерийского управления был выдан ХПЗ 18 сентября 1928 г. Осенью того же года на заводе создали специальное танковое конструкторское бюро (КБ).

В состав КБ завода по танку Т-12 входили инженеры-конструкторы Иван Никанорович Алексенко (заведующий бюро) и Евгений Тимофеевич Дикалов, конструкторы Алексей Алексеевич Алферов, Иван Васильевич Дудка и Александр Александрович Морозов, а также еще три человека, в том числе один чертежник и один копировщик. Возглавлял техническую контору, в состав которой входило КБ, инженер-конструктор Евгений Тимофеевич Воронков.

Общее руководство работ по новому танку осуществлял С.П. Шукалов, ведущими конструкторами машины были В.И. Заславский и Б.А. Андрыхевич, от ХПЗ за создание Т-12 отвечали начальник производства завода М.М. Андриянов и инженер С.Н. Махонин.

На момент заключения договора на изготовление танка Т-12 чертежей его еще не существовало. 15 октября 1928 г. по заказу Артиллерийского управления РККА ОАТ обязал ГКБОАТ подготовить рабочий проект машины, который предписывалось закончить к началу 1929 г. Производство решили вести параллельно с изготовлением чертежей.

Первоначально на танке планировалось установить переделанный 200-сильный авиационный двигатель «Испано-Сюиза», но позднее, в феврале 1929 г., переориентировались на отечественный танковый восьмицилиндровый двигатель мощностью 180 л.с. (при 1800 об/мин.), создаваемый на заводе «Большевик» под руководством А.А. Микулина (заказ №АО2032 на двигатель был выдан заводу «Большевик» 29 февраля 1928 г.).

Общая характеристика
Вес танка в порожнем состоянии 14280 кг
Вес танка в походном состоянии 16000 кг
Длина танка без хвоста 5870 мм
Длина танка с хвостом 6560 мм
Высота без пулеметной башни 2350 мм
Высота с пулеметной башней 2950 мм
Наибольшая ширина 2810 мм
Клиренс 500 мм
Удельное давление на мягкий грунт при погружении на 100 мм 0,45 кг/см2
Скорости танка 26 - 15 - 7 - 2,5 (последняя цифра - ненадежно, прим. ВВС) км/ч
Реверс на все скорости у
Преодолеваемый подъем 40°=0,84%
Запас горючего 400 литров
Команда 4 человека

Вооружение

Танковая пушка 45 мм 1 шт.
Установки спаренных 3" пулеметов 3 шт.
Запас 45 мм патронов 22 шт.
Запас 3" патронов 4000 шт.
Броня бортовая 22 мм
Броня крыши и днища 12 мм

Двигатель

Новый специальный
Применение авиационного двигателя Hispano
Мощность двигателя 180 HP 200 HP
Число оборотов максимальное 1800 в мин. 1500 в мин.
Число цилиндров 8 8
Размеры цилиндра Ø 130 ход 150 мм Ø 140 ход 150 мм


Планетарную коробку передач для танка изготовили и испытали зимой 1928/29 г. в виде модели в 1/3 натуральной величины. После испытания модели приступили к изготовлению опытного образца. Основные рабочие чертежи всего танка завод получил в течение февраля-мая 1929 г.

Следует отметить, что основным руководящим решением в области танкостроения в первые годы первой пятилетки стало постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г. В нем была дана количественная программа, которая рассматривалась как минимальная. В этом постановлении подчеркивалось, что в связи с ростом материальной базы танкостроения — тракторной промышленности — важнейшей задачей являются опытные работы, широкое развертывание опытного строительства новых образцов бронетанковой техники.

Так началась новая эра отечественного танкостроения — время его бурного развития, накопления опыта проектирования и производства, подготовки кадров организаторов, конструкторов, технологов, многим из которых довелось в годы Великой Отечественной войны сыграть видную роль в нашей танковой промышленности.

Опытный образец танка Т-12 значительно отличался от проекта. По первоначальному эскизному проекту машина была трехбашенной: одна пулеметная башня располагалась перед орудийной, вторая пулеметная — на крыше орудийной. Однако установку передней башни признали нецелесообразной, и третий пулемет разместили в левом борту орудийной башни.

По сравнению с проектом длина корпуса танка увеличилась. Подверглись изменениям ходовая часть и силовая установка. По одному из вариантов на Т-12 предусматривалась установка шестицилиндрового карбюраторного двигателя фирмы «BMW» или фирмы «Сидней-Пума». Однако эти двигатели имели достаточно большую длину и не помещались в моторно-трансмиссионном отделении танка. Кроме того, для танка, помимо двигателя А.А. Микулина, под руководством Л.Б. Беккермана проектировался двигатель Т-12 аналогичной мощности (180 л.с. (132 кВт). Но изготовление этих двигателей так и не завершили. Пришлось использовать авиационный карбюраторный двигатель М-6 мощностью 260 л.с. (191 кВт),задросселированный до мощности 200 л.с. (147 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин., для чего пришлось переделать коробку передач и тормоза.

Краткое описание конструкции Т-12

Компоновочная схема танка Т-12 отличалась от классической двухъярусным размещением вооружения в большой и малой башнях (высота танка составляла 2,95 м). В большой башне находились 45-мм танковая пушка системы Соколова(начальная скорость снаряда — 600 м/с) и две автономные шаровые установки с 6,5-мм сдвоенными танковыми пулеметами системы Федорова-Иванова обр. 1925 г. в переднем и левом бортовых листах башни. Однако на выпущенном опытном образце вместо сдвоенных пулеметов системы Федорова-Иванова установили 7,62-мм пулеметы системы Кольта. На крыше большой башни находилась малая башня с аналогичной пулеметной установкой. Она имела независимое вращение от большой башни. Боекомплект танка составлял 100 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам. При проведении испытаний вооружение в башне не устанавливалось.

В состав экипажа машины входили четыре человека. Механик-водитель располагался в отделении управления у правого борта корпуса машины. В большой башне размещались два члена экипажа: командир танка (он же наводчик) и заряжающий (он же пулеметчик). В малой башне оборудовалось рабочее место пулеметчика. Большая башня имела ручной механизм поворота, для вращения малой башни использовался спинной упор.

Броневая защита корпуса и башни — противопульная. Соединение броневых катаных листов, имевших толщину 12 (крыша и днище) и 22 мм (лоб, борт, корма корпуса и башни), производилось с помощью заклепок. Стыки броневых листов корпуса герметизировались.

Башня танка в плане представляла собой неправильный девятиугольник, устанавливалась на шариковом погоне (диаметр 2000 мм) и имела механизм поворота с ручным приводом.

Корпус и башни опытного образца машины изготовил Ижорский завод, при этом были использованы листы из конструкционной (не броневой) стали. Боевая масса танка превысила расчетную почти на 3,5 т и составляла около 19,5 т.

В кормовой части корпуса вдоль продольной оси танка устанавливался авиационный четырехтактный восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения с сухим картером, задросселированный (путем понижения степени сжатия) до мощности 200 л.с. (147 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин. Емкость топливных баков составляла 400 л. Запас хода танка по шоссе достигал 160 км (радиус действия 80 км).

В системе охлаждения двигателя использовался радиатор с вентилятором Сирокко, который имел привод от коробки передач через ведущую коническую шестерню главного вала.

Трансмиссия машины состояла из главного фрикциона (дискового с накладками феродо), четырехступенчатой реверсивной планетарной коробки передач с наружным зацеплением шестерен, простого дифференциала с фрикционными тормозами (в качестве механизма поворота) и двух простых бортовых редукторов. Коробка передач и дифференциал были выполнены в одном картере.

Впоследствии, по результатам испытаний, было разработано несколько вариантов конструкции тормозов, из которых лучшей признали конструкцию плавающих ленточных тормозов, предложенную В.И. Заславским.

Максимальная скорость танка по шоссе составляла 26 км/ч.

Подвеска танка — блокированная, пружинная (восемь свечей). В качестве прототипа использовалась конструкция подвески малого танка Т-18 (МС-1). На каждом борту устанавливались четыре тележки с двумя сдвоенными опорными катками малого диаметра в каждой и четыре сдвоенных поддерживающих катка, которые имели наружную амортизацию. Опорные катки на осях тележек монтировались на роликовых подшипниках. Направляющие колеса большого диаметра имели механизмы натяжения гусениц. Ведущие колеса зубового зацепления с гусеницами размещались сзади. Каждая гусеница собиралась из 140 литых траков и 140 пальцев. Кроме того, в ЗИП танка укладывались 70 запасных траков. В дальнейшем предполагалось заменить литые траки штампованными. Среднее давление на грунт равнялось 0,45 кгс/см2 (при погружении гусениц на 100 мм).

В кормовой части корпуса крепился удлинитель («хвост») длиной 0,7 м для преодоления широких рвов (до 2,65 м). Длина танка с «хвостом» составляла 6,28 м, высота 2,95 м, ширина — 2,81 м. Танк мог преодолевать ров шириной 2,6 м, брод глубиной 1,2 м и вертикальные препятствия высотой 1,0 м.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея и генератор РА-225/12. Средств радиосвязи танк не имел.

Поскольку изготовление опытного танка Т-12 на ХПЗ велось параллельно с разработкой чертежей конструкторским бюро ОАТ, то имели место частые задержки из-за несвоевременной подачи чертежей в производство. Для ускорения работ в Центральное конструкторское бюро с ХПЗ откомандировали нескольких конструкторов.

Отдельные механизмы и корпус танка на заводе изготовили раньше срока, и в августе-сентябре 1929 г. они были предъявлены артиллерийскому приемщику УММ В.М. Иванову для испытаний. К этому времени собрали распорный механизм, гусеницу, нижние и верхние каретки, тормоз, ведущее колесо и ленивец, малую и большую башни, коробку передач, корпус, рычаги управления, вентилятор, двигатель, радиатор, главный фрикцион, глушитель и баки. Собранные узлы в основном уже смонтировали в машине, а окончательную сборку планировали закончить к 12-й годовщине Октября. Однако во время испытаний коробки передач и двигателя был выявлен ряд существенных недостатков, потребовавших изменения конструкции отдельных частей и введения дополнительных механизмов.

К устранению недостатков и дефектов приступили немедленно, но сборка первого Т-12 на ХПЗ затянулась до декабря 1929 г. (только изменение конструкции системы охлаждения двигателя и коробки передач задержала сборку танка на два месяца). К15 декабря того же года танк был полностью готов.

21 декабря 1929 г. танк Т-12 впервые вывели из цеха и в течение 20 мин испытывали его на ходу. Выявилась ненадежная работа тормозов, коробки передач и системы охлаждения двигателя. Испытание 23 декабря закончилось «...поломкой валика коробки шестерен. Нагревание при испытании в течение 1,5 часов не было сильным, но мотор работал с остановками и был мороз в 15 градусов при пурге. Выявилась слабость тормозов и неудобность маневрирования и некоторые дефекты в ходовой части (ленивец)». По результатам испытаний в конструкцию машины внесли ряд улучшений.

На ходовых испытаниях танка 6 января 1930 г. были получены положительные результаты. Однако тормоза вновь показали себя неудовлетворительно, что задержало дальнейшее проведение испытаний. Только в начале февраля этот недостаток устранили, и заводские испытания танка под руководством помощника начальника тракторного цеха С.Н. Махонина и начальника КБ И.Н. Алексенко были продолжены 17, 20 и 21 февраля 1930 г.

Испытания 25 и 26 февраля 1930 г. проходили в присутствии смешанной комиссии из представителей Машинообъединения (Коваленко), Мобилизационно-планового управления ВСНХ СССР (Кононенко) и Управления механизации и моторизации РККА (К.Б. Калиновской) с участием И.Н. Алексенко, С.Н. Махонина и С.П. Шукалова (как представителя от ОАТ), а также артприемщика В.М. Иванова. Комиссия провела окончательные заводские испытания«... на разных скоростях в течение 2 час. 35 мин. была опробована способность машины брать подъем. При этом обнаружено недостаточное сцепление с почвой вследствие отсутствия шпор (постоянные шпоры оказались низкими), что затруднило преодоление подъема в 35-40 градусов.

26 февраля ... испытание продолжалось в течение 10 мин. на З и 4 скорости. Внезапная остановка и последующее явление перемены направления движения при выключенных скоростях... показали на заедание центрального вала - и испытание было прекращено...

Указанными выше испытаниями представители ОАТ, УММ и МПУ считают заводские испытания опытного образца законченными с тем, чтобы завод приступил к переделкам, предусмотренным к весеннему испытанию».

Очередные испытания танка и его осмотр состоялись 14 и 15 марта 1930 г. По их результатам комиссией ГКБ ОАТ к соответствующему акту были составлены следующие замечания: «Комиссия ГКБюро ОАТ считает, что впредь до постановки в корпус следующих механизмов:

1 - новой коробки передач на роликовых подшипниках;

2 - нового вентилятора с улиткой на крыше;

3 - новых проверенных тормозов, дальнейшие испытания всей машины в целом являются бесполезными...».

Надо сказать, что согласно постановлению распорядительного заседания Совета труда и обороны (СТО) СССР от 13 октября 1929 г., параллельно с постройкой опытного образца ХПЗ должен был вести организацию серийного производства новых танков и в 1929/1930 гг. изготовить 30 Т-12. Всего по плану на 1929/30— 1932/33 гг., утвержденному этим постановлением, для удовлетворения потребностей Народного комиссариата по военным и морским делам СССР предполагалось изготовить 1395 танков Т-12 (в 1929/30 - 30,1930/31 - 150,1931/32 - 500,1932/33 - 720 машин). Помимо ХПЗ, к выпуску Т-12 планировалось подключить брянский завод «Красный Профинтерн» (из общего количества запланированных танков на нем предполагалось изготовить 505 машин). Производство двигателей должно было осуществляться на заводе №29 Авиатреста (г. Запорожье).

В декабре 1929 г. план заказов на 1930/31 — 1932/33 гг. был скорректирован в сторону увеличения (письмо начальника УММ РККА начальнику МПУ ВСНХ СССР №900217 от 22 декабря 1929 г.). Так, в частности, средних (маневренных) танков планировалось изготовить: в 1930/31 — 300, в 1931/32 — 1000 и в 1932/33 — 1100. Но эти планы остались нереализованными: ХПЗ на тот момент не имел опыта подобных работ, квалифицированных кадров, соответствующих станков, оборудования и материалов. При этом в декабре 1929 г. — январе 1930 г. с завода «Красный Профинтерн» сняли заказ на Т-12.

Поэтому Машинообъединение, учитывая постановление СТО об изготовлении в текущем году валовой партии танков, дало задание ХПЗ приступить к изготовлению 15 танков по образцу опытной машины с изменениями, внесенными при окончательных заводских испытаниях. Срок сдачи — 1 октября 1930 г. В то же время Артиллерийское управление РККА так и не выдало заказ на изготовление 30 танков Т-12 по опытному образцу. В апреле 1930 г. было принято решение подключить к выпуску 300 машин по программе 1930/31 г., помимо ХПЗ, два готовившихся к введению в строй тракторных завода — Сталинградский и Челябинский.

Дальнейшие заводские испытания доработанной машины состоялись 2 апреля 1930 г.: "«Танк, пройдя своим ходом 2 км по мягкому грунту, остановился по причине поломки в трансмиссии». "Завод в очередной раз приступил к устранению недостатков. В мае того же года на ХПЗ им. Коминтерна был отправлен сотрудник МПУ Машинообъединения инженер Медведников, который докладывал руководству Управления: «...Конструктивные изменения, внесенные ОАТ в машину, почти все произведены, осмотрены и проверены дифференциал и коробка скоростей, поставлены сервоаппараты, новый вентилятор.

Машина уже ходила на заводские испытания. Вентилятор охлаждает удовлетворительно. Тормоза работают, но поворачиваемость машины стала хуже, что т. Наконечный просил особо отметить. Причину ухудшения поворачиваемости завод себе еще не уяснил. Новая гусеница еще не поставлена, сама гусеничная лента заканчивается изготовлением. Задержалось в цеху изготовление роликов и ролики еще не отправлены в Ленинград для заливки резиной. По словам т. Махонина 17—18 мая он предполагает выехать с машиной на заводское испытание и к 20 мая назначить сдаточное испытание с вызовом комиссии заказчика.

План производства первой партии танков в количестве 15 шт. составлен, и сроки выпуска были намечены на октябрь, ноябрь и декабрь 1930 г.

Вследствие изменения в производственной программе завода первоначальный план подвергся некоторому изменению и сроки выпуска были отдалены до выпуска последних машин в феврале 1931 г.

Получаемые от ОАТ чертежи переделок имеют в большинстве характер компоновочный и детальные рабочие чертежи должны быть разработаны заводским конструкторским бюро. В настоящее время это бюро состоит из пяти человек и не в состоянии выполнить всю эту работу, каковая падает на него в связи с изменением конструкции машины. Нужно пополнить минимум 15 человек, из которых 5-6 человек должны быть опытными в этой части конструкторами.

По заявлению завода, внутренними силами завода усилить конструкторское бюро не представляется возможным и завод просит Машинообъединение об оказании ему срочного содействия по усилению конструкторского бюро извне...

Беря за основу, что готовность чертежей корпуса будет в июне месяце, мы имеем первый корпус в ноябре месяце, срок который сразу устанавливает, что начало выпуска машин не может быть ранее января 1931 г.».

Испытания танка продолжились 28 апреля, а также 5 и 9 мая 1930 г. К моменту их проведения на Т-12 были установлены:
- более мощный вентилятор, осуществлявший забор охлаждающего воздуха в кормовой части корпуса, проход его через радиатор системы охлаждения и выброс из моторного отделения у правого борта;
- новая коробка передач с роликовыми подшипниками для центрального вала вместо скользящих втулок и с ребристой алюминиевой крышкой картера;
- новая система привода управления тормозами и двумя сервоаппаратами и двумя рычагами управления (как для торможения, так и для поворота) вместо ножной педали и рулевой колонки;
- упорядоченная система смазки и водоотводящих труб;
- усовершенствованные тормоза;
- бортовые редуктора с новой, более жесткой крышкой.

В июне 1930 г. на ХПЗ поступила 45-мм пушка конструкции Соколова с плечевым упором, которую сразу же установили в башне танка. До этого Т-12 испытывался только с пулеметным вооружением. По распоряжению заместителя председателя МПУ Машинообъединения Доценко 3 июля 1930 г. машину направили в Москву (через склад №37) для демонстрации военному командованию. Одновременно Машинообъединение дало согласие на проведение ответственных длительных испытаний. Однако дирекция ХПЗ выступила категорически против передачи машины УММ на испытания, к которым она еще была не готова. В письме завода сообщалось: "«После демонстрации машина должна быть срочно возвращена на завод, где совместно с ГКБ ВООП должны быть произведены окончательные конструктивные изменения, после чего будут произведены заводские испытания и сдача артприемщику»."

11 июля 1930 г. танк осмотрели народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов, начальник УММ РККА И.А. Халепский и начальник научно-технического комитета УММ РККА ГГ. Бокис. В целом новая машина получила высокую оценку и была оставлена в Москве для испытаний. 12 июля состоялись стрельбы из 45-мм пушки танка.

Испытания Т-12 продлились до середины августа 1930 г., по результатам которых он был рекомендован для принятия на вооружение с учетом устранения выявленных недостатков. Всего по докладу начальника испытательной группы С.А. Гинзбурга на производственном совещании НТК УММ РККА 13 августа 1930 г. было отмечено 37 недостатков и предложены меры по их устранению. К основным недостаткам отнесли "«перегрев моторной группы по смазке и охлаждению, а также перегрев коробки передач». "Но эти недостатки были неизбежными, так как на Т-12 только учились и приобретали опыт конструкторы и производственники.
 
icvДата: Понедельник, 09.09.2013, 15:35 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline
источник
 
icvДата: Понедельник, 09.09.2013, 15:36 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline
Маневренный танк Т-12 (проект).



Разработчик: КБ ХПЗ

Год начала работ: 1927
Год выпуска первого прототипа: 1930
Серийно не строился. Стал основой для среднего танка Т-24.

Учитывая опыт использования трофейных британских и французских танков 20 декабря 1927 г. УММ РККА сформулировало требования к “маневренному танку” с обязательным пушечно-пулеметным вооружением во вращающихся башнях. Разработку этой машины передали КБ ХПЗ им.Коминтерна, где подобрался достаточно сильный конструкторский коллектив. Общее руководство осуществлял главный конструктор ГКБ ОАТ С.Шукалов, ответственным исполнителем проекта назначили В.Заславского, за проектирование МТО отвечал А.Микулин. Надо сказать, что ОАТ не спешил с реализацией этого задания и постарался максимально переложить работу на харьковских коллег. От ХПЗ за создание танка отвечали зам. главного инженера М. Андриянов и зам. начальника тракторного цеха В. Дудка. Непосредственное руководство работами по маневренному танку в Харькове осуществлял инженер С. Махонин. Танк получил проектное обозначение Т-12. Большое влияние на него оказал опыт американцев, которые в 1920-е гг. сильно увлеклись ярусным расположением вооружения. В частности, за пример был взят танк Т1Е2, который по вооружению и массе можно было отнести к классу средних. В целях экономии места малая пулеметная башня располагалась у него на крыше основной башни. Это увеличивало высоту танка и стесняло работу экипажа, но зато компоновка танка получалась достаточно плотной. Советские конструкторы, в целом, заимствовали эту схему.
На Т-12 использовали классическую компоновку, с передним расположением отделением управления, за которым находился боевой отсек и моторно-трансмиссионное отделение. Большая девятигранная башня была рассчитана на 3-х человек: командира, заряжающего и пулеметчика. В её лобовом листе планировали установить 45-мм пушку или 57\60-мм гаубицу. Справа и слева от неё монтировалось до два спаренных пулемета системы Федорова. В верхней башне, установленной на крыше основной и смещенной назад, находилась еще одна спарка из 7,62-мм пулеметов. Силовая установка Т-12 должна была состоять из доработанного авиационного двигателя Hispano 9 мощностью 200 л.с.
В ходовой части танка все ещё ощущалось сильное влияние французской школы. Шасси танка состояло из 8 опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки с вертикальной пружинной амортизацией, 4-х поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. Работы продвигались очень быстро, однако, на финальной стадии сборки, танк подвергся изменениям. Девятигранная основная башня, макет которой уже успели установить на эталонном образце, была заменена на цилиндрическую с прямым лобовым листом. Вместо планируемого двигателя Hispano, теперь надлежало установить отечественный мотор конструкции А.Микулина, производство которого ещё только предстояло наладить на заводе “Большевик” в Ленинграде. Получить его в срок, естественно, не смогли, поэтому в качестве замены предложили авиадвигатель М-6 мощностью 180-200 л.с. Из-за этого пришлось переделывать КПП и ленточные плавающие тормоза, которые спроектировал Заславский. Планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15,7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях.
Корпус Т-12 также стал длиннее, а для преодоления рвов и окопов его оснастили “хвостом” удлинявшим танк на 690 мм.
Максимальная толщина его лобовых бронелистов составляла 22 мм, бортовых – по 12 мм. Нетипичным для советского танкостроения было размещение механика-водителя, место которого находилось у правого борта.

Постройка опытного образца Т-12 продолжалась с 13 октября 1928 г. по 15 октября 1929 г., но его окончательное оснащение всем необходимым оборудованием и доработки заняли ещё два месяца. Приемка танка состоялась в феврале 1930 г., но на испытания Т-12 был предоставлен только 2-го апреля. В отчетах РГВА указывалось, что опытный танк Т-12 (без вооружения) успел пройти только 2 км по мягкому грунту, после чего остановился из-за поломки трансмиссии. Чистое время работы двигателя составило 33 минуты, из них в движении – 21 минута. После ремонта танк вновь приступил к ходовым тестам. Довольно быстро выяснилось, что ходовая часть Т-12 явно недоработана. Перегревалась КПП, закипала вода в радиаторе, отказывала в работе 2-я скорость, а при повороте на мягком грунте соскакивала правая гусеница. Вместе с тем, Т-12 показал хорошую плавность хода. Для оценки нового танка с 28 апреля по 2 мая 1930 г. при испытаниях участвовали наркомвоенмор Ворошилов, начальник УММ Халепский и начальник Технического Управления УММ Бокис, а также представители от ХПЗ С. Махонин и Владимиров. На этот раз Т-12 показал максимум возможного. Он достаточно резво передвигался по пересеченной местности, осилив подъём 35-36 град. на 1-й передаче. Скорость на твердом грунте составила 26 км\ч, но при увеличении оборотов двигателя до 2000 в минуту она временно повысилась до 30 км\ч. Танк без труда преодолел 2-х метровый окоп даже на песчаном грунте, хотя по расчетам он мог перейти ров шириной 2,65 м. Удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см.кв.
Огневые испытания в полной мере провести не удалось. По причине отсутствия пулемета Федорова на танке был установлен 7,7-мм станковый пулемет Lewis в шаровой установке конструкции Шпагина. Стрельба из него дала очень положительные результаты – на ходу в цель попало около 60% пуль. Стрельбы из 45-мм пушки конструкции Соколова провести не удалось из-за её неготовности. На танк орудие было установлено летом 1930 г. и с 12 июля Т-12 продолжил испытания уже с ней. Полный боезапас танка составлял 100 выстрелов к пушке и 4000 патронов к пулеметам, но в случае установки полного комплекта вооружения боезапас увеличивался до 7200 патронов и 98 снарядов.
Проведенный параллельно с этим обстрел 18-мм и 22-мм бронеплит танка привели к выводу, что бронезащита танка соответствует предъявленным к нему требованиям.
Впрочем, дали знать о себе прежние недостатки. Как и раньше слетала правая гусеница из-за налипшего на направляющее колесо грунта, после 20 переключений КПП произвольно сбрасывала скорости, а после расходования 30 литров горючего оно переставало поступать к двигателю, хотя в баке оставалось ещё 130 литров.
Государственная комиссия, в целом, осталась довольна танком Т-12, но рекомендовала провести его доработку – в первую очередь отмечался недостаточный запас хода “маневренного танка”. Часть замечаний была исправлена на модифицированном танке Т-24, серийная постройка которого началась в 1932 г.

Источники:
М.Павлов, И.ПАвлов, И.Желтов "Советские средние танки довоенного периода 1924-1941", Армада\Вертикаль, 1999
С. Ромадин, М. Барятинский, В. Шпаковский (при содействии В. С. Вознюка и В. Д. Листрового) "Первык средний" (Моделист-Конструктор 1989 №9)




Продольный разрез танка Т-12 (проект).


 
icvДата: Понедельник, 09.09.2013, 15:43 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline
 
icvДата: Понедельник, 09.09.2013, 15:53 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline


Маневренный танк Т-12 на испытаниях. Июнь 1930 г.


История Создания Первых Танков На Территории Украины
Энциклопедия техники

Современная Украина - одно из немногих государств, имеющих развитое производство танков и боевых гусеничных машин. Украина имеет не только развитую производственную базу для массового изготовления объектов бронетанковой техники - Харьковский завод транспортного машиностроения (ХЗТМ) имени В.А. Малышева, но и собственное специализированное конструкторское предприятие - Харьковское конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ), которое носит имя выдающегося конструктора боевых гусеничных машин А.А. Морозова. Оба эти предприятия неразрывно связаны общей историей и имеют собственную школу конструирования гусеничных машин. Танки и артиллерийские тягачи, изготовленные харьковскими машиностроителями, всегда были гордостью Советских вооруженных сил. А сегодня они составляют основу бронетанковых сил Украины. Современные основные боевые танки Т-80УД, Т-84 и транспортер-тягач МТ-Т харьковского производства стали визитной карточкой Украины на международном рынке вооружений. Высокий технический уровень, конструктивная простота технических решений и надежность конструкции, объединённые с высокими техническими показателями, характеризует современную продукцию украинских танкостроителей. Именно эти критерии были положены в основу первых проектов отечественных танков и тягачей, к созданию которых в Харькове приступили в середине двадцатых годов прошедшего столетия.
В Российской империи, кроме нескольких опытных образцов, танки серийно не производились. На украинской земле танки впервые появились лишь в марте 1919 года во время гражданской войны. В "Добровольческой" армии генерала Деникина и французском экспедиционного корпусе применялись легкие танки типа "Рено" FT- 17, средние английские танки Mk-А "Тейлор" и тяжёлые Mk-V "Рикардо".
Впервые они были применены против частей 1-й Заднепровской дивизии Красной армии на Южном фронте возле поселка Березовка под Одессой. Однако первое боевое применение танков было довольно неудачным. Большинство из них было уничтожено или повреждено, и в качестве трофеев попало в войска Красной армии.
В дальнейшем танки французского и английского производства неоднократно применялись войсками Красной армии, белогвардейскими войсками Деникина, Юденича, Врангеля и белополяками в районе Дебальцево, Екатеринослава, Бутурлиновки, Детского Села, на Каховском плацдарме и других районах Украины, России и Белоруссии. В белогвардейских войсках имелось больше чем 130 танков различных типов иностранного производства, из них 83 танка были захвачены Красной армией.
С обеих сторон танки сводились в автотанковые отряды, которые имели различную организационно-штатную структуру. Однако на фоне боевых действий бронепоездов и бронеавтомобилей, боевое применение танковых отрядов носило весьма эпизодический характер.
В конце 1920 года в автотанковые отряды Красной армии начали поступать танки отечественного производства. 31 августа 1920 года в испытательный пробег вышел первый "Рено-Русский", который был собран на заводе "Красное Сормово". Этот танк, первый из 15-ти танков, изготовленных на сормовском заводе, был больше известен как "Борец за свободу тов. Ленин".
Однако, в связи с несовершенством конструкции танка и отсутствием необходимых для массового производства материалов, узлов и агрегатов, технологического оснащения и квалифицированных инженерных и рабочих кадров производство танков "Рено-Русский" было свёрнуто. К декабрю 1920 года в рядах Красной армии имелось 96 трофейных и отечественных танков.
2 ноября 1919 года в газете "Известия Народного комиссариата по военным делам", были опубликованы условия конкурса на проект нового танка для Красной армии. В 1922 году был проведен второй открытый конкурс на проект нового танка. Однако уничтоженная в ходе гражданской войны, экономика молодого Советского государства не давала возможности организовать даже опытного производства танков.
В 1923 году работу по систематизации имеющего опыта проектирования танков было возложено на Главное управление военной промышленности ВСНХ. На год позднее, 6 мая 1924 года, в Москве в составе Орудийно-арсенального треста (ОАТ) было открыто Главное танковое конструкторское бюро (ГКБ ОАТ), под руководством С.П. Шукалова. 1924 - 1925 годах было в ГКБ ОАТ разработано несколько интересных проектов танков. Правда, в связи с отсутствием в составе ГКБ ОАТ производственной базы, ни один из них не был изготовлен даже в виде опытного образца.
Руководство Красной армии требовало от ГУВП ВСНХ немедленных действий, направленных на переоснащение бронированных сил новой материальной частью. Дело в том, что в строю находились устаревшие, оставленные без запчастей и предельно изношенные трофейные и первые отечественные машины. Кроме того, в апреле 1925 года сложилось критическое положение с танковым вооружением. Обеспеченность танков "Рикардо" (Mk-V) исправными 57-мм пушками составляло лишь 10 %, а пушечные танки "Рено" и "Рено-Русский" остались совсем разоруженными. Для временной замены использовать пулеметы "максим". Всё это существенно снижало и без того невысокие боевые качества этих танков.
24 октября 1925 года в Мобилизационно плановом управлении РККА состоялось совещание по вопросам танкового строительства, на котором были рассмотренные все проектно-конструкторские роботы. Решением совещания было свернуто проектирование позиционного (тяжёлого) танка, а все усилия концентрировались на создании малого (легкого) и маневренного (среднего) танков.
Второго июня 1926 года командованием РККА и руководством ГУВП ВСНХ была принятая трехлетняя программа танкостроения. Количество и типы необходимых боевых машин определялись из необходимости прорыва укрепленной обороны противника на участке 10 километров силами двух дивизий с возможностью развития успеха в глубину до 30 километров и выходом на оперативный простор.
В минимальную программу танкостроения входило оснащение одной дивизии батальоном танков сопровождения пехоты, а второй - батальоном пулемёток сопровождения (танкеток). При этом количество танков в батальоне принималась из расчета трехротного состава по 16 танков в роте, что с учетом запасных танков ротного и батальонного резерва, а также машины командира батальона составляло 69 танков.
Исходя из опыта первой мировой и гражданской войны, разработчиками программы было спрогнозировано предполагаемое количество потерь танков во время боевых действий. Учитывая возможное количество потерь, а также необходимость создания учебной танковой роты, был установлен заказ на изготовление 112 танков сопровождения пехоты и аналогичного количества пулемёток сопровождения. Стоимость одного танка сопровождения пехоты была определена в 18 тысяч рублей, а пулемётки сопровождения - на уровне 6 тысячи рублей. Таким образом, стоимость всей программы составляла около 5 миллионов рублей. Срок выполнения программы был определён до декабря 1930 года.
В максимальную программу входило создание дополнительного батальона маневренных танков на случай встречи с полевыми укреплениями полного профиля. Кроме этого, в задачу маневренных танков входило уничтожение крупных узлов сопротивления, а после выхода на оперативный простор - уничтожение коммуникаций противника, в то время как танки и пулемётки сопровождения пехоты должны были развивать успех совместно с пехотными подразделениями и конницей. Количество маневренных танков в батальоне определялась в 55 единиц, которые с учетом учебного взвода из 5 машин повышало заказ до 60 танков. Стоимость одного маневренного танка должна была составлять примерно 50 тысяч рублей.
В свете выполнения этой программы и был изготовлен первый танк, созданный на украинской земле.
Решение о разработке маневренного танка было принято в 1923 году, когда минимальный план трёхлетнего развития отечественных танков был частично выполнен: началось серийное производство танков сопровождения пехоты МС-1 (Т-18).
Техническое задание на разработку маневренного танка было выдано ГКБ ОАТ в Москве 17 октября 1927 года. В качества базового завода для создания опытного образца и освоения серийного производства нового танка был избран Государственный Харьковский паровозостроительный завод (ГХПЗ).
Такое решение было совсем не случайным. Начиная с 1923 года, на ГХПЗ уже было налажено серийное производство гусеничных тракторов "Коммунар", прототипом которых был немецкий гусеничный трактор "Hanomag". Кроме того, ГХПЗ также имел опыт производства дизель моторов типа "Zulhcer" и "МAN".
Официальным документом, которым определялось начало работ по подготовке производства танков на ГХПЗ, было Постановление постоянного мобилизационного совещания, которое состоялось 1 декабря 1927 года. В соответствии с постановлением Главного управления металлической промышленности, руководству ГХПЗ было поручено организовать на заводе параллельное производство танков и гусеничных тракторов (письмо № 1159/128 от 7 января 1928 года из материалов Харьковского областного Госархива. Дело № 93, лист 5.). В декабре 1927 года на ГХПЗ из состава тракторного производства была выделена конструкторская группа для совместного с ГКБ ОАТ проектирования маневренного танка.
ГКБ ОАТ осуществляло общее руководство проектом, а также разрабатывало броневой корпус, башню танка, установку вооружения и рабочие места членов экипажа. Танковый отдел в составе технической конторы ГХПЗ разрабатывал трансмиссию и ходовую часть танка, а также сопровождал производство опытного образца маневренного танка, который получил индекс Т-12 (Т1-12).
Общее руководство проектом осуществлял главный конструктор ГКБ ОАТ С.П. Шукалов. Ответственным исполнителем проекта был назначен ведущий конструктор секции гусеничных машин ГКБ ОАТ В.И. Заславский.
Танковый отдел в составе технической конторы ГХПЗ возглавил заведующий отделом И.Н. Алексиенко. За изготовление танка на ГХПЗ отвечал заместитель главного инженера завода М.М. Андрианов и заместитель начальника тракторного цеха И.В. Дудка. Непосредственное руководство работами по маневренному танку на ГХПЗ осуществлял инженер С.Н. Махонин. Представителем ОАТ был назначен военный инженер Н.М. Тоскин. В состав танкового отдела технической конторы ГХПЗ входили молодые конструкторы А.С. Бондаренко, В.И. Дорошенко, М.И. Таршинов и другие. С октября 1928 года в танковый отдел было зачислен техник-чертёжник А.А. Морозов.
Не считаясь с жесткими сроками, отведенными на разработку проектной документации, руководства ГКБ ОАТ относилось к проекту маневренного танка довольно прохладно. Ссылаясь на большой объем работ, которое должно было выполнять ГКБ, руководство ОАТ потребовало направить из Харькова в Москву часть конструкторов из танкового отдела ГХПЗ. Основное бремя работ по проектированию маневренного танка легло на плечи молодых харьковских конструкторов.
Концепция танка Т-12 состояла из синтеза опыта, полученного во время проектирования и серийного производства танка Т-18, и идеи многоярусного размещения вооружения, которое последовательно испытывалось американскими инженерами при проектировании опытных образцов среднего танка типа Т.1 (модели 1921 - 1925 годов). Вооружение маневренного танка Т-12 должно было состоять из 45-мм полуавтоматической пушки конструкции Соколова и двух 6,5-мм спаренных пулеметов конструкции Федорова-Иванова в шаровой установке, спроектированной Шпагиным, в главной эллипсоподобной башне, а также еще одного 6,5-мм спаренного пулемета в отдельной цилиндрической пулеметной башне, которая располагалась на крыше главной башни. Боекомплект танка должен был состоять из 100 патронов к 45-мм пушке и 4000 патронов к пулеметам.
В ГКБ ОАТ рассматривалось вопрос о вооружении маневренного танка 57-мм гаубицей конструкции Сячентова и тремя пулеметами.
Экипаж танка состоял из четырех человек: командира танка (он же обслуживал пулемет малой башни), командира башни, башенного стрелка и механика-водителя.
Бронированный корпус и башня должны были изготовляться из 12-22-х миллиметровых бронированных листов. Листы предполагалось крепить к каркасу из уголка при помощи заклёпок.
В качестве силовой установки на танк планировалось установить отечественный танковый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 180 лошадиных сил, заказ, на изготовление которого получил ленинградский завод "Большевик". Проектная боевая масса танка должна была составлять 14,5 тонн.
Технический проект танка Т-12, который был изготовлен в ГКБ ОАТ, несколько раз пересматривался в соответствии с производственными возможностями ГХПЗ. Так, например, эллипсообразная башня была заменена на многогранную.
К изготовлению опытного образца маневренного танка Т-12 на ГХПЗ приступили 13 октября 1928 года. Сборка опытного образца Т-12 проходило в условиях полного отсутствия качественных материалов, специального оснащения, квалифицированных кадров. Несмотря на трудности и отсутствие опыта изготовления танков, сборка опытного образца проходила рекордными темпами. Бронированный корпус, башня и ходовая часть танка были собраны 15 октября 1929 года.
Для уменьшения стоимости опытного образца и экономии времени бронированный корпус и башню танка изготовили из конструкционной, не броневой стали. Собранный в Харькове танк существенно отличался от проекта ГКБ ОАТ.
В связи с тем, что завод "Большевик", полностью загруженный программой производства танка МС-1, не выполнил заказ на изготовление специального танкового двигателя для Т-12, было принято решение установить на опытном образце маневренного танка восьмицилиндровый карбюраторный авиамотор "Испано-Сюиза" мощностью 200 лошадиных сил при частоте обращения коленчатого вала 1500 оборотов за минуту. Вследствие чего возникла необходимость перепроектировать броневой корпус и трансмиссию танка. Изменилась и конструкция отдельных элементов ходовой части танка. На серийных образцах танка предполагалось установить отечественный трехсотсильный авиамотор М-6 с пониженной мощностью до 180 - 200 лошадиных сил при частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов за минуту.
В трансмиссии танка впервые в отечественном танкостроении была применена планетарная коробка передач с наружным зацеплением шестерён, которая давала возможность изменять скорость движения от 2,7 до 15,7 километров в час, оставляя возможность реверса на всех передачах. Новинкой стали и ленточные плавающие тормоза дифференциала.
Ходовая часть танка состояла из двух направляющих и ведущих колес и восьми балансирных тележек с пружинными амортизаторами. В состав тележки входили два сблокированных между собой сдвоенных опорных катка и один сдвоенный поддерживающий каток с резиновыми бандажами. Вертикальные пружины амортизаторов устанавливались в полых стойках, которые защищали их от внешних повреждений. Направляющие колеса имели довольно удачную конструкцию механизма натяжения гусеничной ленты. Ведущие колёса имели гребневое зацепление с гусеничной лентой.
Боевая масса опытного образца составляла 19280 килограммов. Корпус танка и башня были изготовлены из 22-мм вертикальных и 12-мм горизонтальных листов, закреплённых с помощью заклепок к металлическому каркасу. Механизм поворота главной башни имел ручной механический привод. Поворот пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора. Для Т-12 было характерно нетипичное размещение механика-водителя справа от продольной оси машины. Танк Т-12, как и все советские танки того времени, имел съёмный "хвост", который увеличивал длину корпуса танка на 690 миллиметров и давал возможность преодолевать окопы шириной до 2,65 метров.
Дооснащение и наладка опытного образца танка продолжалось на протяжении всей зимы. Несмотря на постоянные требования дирекции ГХПЗ вооружение из арсеналов не было предоставлено на монтаж опытного образца танка.
Первый самостоятельный пробег по заводскому цеху танк осуществил в январе 1930 года. Начиная с февраля 1930 года, начались заводские испытания танка и параллельное устранение выявленных недостатков в его конструкции.
Например, 2 апреля 1930 года танк прошел 2 километра по мягкому грунту, после чего остановился вследствие поломки в трансмиссии. Процесс доводки отдельных узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части продолжался до конца апреля.
С каждым днем опытный образец танка преодолевал все большее и большее расстояние. В отчетах об испытаниях отмечалась, что по мягкому грунту танк двигается легко и плавно. Однако имеет место перегрев коробки передач, отказ второй передачи, закипание воды в системе охлаждения двигателя. Кроме того, имело место спадание правой гусеничной ленты во время поворотов на мягком грунте.
Официальные испытания танка проходили с 28 апреля по 9 мая. Одновременно был проведен артиллерийский обстрел 22-мм и 18-мм эталонных броневых плит. Акты испытаний утвердил главный инженер завода С.Н. Махонин и начальник отдела И.Н. Алексенко.
После проведения официальных испытаний опытный образец маневренного танка Т-12 по железной дороге был доставлен на подмосковный полигон в посёлке Кубинка. 11 июля 1930 года состоялся показ нового танка командованию РККА. На испытаниях присутствовали нарком К. Е. Ворошилов, начальник Управления механизации и моторизации РККА Халепский и начальник Технического управления УММ Бокис. От ГХПЗ на испытании присутствовали Махонин и Владимиров.
Несмотря на присутствие высокого начальства, танк успешно выполнил дневную программу испытаний. Во время движения по твердому грунту танк легко развивал скорость 26 километров в час. Во время кратковременного повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя до 2000 оборотов в минуту скорость движения танка достигала 30 километров в час. Танк легко преодолевал окопы шириной 2 метра, даже на песчаном грунте. На мягком грунте, двигаясь на первой передаче танк, преодолевал подъем 35-36 градусов.
Кроме того, в этот день танк впервые вышел на испытания с вооружением: станковый пулемет Кольта в шаровой установке Шпагина был установлен в главной башне. Первая стрельба из пулемета прошла успешно: при движении танка в мишень попадало до 60% пуль.
Правда, вопрос с вооружением опытного образца маневренного танка длительное время оставалось открытым: 45-мм танковая пушка конструкции Соколова не была своевременно доставлена на полигон, а вместо 6,5-мм пулеметов Федорова-Иванова было принято решение установить 7,62-мм танковые пулеметы ДТ, которые также на полигон не прибыли. Первая пробная стрельба из 45-мм пушки конструкции Соколова, установленной в башне танка Т-12, была проведена 12 июля 1930 года.
Во время войсковых испытаний опытного образца маневренного танка Т-12 был выявлен ряд существенных недостатков в его конструкции. Так вследствие налипания грунта на направляющее колесо имело место спадание гусеничной ленты. После 20 переключений в коробке передач перестали фиксироваться включённые передачи. После выработки 90 литров горючего по неизвестным причинам прекращалась его подача к двигателю, хотя в баках еще оставалось больше чем 130 литров бензина. В целом, по результатам испытаний, танк был рекомендован для принятия на вооружение РККА после устранения выявленных недостатков. Однако, несмотря на решение о принятии танка на вооружение и положительные результаты войсковых испытаний, маневренный танк Т-12 в серийное производство не пошел. Уже в конце июля 1930 года на кубинский полигон из Харькова был доставлен опытный образец нового маневренного танка Т-24. Все роботы над Т-12 были прекращены.
Сейчас мало кто упоминает об этой довольно своеобразной боевой машине. Ее обошла громкая слава первого советского танка "Борец за свободу тов. Ленин", она не принимала участия в боевых действиях, как танк сопровождения пехоты МС-1. Даже профессиональные историки оставляют историю создания этого танка без внимания. Поэтому необходимо еще раз напомнить, что маневренный танк Т-12 был не только первым изготовленным советским средним танком, а еще и первым танком, построенным на Украине. К сожалению, опытный образец танка Т-12, который остался в подмосковной Кубинке был утерян во время Великой Отечественной войны.
В конце 1929 года, не дожидаясь результатов испытанной танка Т-12, конструкторский коллектив танкового отдела технической конторы ГХПЗ, и в первую очередь заведующий отделом И.Н. Алексиенко, обратился к руководству Главного управления металлической промышленности с эскизным проектом нового, больше совершенного маневренного танка. Решение харьковских инженеров о создании нового маневренного танку было совсем не случайным. Учитывая неудачный опыт совместного из ГКБ ОАТ проектирования Т-12, когда проект танка был выполнен без учета возможностей завода-производителя, было принято решение о самостоятельном проектировании нового танка.
Новый танк, сохраняя концепцию танка Т-12, должен был иметь более мощное вооружение, отечественный двигатель, надежную трансмиссию и усовершенствованную ходовую часть. В сущности, харьковские конструкторы отказались от доводки и модернизации Т-12, и, взяв его за основу, приступили к проектированию нового танка.
Проект нового танка встретил решительный отпор у руководства отрасли, которое требовало от ГХПЗ сосредоточения всех усилий на усовершенствовании опытного образца Т-12. Однако танкостроителей неожиданно поддержал главный заказчик.
Военные внимательно наблюдали за ходом заводских испытаний опытного образца Т-12. Главным аргументом заказчика о целесообразности создания нового танка стал недостаточный запас хода у Т-12, что не давало возможности его использования для уничтожения коммуникаций противника. Кроме того военных беспокоила достаточно высокая цена танка, поэтому новый маневренный танк, которому был присвоен индекс Т-24, должен был быть значительно дешевле предшественника. Боевая масса нового танка должна была составить 17,5 тонн, а бронирование корпуса танка должно было быть более дифференцированным.
Судя по существующим документам, рассматривалось несколько вариантов размещения вооружения нового танка. Артиллерийское вооружение танка должно было состоять из 45-мм танковой пушки Соколова, или 45-мм полуавтоматической пушки системы ОАТ ГУВП образца 1925 года. Первой на испытания в Кубинку поступила 45-мм полуавтоматическая пушка конструкции Соколова, которая временно устанавливалась как на опытном образце танка Т-12, так и на первом танке Т-24.
Вообще-то, конструкция пушки была довольно неудачной. В серийное производство она так и не пошла. Было изготовлено два опытных образца пушки, один из которых и был передан на танковый полигон для испытаний. После неудачного испытания пушки, установленной в башне танка Т-24, она была окончательно установленная на Т-12, где после нескольких стрельб и была окончательно сломана.
Производство же 45-мм пушки системы ОАТ завод № 8 осваивал еще два года. Поэтому, штатную 45-мм пушку 6К образца 1930 года серийные танки Т-24 получили лишь в 1932 году. Поэтому установка артиллерийского вооружения на танки Т-24 производилась уже непосредственно в воинских частях.
Рассматривалась возможность установки в танке Т-24 57-мм гаубицы конструкции П. Сячентова. В проект этой гаубицы было заложено несколько новейших конструктивных решений. Однако заказ на изготовление 57-мм гаубицы не был подтверждено заказчиком. Поэтому гаубицу так и не изготовили в металле. Отдельные технические решения, которые были предложены в её конструкции, впоследствии были использованы во время проектирования 76,2-мм танковой пушки ПС-3.
Пулеметное вооружение нового танка должно было состоять из новейших по тому времени 7,62-мм пулеметов Дегтярёва ДТ. Рассматривалось два варианта установки пулеметов. Первый - был заимствован у Т-12: два пулемета ДТ в главной башне, третий - в отдельной пулеметной башне. Второй - отличался наличием четвертого пулемета, который планировалось установить в подбашенной коробке броневого корпуса танка, слева от механика-водителя. Именно этот вариант вооружения танка и был выбран в качестве основного.
К проектированию нового танка харьковские танкостроители приступили в конце ноября - начале декабря 1929 года, а уже в конце июля 1930 года были изготовлены первые три экземпляра нового танка. Один из первых танков Т-24 был срочно направлен в Кубинку для сравнительных испытаний с Т-12.
Внешне новый танк существенно отличался от своего предшественника. Новый, более просторный корпус танка, имел развитые броневые ниши над надгусеничными полками. В них, подобно МС-1, были расположены дополнительные топливные баки. В связи с этим была уменьшена высота обвода гусеничных лент. В специальном выступе подбашенной коробки, слева от люка механика-водителя, была расположена шаровая установка лобового пулемета ДТ. Претерпела изменения конструкция люка механика-водителя и бортового люка для посадки экипажа. В связи с установкой нового двигателя и изменением конструкции отдельных элементов трансмиссии была изменена конструкция кормовой части корпуса танка.
Существенные изменения были и в конструкции обоих башен. Главная башня цилиндрической формы имела больший внутренний объем, и более удобное расположение вооружения и рабочих мест экипажа. Для улучшения обзора в бортовых стенках башни были изготовлены смотровые щели, которые прикрывались бронированными заслонками. Пулеметная башня новой конструкции имела дополнительную нишу, в которой была расположена шаровая установка пулемета ДТ. На крыше башни был установлен куполообразный люк с откидной крышкой. Это давало возможность командиру танка не покидая пулеметной башни вести наблюдение за местностью и руководить действиями подразделения.
Бронированный корпус и башни танка имели дифференцированную толщину брони. Вертикальные лобовые листы корпуса и башни имели толщину 22 миллиметра. Толщину бортовых листов корпуса снизили до 20 миллиметров, а крыши и днища соответственно до 8,5 миллиметров. Это обеспечивало защиту танка от огня крупнокалиберных пулеметов на всех дистанциях. Бронированные листы для танка изготовлял Ижорский завод.
В связи с установлением лобового пулемета экипаж танка увеличился до пяти человек - появился дополнительный стрелок. В корпусе танка было предусмотрено место для установки радиостанции. В случае установки радиостанции пятый член экипажа автоматически становился стрелком-радистом. Корпус танка разделялся на четыре отделения: отделение управления, боевое, моторное и трансмиссионное.
В отделении управления, которое находилось в передней части корпуса танка, были расположенные органы управления танком, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя и стрелка лобового пулемета, который одновременно был помощником механика-водителя. Это давало возможность быстрой замены последнего в случае его гибели или ранения.
Боевое отделение было расположено в центральной части корпуса танка и в двух башнях. В нем возмещались вооружение, рабочие места командира танка, командира башни и башенного стрелка, а также основная часть боекомплекта. 45-мм пушка была расположена в шаровой установке левого лобового листа. Справа от пушки в шаровой установке был расположен 7,62-мм пулемет ДТ. Второй пулемет был расположен в левом бортовом листе башни. Механизм поворота главной башни был размещён возле правого борта башни. Обслуживал его командир башни. Он же одновременно вел огонь из пулемета ДТ. Башенный стрелок обслуживал 45-мм пушку и второй пулемет. На крыше главной башни было закреплен пол малой башни, погон которой был смещен вправо от продольной оси главной башни. На задней стене пулеметной башни был расположен спинной упор, с помощью которого командир танка осуществлял поворот малой пулеметной башни.
В моторном отделении танка Т-24, отделённом от боевого отделения бронированной перегородкой, был установлен отечественный авиамотор М-6, серийное производство которого было освоено на одном из отечественных заводов Авиапрома. Кроме того, в моторном отделении были расположены обслуживающие системы двигателя, бак для масла и аккумуляторная батарея. Запас горючего, расположенный в двух топливных баках на надгусеничних полках, составлял 460 литров. Это дало возможность повысить запас хода танка до 120 километров.
Трансмиссия танка была размещена в кормовой части танка. Она состояла из главного фрикциона, планетарной коробки передач с двойным дифференциалом, двух бортовых фрикционных муфт с ленточными тормозами и двух одноступенчатых бортовых редукторов. По конструкции основных агрегатов трансмиссия танка Т-24 для в своего времени находилась на довольно высоком уровне. Однако качество изготовления агрегатов трансмиссии оставляло желать лучшего.
Ходовая часть танка сохранила принципиальную схему, принятую для Т-12. Однако конструктивно ходовая часть танка Т-24 отличалась от предшественника. Танк получил новую гусеничную ленту, которая состояла из 63 литых стальных траков с развитыми грунтозацепами. Между собой траки соединялись с помощью стальных пальцев, осевое перемещение которых ограничивали специальные штифты. Заново были спроектированы тележки подвески, направляющие и ведущие колёса.
Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме с выводом плюсового полюса аккумуляторной батареи на корпус танка. Напряжение бортовой сети составляло 12 вольт. В качества источника электрической энергии использовались генератор постоянного тока мощностью 250 ватт и стартерная аккумуляторная батарея СТЭ-14БС. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя осуществлялся от электрического стартера или с помощью пусковой рукоятки.
Войсковые испытания маневренного танка Т-24 начались 24 июля 1930 года, сразу же по прибытии опытного образца на кубинский полигон. Первый день испытаний не принес никаких неожиданностей. Однако и особых восторгов у военных новый танк не вызвал. Не смотря на меньшую боевую массу, максимальная скорость движения нового танка по сухому грунту составляла лишь 22 километра в час, против 26 километров в час у Т-12. По остальным показателям Т-24 существенно не отличался от Т-12. На протяжении следующего дня на танке установили 45-мм пушку Соколова, которую демонтировали с Т-12. На 26 июля было назначено опробование стрельбой вооружения танка. Однако во время движения танка на артиллерийский полигон с боекомплектом 10 снарядов произошел пожар в моторном отделении: загорелся пожароопасный авиационный двигатель М-6. Механик-водитель танка Владимиров остановил машину, помог артиллеристам разгрузить боекомплект, после чего, с помощью ручного огнетушителя сбил пламеня с двигателя, и с помощью песка и собственной одежды погасил пожар. Танк был спасён, однако для продолжения испытаний был необходим ремонт двигателя. После пожара вооружение с танка было демонтировано и снова установлено на Т-12, а испытания Т-24 были временно прекращены.
Не дожидаясь результатов испытаний, 27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялась совещание по вопросам принятия маневренного танка Т-24 на вооружение РККА, и производства пятнадцати танков установочной партии. ГХПЗ выполнил заказ военных и изготовил три танка в июле, пять в августе и семь в сентябре 1930 года. Дальнейшая программа выпуска танков предусматривала наращивание темпов выпуска с семи танков в октябре 1930 года до двадцати пяти танков в сентябре 1931 года.
На ГХПЗ был введен в действие специальный корпус Т2 для производства танков и создано самостоятельное танковое конструкторское бюро Т2К, которое возглавил И.Н. Алексиенко. Ядром КБ Т2К стали конструкторы специального танкового отдела ГХПЗ. Руководителем танкового производства был назначен С.Н. Махони
 
icvДата: Воскресенье, 06.04.2014, 23:44 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline
 
MichaelvelpДата: Воскресенье, 12.10.2014, 13:37 | Сообщение # 7
Группа: Посетители





ok



Танк Т-12 на испытаниях — машина валит дерево. Июль 1930 года. Фото сделано в окрестностях Москвы (АСКМ).
 
VertДата: Воскресенье, 14.12.2014, 14:27 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 421
Замечания: 0%
Статус: Offline
 
icvДата: Воскресенье, 14.12.2014, 16:31 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline


Маневренный танк Т-12 на испытаниях. Июнь 1930 г.

 
icvДата: Воскресенье, 14.12.2014, 16:56 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline


Танк Т-12 на испытаниях — машина уже имеет штатное вооружение, судя по выхлопу из глушителя, фото сделано при работающем двигателе (АСКМ).
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 19:31 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline


 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 20:02 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 20:02 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline
 
icvДата: Пятница, 23.02.2018, 20:03 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 13040
Статус: Offline


Танк Т-12 на территории военного склада № 37. Москва, июль 1930 года. Двигатель работает, на машине и около нее — участники испытаний танка (АСКМ).
 
Форум icvi.at.ua » СССР: ТАНКЕТКА; ТАНК; БРОНЕТРАКТОР; » ТАНКИ до 1930 г. » МАНЕВРЕННЫЙ ТАНК » Т-12 (Т1-12) (ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: