Т-64
| |
icv | Дата: Пятница, 17.10.2014, 00:03 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15217
Статус: Offline
| Перечень модификаций
Модификации танков семейства Т-64 Т-64 об. 432 (1967 год)
Т-64А об. 434 (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнем, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.
Т-64АК об. 446 (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).
Т-64Б «Сосна» об. 447А (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков.
Т-64БК об. 446Б (1976 год) — командирский танк Т-64Б.
Т-64Б1 об. 437А (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с.
Т-64БВ об. 447А (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой.
Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.
Т-64БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.
Т-64Е (2010 год) — украинская современная модификация с двигателем 5ТДФЕ мощностью 850 (900) л.с. и ВСУ мощностью 10 кВт. Оснащён модернизированной СУО, ДЗ «Нож-2» («Дуплет»), комплексом управляемого оружия «Комбат» и спаренной зенитной 23-миллиметровой пушкой с дистанционным управлением.
Т-64Б1М (2014 год) — украинский упрощённый вариант модернизации танков Т-64Б1, создан на Харьковском бронетанковом заводе. На танке установлена встроенная динамическая защита, усиливающая защиту башни, лобовой части корпуса и борта. В задней части башни установлена ниша для боекомплекта и оборудования.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 17.10.2014, 00:22 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15217
Статус: Offline
| Устройство Т-64 Броневой корпус и башня Учебно-действующий стенд (УДС) на базе Т-64
Танк Т-64 имел сварной корпус с углом наклона лобовых листов в 68° и скошенными скуловыми листами. Лобовой лист представлял собой многослойную броневую преграду (броневая сталь, стеклопластик, броневая сталь), обеспечивающую защиту танка от всех типов бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов и ПТУР, состоявших на вооружении НАТО. Уже в ходе рассмотрения технического проекта объекта 432 отмечалась возможность рикошета в башню танка бронебойных снарядов, попадавших в скулы лобового листа, что и подтвердили результаты обстрела танка. Поэтому, начиная с 1964 года, на лобовом листе танка вводилась характерная защита в виде «бровей» перед смотровыми приборами механика-водителя и на переднем листе крыши корпуса. Начиная с 1967 года, для увеличения броневой стойкости лобового листа и упрощения технологии производства бронекорпусов, танки стали выпускать с прямым лобовым листом и прямой крышей корпуса. На машинах, выпускавшихся до 1967 года, механик-водитель имел три смотровых прибора ТНПО-160, а начиная с 1967 года — один ТНПО-168.
Башня танка литая с резко дифференцированным многослойным бронированием (броневая сталь, алюминиевый сплав, броневая сталь), максимальная толщина составляла 600 мм. Вооружение
Основное вооружение танка Т-64 составляла 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А21), оснащённая гидроэлектромеханическим механизмом заряжания. Ёмкость механизированной укладки, выполненной в виде конвейера со складывающимися L-образными лотками, составляла 30 артиллерийских выстрелов. Остальные 10 выстрелов размещались в баке-стеллаже в немеханизированной укладке и предназначались для быстрого пополнения конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов.
Пушка и спаренный пулемёт были стабилизированы в двух плоскостях благодаря применению электрогидравлического стабилизатора танкового вооружения 2Э18 «Сирень». Для наведения пушки и спаренного с ней пулемёта применялся дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной прицел ТПН-1-432. Головка ночного прицела не имела бронировки и в дневное время снималась и укладывалась в башне за сидением наводчика. Выходное окно прицела при этом закрывалось броневой крышкой, которая в боевом положении закреплялась на крыше башни. Осветители Л-2АГ ночного прицела и ОУ-3ГК прибора наблюдения командира танка ТКН-3 устанавливались на задней стенке башни и закрывались чехлами. По-боевому Л-2АГ устанавливался слева от пушки, а ОУ-3ГК на командирской башенке. Двигатель источник Двигатель 5ТДФ, вид со стороны правого борта
На объекте 432 устанавливался форсированный до 700 л.с. дизель 5ТДФ, оснащённый новой, усовершенствованной по сравнению с объектом 430, эжекционной системой охлаждения.
Двигатель 5ТДФ представляет собой двухтактный турбопоршневый дизель жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием и прямоточной двухпоршневой продувкой. Цилиндры располагались горизонтально, в каждом цилиндре по два поршня. Наряду с поршневой частью имеются два соединённых между собой лопаточных агрегата — нагнетатель и газовая турбина.
Двигатель был чрезвычайно мал и лёгок, но требовал тщательного технического обслуживания и качественных ГСМ. Кроме того, дизель был высокооборотистым и работал в очень теплонагруженном режиме, что требовало при его запуске постоянно пользоваться котлом подогревателя при температуре окружающего воздуха от +10°C и ниже. Трансмиссия
В трансмиссии были использованы две семиступенчатые планетарные коробки передач, объединённые в один узел[5] с планетарными бортовыми передачами, и системой гидросервоуправления, заменявшие девять узлов трансмиссии танка Т-55 (входной редуктор («гитару»), главный фрикцион, коробку передач, два планетарных механизма поворота, два тормоза и два бортовых редуктора). Трансмиссия танка получилась очень компактной и лёгкой, на 750 кг легче, чем у Т-55, и состояла из 150 механообработанных деталей вместо 500.
Планетарные коробки передач (ПКП) — механические планетарные, обеспечивают семь передач переднего хода и одну заднего. Они предназначены для изменения скорости движения и тяговых усилий на ведущих колёсах, поворота и торможения танка, отключения двигателя от ведущих колёс. ПКП на различных передачах характеризуется следующими передаточными числами: I — 8.173; II — 4.4; III — 3.485; IV — 2.787; V — 2.027; VI — 1.467; VII — 1; ЗХ — 14.35 (не надо путать «ЗХ» с секретной передачей «три икс», это — «задний ход»).
Каждая ПКП состоит из четырёх планетарных рядов и шести фрикционных устройств (четыре тормоза и два фрикциона). Включение каждой передачи обеспечивается включением двух фрикционных устройств. Включение фрикционных устройств производится путём подачи масла под давлением в бустеры фрикционных устройств из механизмов распределения системы гидроуправления и смазки. Фрикционные устройства обладают высокой износостойкостью за счёт применения дисков с трением металл по металлокерамике в масле.
Обеспечение движения в повороте осуществляется за счёт постепенного уменьшения давления в бустерах включённых фрикционных устройств ПКП отстающего борта, при этом радиус поворота кинематически не определён и зависит от внешних условий движения. После полного выключения фрикционных устройств, включаются фрикционные устройства, обеспечивающие на отстающем борту включение передачи на ступень ниже, при этом осуществляется поворот с расчётным (фиксированным) радиусом. Расчётные радиусы для различных передач имеют следующие значения: I — 1,365 м; II — 4,535 м; III — 11,735 м; IV — 12,395 м; V — 8,575 м; VI — 8,525 м; VII — 7,205 м; ЗХ — 1,365 м.
Следует отметить, что расчётный радиус представляет собой расстояние от центра поворота (точка, вокруг которой осуществляется поворот) до продольной линии, пересекающей геометрический центр опорной поверхности танка. Так, для первой передачи, при развороте вокруг заторможенной гусеницы отстающего борта, радиус поворота составляет половину ширины колеи танка (R = B/2) и равен 1,365 м. Кроме того, при движении машины по местности, реальные радиусы поворота, в связи с существующим явлением юза отстающей и буксования забегающей гусениц, отличаются от расчётных и для сухих грунтов обычно в 1,3 — 1,8 раза выше расчётных.
Бортовые передачи (бортовой редуктор) — механические планетарные редукторы, повышающие передаваемый крутящий момент и понижающие частоту вращения, с постоянным передаточным числом, равным 5,454. На шлицах ведомого вала бортового редуктора устанавливается ведущее колесо.
Приводы управления трансмиссией — гидромеханические сервоприводы. Они предназначены для обеспечения управления всеми режимами работы трансмиссии путём включения и выключения фрикционных устройств в ПКП.
Приводы управления состоят из механической и гидравлической части. Исключение составляет привод остановочного тормоза, который является сервоприводом непосредственного действия и гидравлической части не имеет.
В механическую часть входят приводы: выключения трансмиссии (привод сцепления), переключения передач, управления поворотом машины, остановочного тормоза. Гидравлическая часть приводов управления состоит из механизмов распределения, установленных сверху на картерах ПКП, и является частью системы гидроуправления и смазки трансмиссии.
В связи с отсутствием у привода остановочного тормоза гидравлической части, следует отметить некоторые его особенности. Для уменьшения необходимого усилия при торможении машины применён сервомеханизм кулачкового типа. Для обеспечения равномерного торможения гусениц на разных бортах в приводе используется балансирное устройство параллелограммного типа, смонтированное в сборе с сервомеханизмом.
Механизмы распределения — золотниковые, работают по принципу «включено/выключено» и «регулятор давления». Механизмы распределения обеспечивают изменение давления масла и направление его потоков к соответствующим бустерам фрикционов ПКП в зависимости от заданных положений приводов переключения передач, поворота и сцепления.
Механизмы распределения, несмотря на их малые габаритные размеры, представляют собой довольно сложные гидромеханические агрегаты, требующие высокой точности при изготовлении их деталей. Именно поэтому при изготовлении золотников переключения передач и поворота используют метод увеличения допуска на их обработку, после чего, в зависимости от реально полученного размера, их сортируют по трём группам типоразмеров. Таким образом, значительно снижаются затраты на производство деталей с высокими требованиями на точность обработки и достигается требуемый технологический допуск на посадку деталей.
Правда, новые БКП стали камнем преткновения при испытании опытных образцов и потребовали длительной отладки и введения сложной регулировки системы гидросервоуправления. Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП замерзало, превращая коробки передач в один сплошной вал. В результате этого при попытке запуска двигателя танк прыгал вперёд, что привело к ряду несчастных случаев. Выход был найден лишь путём проведения двойной откачки масла из БКП перед длительной стоянкой и закачки его перед запуском двигателя. Ходовая часть
Ходовая часть танка Т-64 сохранила концепцию объекта 430, но получила новые опорные катки с внутренней амортизацией, изготавливаемые из алюминиевого сплава, и новую облегчённую гусеничную ленту с параллельным резинометаллическим шарниром. В результате этого масса ходовой части Т-64 составляла лишь 15% от массы танка.
Ходовая часть танка Т-64 состоит из гусеничного движителя и системы подрессоривания.
Гусеничный движитель состоит из двух гусеничных лент по 78—79 траков. По каждому борту гусеничный движитель состоит из ведущего колеса цевочного зацепления с двумя зубчатыми венцами, на каждом из которых по 12 зубьев; цельнометаллического направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничных лент; шести сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией; четырёх поддерживающих роликов с внутренней амортизацией и отбойника.
Траки гусениц с резинометаллическими шарнирами параллельного типа. Траки соединены между собой в средней части гребнями, по краям — скобами, которые в просторечии называют «биноклями», закреплёнными на пальцах. Скобы одновременно являются цевками траков. Звено трака представляет собой стальную штамповку, имеющую с одной стороны грунтозацепы, а с противоположной площадку, которая с площадкой на гребне образует беговую дорожку для опорных катков.
Система подрессоривания — индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами. В систему подрессоривания входят детали, узлы и механизмы, при помощи которых корпус машины соединяется с опорными катками. Система подрессоривания по каждому борту состоит из шести независимых узлов подвески. Узел подвески включает торсионный вал, балансир, ось балансира, гидравлический телескопический амортизатор и ограничительный упор, установленный на корпусе для ограничения хода балансира опорных катков. На машинах, выпускавшихся до 1964 года, гидравлические амортизаторы и упоры устанавливались на 1-м и 6-м узлах подвески. Начиная с 1964 года гидравлические амортизаторы устанавливались на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески, а упоры — на 1-м 5-м и 6-м узлах.
Торсионные валы левых и правых подвесок расположены соосно и соединяют балансиры с корпусом машины. К корпусу машины торсион присоединяется шлицевым соединением средней опоры, которая является общей для торсионов левой и правой подвесок и жёстко вварена в днище машины.
Амортизаторы — гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Они предназначены для смягчения ударов и гашения колебаний корпуса машины при движении. Корпус амортизатора соединён с балансиром нижней сферической опорой, на корпусе машины верхней сферической опорой закреплён шток амортизатора. Передние амортизаторы отличаются от остальных наличием дополнительного канала, соединяющего верхнюю полость цилиндра с компенсационной камерой, и имеют маркировку ПЕРЕДНИЙ. Кроме того, амортизаторы левого и правого бортов отличаются установкой нижней опоры.
Для усиления защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшения запылённости при движении танка с 1967 года стали устанавливаться съёмные алюминиевые (по три на борт) и несъёмные резиновые щитки.
Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме (кроме дежурного освещения) и предназначено для обеспечения работы систем и механизмов с электрическими приводами, средств связи, контроля режимов работы двигателя, освещения и сигнализации. Электрооборудование составляют: источники и потребители электрической энергии, контрольно-измерительные приборы, коммутационная и вспомогательная аппаратура, электрическая бортовая сеть. Источниками электрической энергии являются четыре стартерные аккумуляторные батареи 12СТ-70М и стартер-генератор СГ-10, работающий в режиме генератора. Номинальное напряжение бортовой сети танка при работающем стартере-генераторе 27 В, а при неработающем — 24 В. Номинальное напряжение цепей стартера-генератора при запуске двигателя 48 В.
Танки комплектовались индивидуальным комплектом ЗИП и ОПВТ. Индивидуальный комплект ЗИП размещался внутри танка и на правой надгусеничной полке в герметичных ящиках. Съёмные узлы ОПВТ крепились к задней стенке башни между осветителями ночного прицела и прибора командира танка, установленными по-походному. Две трубы ОПВТ, уложенные одна в одну, крепились на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Оборудование для подводного вождения позволяло преодолевать любые водные преграды глубиной до 5м без ограничений по ширине. Средний танк Т-64Р (объект 432Р), 1977 год
В период с 1977-го по 1981 год почти все танки Т-64 (объект 432) прошли капитальный ремонт, в ходе которого они были модернизированы до технического уровня танка Т-64А. После капитального ремонта танки получили обозначение Т-64Р[9] (объект 432Р).
В ходе капитального ремонта на танки Т-64 устанавливали новые средства связи (радиостанции Р-123М и Р-173 вместо Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения и, следовательно, новую крышу МТО, систему «Брод», улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой управления 3ЭЦ-11-2 и прибором радиационной и химической разведки ГО-27, новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А.
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 26.10.2014, 18:19 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15217
Статус: Offline
| Основной боевой танк Т-64А и его модификации Средний танк Т-64А образца 1969 года
Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т-62, однако имел одинаковые с ним параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов у цели. К тому же, по данным разведки стало известно, что в Великобритании в конце 50-х годов началась разработка нового танка F.V.4201 «Чифтен» (Chieftain), предназначенного для замены средних пушечных танков «Центурион» (Centurion) и тяжёлых пушечных танков «Конкерор» (Conqueror). Новый английский танк должен был быть вооружён новой 120-мм танковой пушкой TX23 (L11).
В ФРГ в начале 60-х годов велись опытные работы по созданию 120-мм гладкоствольной танковой пушки для перспективных западногерманских танков, разработка которых велась параллельно с проектом единого для США и ФРГ основного боевого танка MBT-70.
В связи с этим, параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-64, в 1963 году началась работа по установке на танк Т-64 новой 125-мм гладкоствольной танковой пушки Д-81Т (2А26). Технический проект нового танка, которому был присвоен индекс «объект 434», был готов в 1964 году. В этом же году была выпущена установочная партия в 20 машин, которые 1966—67 годах прошли всесторонние войсковые испытания. В мае 1968-го года новый танк был принят на вооружение Советской Армии под маркой «средний танк Т-64А». Опытная 125-мм пушка Д-81 на лафете от 203-мм гаубицы Б-4
Новая 125-мм танковая пушка Д-81Т (2А26) была разработана в 1962 году на заводе № 172 (г. Пермь) в ОКБ-9 под руководством Ф. Ф. Петрова. Мощность новой танковой пушки была такова (во время выстрела на цапфы пушки передавалось усилие до 350 тонн), что во время полигонных испытаний, которые проводились в 1963 году, пушка Д-81Т устанавливалась на лафете 203-мм гаубицы Б-4.
Установка новой пушки потребовала существенных изменений в конструкции башни танка и механизма заряжания, а так же замене дневных и ночных прицелов и стабилизатора танкового вооружения. Параллельно с этим велись работы по улучшению других узлов и агрегатов танка и увеличению их надёжности и технологичности в процессе производства. Проводились исследования, направленные на дальнейшее повышение уровня броневой защиты танка от кумулятивных снарядов и воздействия ОМП на экипаж танка.
Боевая масса нового танка возросла до 37 тонн. На танке Т-64А первых серий был установлен новый оптический прицел-дальномер ТПД-2-1 (1Г15-1), ночной прицел ТПН-1-43А и стабилизатор вооружения 2Э-23. Ёмкость нового механизма заряжания 6ЭЦ10 сократилась до 28 артиллерийских выстрелов, а боекомплект танковой пушки до 37 выстрелов.
Танк получил новую крышу МТО, улучшенную эжекционную систему охлаждения. Изменились ёмкость, форма и количество наружных топливных и масляных баков, укладка ЗИП и съёмных узлов ОПВТ. Наружный масляный бак зимой обогревался за счёт подвода к нему части выхлопных газов через обводной газоход двигателя.
На надгусеничных полках устанавливались съёмные алюминиевые противокумулятивные щитки (по четыре на борт) и несъёмные резиновые экраны. Аналогичные щитки и экраны с 1967 года устанавливались и на объекте 432.
С 1 января 1966 года для более интенсивного конструкторского сопровождения серийного производства объектов 432 и 434, а также более эффективного устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний и войсковой эксплуатации танков, КБ-60М и опытный цех № 190 танкового производства были объединены в самостоятельное предприятие — «Харьковское Конструкторское бюро по машиностроению» (ХКБМ). Начальником и Главным конструктором ХКБМ был назначен А. А. Морозов.
В ходе серийного производства танк Т-64А постоянно совершенствовался. Модернизации подвергались вооружение танка, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новым инженерным оборудованием и усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки.
В 1971 году на танке установили улучшенный прицел-дальномер ТПД-2-49 (1Г15-2), ночной прицел ТПН-1-49-23, модернизированную радиостанцию Р-123М. Изменилась укладка съёмных узлов ОПВТ. На башне танка, справа, установлен специальный ящик для съёмных узлов ОПВТ. Изолирующие аппараты АТ-1 уложены в три ящика, закреплённые на башне танка слева. Укладка по-походному воздухопитающей и выхлопной труб с крыши МТО перенесена на кормовую часть башни.
В 1972 году на танке была установлена зенитно-пулемётная установка закрытого типа (позволяющая командиру танка вести огонь изнутри танка, не высовываясь из люка). Зенитный пулемёт НСВТ-12,7 «Утёс» (6П17) калибра 12,7 мм с боекомплектом 300 патронов был оснащён прицелом ПЗУ-5 и электроприводом 1ЭЦ20. Установка монтировалась на командирской башенке, при этом антенный ввод с крыши башни был перенесён в кормовую нишу за люком командира танка.
В 1973 году принята в серийное производство башня танка Т-64А из комбинированной брони с керамическим наполнителем. Башня имела трехслойную структуру и состояла из 120 мм броневой литой стали, 140 мм корунда и 135 мм стали под углом 30 градусов.
С января 1973 года на танке Т-64А установлен новый прибор ночного видения ТВН-4ПА вместо ТВНО-2БМ у механика-водителя и прибор ТНП-165А вместо прибора ВНМ у наводчика, а также оборудование для самоокапывания и установки минного трала КМТ-6. Реле РСГ-10М стартер-генератора заменено на реле РСГ-10М1.
В июле 1973 года вместо аппаратуры 3ЭЦ11 управления исполнительными приводами систем ПАЗ и ППО устанавливается усовершенствованная система 3ЭЦ11-2, а в левом переднем топливном баке установлен центробежный топливный насос БЦН-1, предназначенный для обеспечения работы двигателя на бензине.
В 1974 году проведены работы по усилению броневой защиты башни танка — применён корундовый наполнитель. С января 1974 года механизм заряжания получает пульт дублирования для командира танка и улучшенный визуальный указатель количества выстрелов, загруженных в МЗ. Отменены прибор автоблокировки и пульт загрузки П-2, взамен которых установлен единый пульт загрузки П-3. Для удобства работы с системой гидропневмоочистки (ГПО) смотрового прибора механика-водителя в правом рычаге установлена кнопка включения системы ГПО.
В апреле 1974 года для улучшения работы командиру танка с ЗПУ изменены места укладки магазинов к пулемёту ПКТ и сумок с магазинами к автомату Калашникова, изменена конструкция буксирных крюков с целью возможности использования жёсткой сцепки, а в мае того же года установлено грязевое уплотнение штоков гидроамортизаторов.
С октября 1974 года на крыше башни справа от наводчика установлен подпоромер и введены постоянно установленные элементы герметизации танка для преодоления им водной преграды и изменены приводы управления жалюзи над радиатором. Введена система дорожной сигнализации, новый щит контрольных приборов механика-водителя танка и новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-4 вместо ВКУ-330-1.
В ноябре 1974 года на танке Т-64А устанавливается модернизированная танковая пушка Д-81ТМ (2А46-1) и стабилизатор вооружения 2Э28М2.
В январе 1975 года изменён дроссель рабочих оборотов механизма заряжания, а в июне была улучшена электрическая схема МЗ. В ходовой части танка введены дополнительные резиновые гофрированные чехлы для защиты штоков гидроамортизаторов, а в системе электрозапуска двигателя танка пусковое устройство ПУС-10 заменено на ПУС-15Р.
Начиная с апреля 1975 года вместо состава «3,5» баллоны системы ППО заряжают фреоном 114В2, а в систему питания двигателя топливом введены три дополнительных наружных топливных бака на правой надгусеничной полке. В связи с этим изменена укладка ЗИП снаружи и внутри машины. На танке установлены два ящика для укладки ЗИП — на правой надгусеничной полке и на корме башни. Ящик для личных вещей экипажа установлен справа на башне танка.
С мая 1975 года для увеличения углов обзора командиру и наводчику танка введены дополнительные приборы наблюдения ТНПА-65, установленные на крышках люка командира и наводчика.
На машинах выпуска с июня 1975 года установлен двигатель 5ТДФ, обеспечивающий работу на трёх видах топлива: дизельном, керосине ТС-1 и бензине А-72 (двигатели 5-ТДФ выпуска с июня 1973 по май 1975 года также могут эксплуатироваться на различных видах топлива только на местности высотой до 1000 метров над уровнем моря). Так же введён привод управления механизмом ограничения подачи топлива.
В августе 1975 года ствол танковой пушки Д-81ТМ снабжён термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий и, как следствие, неравномерного нагрева ствола на изгиб ствола при стрельбе, а в противооткатные устройства введён тормоз отката с встроенным компенсатором жидкости.
С октября того же года в состав МЗ введён механизм досылания с реечным силовым исполнительным цилиндром взамен гидромотора. Улучшенный механизм заряжания получил индекс 6ЭЦ10М.
На танках, выпущенных после июня 1976 года, увеличена плавность хода за счёт введения торсионных валов повышенной энергоёмкости и изменённой установки упоров балансиров.
С августа 1976 года применяются усиленные гусеничные ленты, увеличены сроки и изменён объём технического обслуживания. Если ранее техническое обслуживание № 1 проводилось через 1500 километров пробега танка, а техническое обслуживание № 2 — через 3000 километров, то на машинах выпуска с 1976 года техническое обслуживание № 1 проводится через 2500 километров пробега, а техническое обслуживание № 2 — через 5000 километров.
В январе 1977 года на танке Т-64А установлен безнасосный подогреватель и отменён электрофакельный подогрев всасываемого в двигатель воздуха.
С марта 1977 года в системе гидроуправления и смазки силовой передачи помимо масла МТ-8п применяется масло ТСЗп-8.
Начиная с августа 1977 года, на танке взамен стартер-генератора СГ-10 устанавливается стартер-генератор СГ-10-1С.
В декабре 1977 года на группе машин и на всех танках выпуска 1978 года отменены воздухопритоки корпуса и башни.
С апреля 1978 года на танке установлен новый прибор ночного видения ТВНЕ-4Б вместо ТВН-4ПА у механика-водителя.
С января 1979 года на танке Т-64А устанавливалась система запуска дымовых гранат 902А «Туча-1», приводимая в действие наводчиком танка.
С января 1980 года на танках отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. Для повышения эффективности стрельбы из пулемёта ПКТ в прицеле-дальномере ТПД-2-49 введена новая сетка для стрельбы из пулемёта. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.
По состоянию на 1 января 1981 года танк Т-64А, выпускавшийся параллельно с танками Т-64Б (объект 447А) и Т-64Б-1(объект 437А), был на 95% унифицирован с последними. На танке была усилена броневая защита корпуса и башни, установлен механизм заряжания 6ЭЦ15 и электропривод ЗПУ 1ЭЦ40-2С. На части танков вместо прицела-дальномера ТПД-2-49 устанавливался квантовый прицел-дальномер ТПД-К-1.
С 1985 года танки Т-64А в ходе капитального ремонта стали оснащаться комплектом навесной динамической защиты «Контакт». На части танков вместо устаревшего стабилизатора 2Э28М-2 устанавливался новый стабилизатор вооружения 2Э42-1, а вместо оптического прицела-дальномера ТПД-2-49 прицельный комплекс 1А40. В состав прицельного комплекса входит лазерный прицел-дальномер 1А40 и устройство выработки боковых упреждений УВБУ.
Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на модернизированных танках стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 «Абзац-Р», приёмники Р-173П «Абзац-П» а также новое танковое переговорное устройство ТПУ Р-174.
На части танков в ходе капитального ремонта новые ТПУ Р-174 не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124.
В войсках нередко встречаются «танки-гибриды», которые тяжело отнести к той или иной модификации танка Т-64А или Т-64Б. Такая ситуация возникла в результате полного обезличивания комплектующих деталей в ходе проведения капитального ремонта. При этом на ряде танков Т-64А первых серий были установлены башни танков, выпущенных в 1976—81-х годах, а иногда и танков Т-64Б или Т-64Б-1. В результате чего эти танки имели нестандартную укладку ЗИП, размещение оборудования снаружи и внутри корпуса и башни танка.
Кроме линейных танков Т-64А выпускался командирский вариант — танк Т-64АК (объект 446). От линейных танков он отличался наличием коротковолновой радиостанции Р-130М с комбинированным антенным устройством, навигационной аппаратуры ТНА-3, перископической артиллерийской буссоли ПАБ-2АМ и бензоэлектрического зарядного агрегата АБ-1-П/30М1.
Дополнительное оборудование в командирском танке расположено в отделении управления, боевом отделении и снаружи танка. Размещение дополнительного оборудования в командирском танке осуществляется за счёт уменьшения боекомплекта пушки до 28 выстрелов, а спаренного с ней пулемёта до 1000 патронов, отсутствия зенитно-пулемётной установки, изменения укладки ЗИП и табельного имущества снаружи и внутри танка, а так же изъятия гирополукомпаса ГПК-59 с преобразователем ПАГ-1Ф.
Установленное на танке оборудование обеспечивает оперативную связь с вышестоящим командиром в радиусе от 75 до 350 километров на стоянке и до 50 километров при движении танка. Наличие навигационной аппаратуры позволяет осуществлять непрерывное определение местоположения танка при его движении, а также определять направление движения на пункт назначения танкового подразделения. Наличие автономного бензоэлектрического агрегата позволяет осуществлять автономное питание средств связи во время стоянки при неработающем основном двигателе.
Командирский танк Т-64АК неоднократно модернизировался в ходе серийного производства параллельно с линейными танками Т-64А.
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 26.10.2014, 18:20 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15217
Статус: Offline
| Основной боевой танк Т-64Б и его модификации Основной боевой танк Т-64Б1 (объект 437А) образца 1984 года
В начале 70-х годов в ХКБМ в инициативном порядке был проведён ряд работ в объёме эскизных проектов по глубокой модернизации серийного танка Т-64А. Эскизный проект танка Т-64А-2М был выполнен под руководством первого заместителя главного конструктора ХКБМ Н. А. Шомина в 1973 году.
В проекте нового танка были глубоко проработаны вопросы дальнейшего повышения огневой мощи, защищённости и подвижности по сравнению с серийным танком Т-64А. В ходе проектирования были предложены ряд новых технических решений. Новая, изменённой формы башня танка имела больший внутренний объём. Лобовая часть башни представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитых полиуретаном.
В башне танка устанавливается усовершенствованная 125-мм танковая пушка 2А46-2, позволяющая вести стрельбу как обычными боеприпасами, так и управляемыми снарядами (ракетами). Более рационально были размещены немеханизированные укладки артиллерийских выстрелов и магазинов ПКТ, в результате чего боекомплект пушки возрос до 42 выстрелов, а ПКТ – до 1500 патронов.
Система управления огнём (СУО) нового танка должна была включать новый лазерный прицел-дальномер 1Г21 с двухплоскостной стабилизацией поля зрения прицела, более совершенный стабилизатор вооружения 2Э26, танковый баллистический вычислитель и датчики отклонений условий стрельбы от нормальных. На танке предполагалась установка специально разрабатываемого комплекса управляемого ракетного вооружения (КУРВ).
С целью повышения подвижности танка предполагалась установка более мощного двигателя 6ТД. Многие из этих конструктивных решений нашли своё воплощение в конструкциях последующих объектов 447 и 476.
В середине 70-х годов специально для пушечных танков был разработан комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд (ракета) с боевой кумулятивной частью запускался через ствол основной артиллерийской системы, и с вероятностью 0,7 попадал в неподвижные, движущиеся и малоразмерные цели на расстоянии до 4000 метров.
Во исполнение приказа МОП СССР № 339 от 12.08.1973 года в ХКБМ был выполнен технический проект танка Т-64А (объект 447), оснащённого комплексом управляемого вооружения «Кобра» и новой системой управления огнём «Обь». Опытный образец танка «объект 447» прошёл всесторонние испытания в 1975 году.
Эффективность СУО танка «объект 447» оказалась в 1.6 раза выше, чем СУО танка Т-64А. После завершения испытаний КУРВ «Кобра» и СУО «Обь» были доработаны и в 1976 году приняты на вооружение танков «объект 447А» под индексом 9К112 и 1А33 соответственно. Броневой корпус, трансмиссия, ходовая часть, электро- и спецоборудование объекта 447А были полностью заимствованы от Т-64А образца 1976 года.
Система управления огнём 1А33 предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемёта по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ, а так же по живой силе противника при стрельбе с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч – на дальностях действительного огня пушечного и пулемётного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций. СУО 1А33 функционально связана с комплексом управляемого вооружения 9К112 и обеспечивает эффективную стрельбу из пушки управляемыми снарядами 9М112.
В состав СУО 1А33 входит прицельный комплекс 1А34, стабилизатор вооружения 2Э26М и комплект датчиков входной информации. Прицельный комплекс 1А34 состоит из лазерного прицела-дальномера, прибора слежения (ПДПС) 1Г42 с электроблоком, блока разрешения выстрела 1Г43 и танкового баллистического вычислителя 1В517. К датчикам входной информации относятся датчик ветра 1Б11, датчик крена 1Б14, датчик скорости танка и датчик курсового угла.
Аппаратура СУО 1А33 размещается в боевом отделении танка и частично в корпусе танка. При работе с СУО 1А33 предусмотрены основной и пять аварийных режимов работы, возникающих при выходе из строя входящих в систему узлов или блоков.
Комплекс управляемого вооружения 9К112 предназначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки по танкам и другим бронированным целям, движущимся со скоростями до 75 км/ч, а также для стрельбы по малоразмерным целям типа ДОТ или ДЗОТ с места или сходу, при скорости движения танка до 30 км/ч – на дальностях от 500 до 4000 метров при условии прямой видимости целей через прицел-дальномер прибор слежения. В состав комплекса 9К112 входят управляемый снаряд 9М112, блок цепей управления 9В387, комплект 9И36 и наземная аппаратура управления 9С461 «Град танковый, наземный». Аппаратура комплекса управляемого вооружения размещается в боевом отделении танка в виде отдельных съёмных блоков.
Управление полётом управляемого снаряда 9М112 осуществляется по радиолинии связи. Аппаратура управления 9С461 имеет пять литерных частот и два кода сигнала управления. Обратная связь снаряда с аппаратурой управления на танке осуществляется автоматически от установленного на борту снаряда модулированного источника света (излучателя).
Снаряд состоит из двух отсеков, укладываемых в лотках МЗ 6ЭЦ40 и соединяемых между собой в лотке МЗ в процессе досылания снаряда в камору пушки 2А46-2. Снаряд снабжён серповидными крыльями, раскрывающимися после выхода снаряда из канала ствола, создающими подъёмную силу и придающими снаряду в полёте вращательное движение вокруг продольной оси снаряда. Исполнительными управляющими органами в полёте являются рули снаряда.
Стрельба управляемыми снарядами осуществляется в трёх режимах: «основном», «стрельба с превышением» и «Д<1000м». Диапазон углов вертикального наведения для режима стрельбы «Основной» составляет от -7° до +11° и при крене до 15°.
Комплекс 9К112 обеспечивает стрельбу управляемым снарядом над водной поверхностью. Стрельба по вертолётам на дальностях до 4000 метров возможна при наличии внешнего целеуказания и обнаружении вертолёта на дальности не менее 5000 метров и при скорости цели до 300 км/ч, высоте цели до 500 метров и курсовом параметре до 700 метров.
Комплекс 9К112 обеспечивает одновременную стрельбу в составе роты танков по близко расположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной цели при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 метров и работе радиолиний на различных литерных частотах и кодах.
На объекте 447А установлен новый механизм заряжания 6ЭЦ40, лотки которого приспособлены для укладки управляемого снаряда 9М112. Кроме того, в состав гидравлической системы МЗ введён гидропневмоаккумулятор и реечный силовой цилиндр, обеспечивающие стыковку головного и хвостового отсеков управляемого снаряда 9М112 при досылании его в камору танковой пушки. В блоке управления МЗ БУ-47 помимо цепей управления МЗ размещён усилитель горизонтального наведения электропривода ЗПУ 1ЭЦ40.
Объект 447А вооружён 125-мм танковой пушкой 2А46-2, спаренной с 7,62-мм пулемётом ПКТ. Вследствие установки на объекте 447А комплекса управляемого вооружения, боекомплект танка сократился до 36 артиллерийских выстрелов и 1250 патронов к пулемёту ПКТ.
В связи с увеличением количества потребителей электрической энергии на танке Т-64Б установили более мощный стартер-генератор СГ-18 и пускорегулирующую аппаратуру, состоящую из реле-регулятора Р15М-2С, пускового устройства стартера ПУС-15Р и реле РСГ-10М-1.
Танки «объект 447А», оснащённые комплексом управляемого вооружения 9К112 и системой управления огнём 1А33, постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС №733-244 от 3 сентября 1976 года под маркой «Основной боевой танк Т-64Б» и кодовым наименованием «Сосна» были приняты на вооружение.
Однако возросшая стоимость танка не позволяла оснащать все танки дорогостоящим комплексом управляемого вооружения. Поэтому, в соответствии с требованиями заказчика, параллельно с танком Т-64Б выпускался его упрощённый вариант Т-64Б-1 (объект 437А), отличавшийся от последнего отсутствием комплекса управляемого вооружения 9К112, но сохранившим систему управления огнём 1А33 и возможность установки КУРВ. Боекомплект танка Т-64Б-1, в отличие от Т-64Б, составляет 37 артиллерийских выстрелов и 2000 патронов к пулемёту ПКТ.
Танки Т-64Б и Т-64Б-1 до 1985 года выпускались параллельно с танками Т-64А. В результате этого танковые дивизии нередко имели один полк, вооружённый танками Т-64Б, другой – Т-64Б-1, а третий – Т-64А. Имели место и танковые полки, на вооружении которых находились все три типа танков одновременно.
В ходе серийного производства танки Т-64Б и Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. Усиливалась броневая защита корпуса и башни танка. Модернизации подвергались вооружение, комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новыми усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки.
В январе 1979 года на танках Т-64Б и Т-64Б-1 устанавливается система запуска дымовых гранат 902Б «Туча-2», приводимая в действие наводчиком танка.
В конце 1979 года на части машин устанавливаются новая 125-мм танковая пушка 2А46М-1, новый стабилизатор вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1, модернизированный МЗ 6ЭЦ40-2С и новые сплошные резинометаллические экраны.
Кроме того, небольшая часть танков Т-64Б оснащается комплектом навесной динамической защиты «Контакт» из 265 контейнеров с двумя элементами динамической защиты для защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР. Элемент динамической защиты состоит из двух металлических пластин и взрывчатого вещества между ними.
С января 1980 года на всех танках Т-64Б и Т-64Б-1 отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.
Начиная с конца 1979 года, параллельно с серийным производством танков Т-64Б, оснащённых комплектом навесной динамической защиты «Контакт», проходили всесторонние испытания нового средства защиты от кумулятивных снарядов и ПТУР.
Новое средство защиты имело как своих приверженцев, так и противников. С одной стороны — при незначительном увеличении массы танка удалось значительно повысить его противоснарядную защиту. С другой — возростала пожароопасность танка и возможность сильной контузии экипажа в случае детонации комплекта динамической защиты. Во время испытаний ДЗ был случай повреждения танка от ДЗ и Министр обороны запретил её принятие на вооружение. Однако успешное применение израильтянами нового типа защиты в ходе боевых действий на Ближнем Востоке привело к окончательному решению данного вопроса и комплектами навесной динамической защиты стали оснащаться все основные боевые танки СССР.
В соответствии с решением военно-промышленного комитета, в 1981—83 годах была разработана техническая документация на установку в ходе капитального ремонта на танках Т-64Б и Т-64Б-1 комплекта навесной динамической защиты «Контакт». Модернизированный вариант танков был принят на вооружение приказом МО СССР № 07 от 14 января 1985 года под маркой Т-64БВ и Т-64БВ-1.
Все новые танки Т-64БВ и Т-64БВ-1 оснащались новыми 125-мм танковыми пушками 2А46М-1, новыми стабилизаторами вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1 (на Т-64БВ-1 предусматривалась установка) и модернизированными МЗ 6ЭЦ40-2С. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на танках Т-64БВ и Т-64БВ-1 стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 «Абзац-Р», приёмники Р-173П «Абзац-П» и ТПУ Р-174. На башне, лобовом и бортовых листах корпуса и надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления динамической защиты. Боевая масса танка возросла до 42,4 тонн[14]. В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б «Туча-2» были перенесены с лобовой части башни на её левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни.
Танки Т-64Б и Т-64Б-1, в ходе капитального ремонта доведенные до уровня Т-64БВ и Т-64БВ-1, могли быть оснащены старыми 125-мм танковыми пушками 2А46-2, СТВ 2Э26М, СУО 1А33 и КУРВ 9К112. На части танков в ходе капитального ремонта были установлены новые радиостанции Р-173 «Абзац-Р», приёмники Р-173П «Абзац-П» и ТПУ Р-174. При этом ТПУ Р-174 иногда не устанавливались, а были оставлены старые ТПУ Р-124.
Кроме линейных танков Т-64Б и Т-64БВ, выпускались командирские варианты – танки Т-64БК (объект 446Б) и Т-64БКВ (объект 446БВ), дополнительное оборудование которых полностью идентично оборудованию, устанавливаемому на командирском танке Т-64АК.
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 26.10.2014, 18:21 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15217
Статус: Offline
| Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64Б
В 1966 году один из опытных танков «объект 434» был перевооружён. Вместо 125-мм танковой пушки Д-81Т была установлена 125-мм опытная пушка Д-85 с новым сферическим затвором. Опытный образец танка под индексом объект 437 прошёл полигонные испытания, но из-за ненадёжной работы затвора на вооружение принят не был.
В связи с принятием решения правительства о массовом выпуске танков Т-64А на трёх основных танковых заводах — харьковском заводе тяжёлого машиностроения имени Малышева, ленинградском Кировском и нижнетагильском Уралвагонзаводе — остро стал вопрос о силовой установке танка. Двигатель 5ТДФ серийно выпускался только на заводе имени Малышева. А так как последний не обладал необходимыми мощностями для выпуска такого количества двигателей, которое было бы необходимо для выпуска танков на трёх заводах, и двигатель 5ТДФ в то время имел много рекламаций из войск по надёжности и ресурсу, требовалось кардинальное решение этого первоочередного вопроса.
Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 августа 1966 года № 645—205 и от 15 августа 1967 года № 802—266 предписывалось в 1968—69 годах провести опытные конструкторские работы по отработке резервного варианта «объекта 434» с двигателем В-45. А 16 апреля 1968 года было принято новое постановление о создании газотурбинной силовой установки для танка Т-64А. Разработка танка с ГТД поручалась СКБ-2 ленинградского Кировского завода совместно с авиадвигательным КБ имени Климова и завершилась созданием опытного танка «объект 219 сп.1» и его усовершенствованного варианта «объект 219 сп.2» — прототипом танка Т-80.
Работы по проектированию резервного варианта МТО с челябинским двигателем В-45 для танка Т-64 были начаты ещё в 1961 году. В 1966—67 годах три опытных танка объект 436 на базе танка Т-64 прошли всесторонние испытания в районах Омска и Ленинграда. По результатам испытаний объектов 436 МТО с двигателем В-45 было усовершенствовано и установлено на опытный танк объект 438 на базе танка Т-64А. В 1968 году, в соответствии с Приказом Министра оборонной промышленности № 594 от 12 сентября 1967 года, была выпущена конструкторская документация для изготовления опытного образца танка Т-64А с двигателем В-45. А в 1969 году, в соответствии с Приказом МОП № 623 от 28 сентября 1967 года, были изготовлены и испытаны четыре опытных образца танка Т-64 (объект 439) с новым МТО. Успешно прошедшие испытания показали, что вариант танка Т-64А с резервным двигателем В-45 по характеристикам подвижности полностью соответствует основному варианту.
Техническая документация по Т-64 с новым МТО была передана в ЦКБ тяжёлого машиностроения Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, где на её основе были разработаны опытные танки «объект 172» и его усовершенствованный вариант «объект 172М» — прототип всемирно известного танка Т-72 «Урал».
В 1974—79 гг в ХКБМ параллельно с конструкторским сопровождением серийного производства танков Т-64А, а в последствии Т-64Б и Т-64Б-1, проводились ОКР по разработке моторно-трансмиссионного отделения с новым, более мощным двигателем 6ТД для серийных танков Т-64А, Т-64Б и Т-64Б-1. В 1975 году был разработан технический проект танка, оснащённого новым МТО, а в феврале 1976 года «в подарок» к XXV съезду КПСС на базе танка Т-64А были изготовлены три опытных танка объект 476. Кроме нового МТО, танки были оснащены новыми изменённой формы башнями с большим внутренним объёмом. Лобовая часть башен представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. В 1978—79 годах новые танки проходили всесторонние испытания во всех климатических зонах СССР. В октябре 1979 года по результатам проведенных испытаний двигатель 6ТД был рекомендован к серийному производству. Решением коллегии МО СССР от 5 января 1978 года и Министерства оборонной промышленности СССР от 26 июля 1978 года новый танковый двигатель 6ТД запушен в серийное производство. А 25 января 1979 года была утверждена техническая документация по модернизации серийных танков Т-64А, Т-64АК, Т-64Б и Т-64Б-1 в ходе капитального ремонта. Модернизированные танки приняты на вооружение приказом МО СССР № 0262 от 21.12.81 года под марками Т-64АМ, Т-64АКМ, Т-64БМ и Т-64Б-1М. Cерийное производство этих танков так и не было организовано в силу ряда политических и экономических причин.
Новая башня с объекта 476 была оснащена комплексом управляемого вооружения 9К112-1 и новым МЗ 6ЭЦ43 и установлена на опытном танке объект 478 — прототипе знаменитого танка Т-80УД «Берёза». Кроме того, башня доработанная под новую СУО 1А45 «Иртыш» и КУРВ 9К119 «Рефлекс», была установлена на модернизированном танке Т-80А (объект 219А), выпуск которого предполагалось развернуть на ХЗТМ с 1982 года. Впоследствии эта же башня была установлена как на омском Т-80У, так и на харьковском Т-80УД. Т-64БМ2 (Рисунок Коченко Р.В.)
После распада СССР в период с 1991 по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд технических проектов по усилению защищённости и модернизации системы управления огнём танков Т-64БВ и Т-64БВ-1 до уровня танков Т-80УД и Т-84. Для усиления защищённости модернизированные танки оснащаются встроенной динамической защитой украинской разработки. Для улучшения подвижности на танках устанавливается модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 лошадиных сил. Модернизация же системы управления огнём в зависимости от желания заказчика может проводиться в двух вариантах.
Первый вариант модернизации — танк Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) предусматривает установку комплекса управляемого вооружения 9К119, прицельных комплексов 1А43У «Рось» и ТО1-КО1Э, а так же механизма заряжания 6ЭЦ43.
Второй вариант модернизации — танк Т-64У (объект 447АМ-1) заключается в установке на танке в полном объёме системы управления огнём 1А45, унифицированной с танками Т-80УД (объект 478Б) и Т-84 (объект 478ДУ2)
В состав СУО 1А45 входят прицельные комплексы 1А43У, ТО1-КО1Э и ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46М «Промiнь» (укр. промiнь — луч) с электроблоком, блок разрешения выстрела и танковый баллистический вычислитель 1В528-1 (ТИУС-В). Кроме того, вместо датчика ветра 1Б11 устанавливается новый датчик ветра ДВЕ-БС. Прицельный комплекс ТО1-КО1Э состоит из ночного инфракрасного прицела ТПН-4Э «Буран-Э» и осветителя Л-4 (устанавливается по желанию заказчика).
Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещён в правом люке башни танка и состоит из комбинированного прицела командира танка ТКН-4С «АГАТ» с электроблоком. Помимо нового прицельного комплекса, в правом люке башни размещены зенитный прицел ПЗУ-7 и привод наведения 1ЭЦ29, который совместно с ПНК-4СУ позволяет командиру танка брать на себя управление вооружением танка.
Все оптические приборы, устанавливаемые на танки в ходе модернизации, являются модернизированными вариантами советских прицелов «Иртыш», «Буран» и «Агат». В состав прицелов введены электронно-оптические преобразователи нового поколения, узлы и блоки, существенно повышающие их характеристики и возможности. Все прицелы серийно выпускаются на Украине научно-производственным комплексом НПК «Фотоприбор» в городе Черкассы. В перспективе планируется замена прицельного комплекса ПНК-4СУ на ПНК-5, в состав которого введён собственный лазерный дальномер и устройство ввода бокового упреждения.
Во время парада в честь независимости Украины 24 августа 1999 года были продемонстрированы шесть капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе в городе Харькове танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1), выпущенных на ХЗТМ. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а так же по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.
В июле 2005 года новостные ленты информагентств сообщили о принятии на вооружение украинской армии 17 танков Т-64БМ «Булат». По своим внешним данным «Булат» полностью соответствует варианту Т-64У.
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 26.10.2014, 18:22 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15217
Статус: Offline
| Специальные машины, созданные на базе Т-64
Помимо серийного производства танков, Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева занимается производством тяжёлых артиллерийских тягачей и инженерных машин на их базе. Создание артиллерийских тягачей с использованием танковых агрегатов - давняя традиция харьковских машиностроителей. Образцом компоновки для машин данного класса стал тяжёлый артиллерийский тягач «Коминтерн», созданный на ХПЗ в середине 1930-х гг. с использованием узлов ходовой части первого серийного среднего танка Т-24. Наиболее известным харьковским тягачом, созданным в 1950-х годах на базе среднего танка Т-54, стал артиллерийский тягач АТ-Т. Тягачи АТ-Т завод № 75 в те годы выпускал в бо́льших количествах, чем танки.
Переход армии на новое поколение танков потребовал создания и новых артиллерийских тягачей и инженерных машин на их базе. Освоение серийного производства танка Т-64 вызвало необходимость создания нового артиллерийского тягача с использованием ходовой части и трансмиссии серийного танка. Разработка нового тягача велась в отделе 61 под руководством главного конструктора А. Д. Мотрича, а затем М. П. Кулагина. Длительная и кропотливая работа завершилась принятием на вооружение многоцелевого транспортёра-тягача МТ-Т (изделие 429АМ). Многоцелевой транспортер-тягач МТ-Т
Двадцатипятитонный тяжелый многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-Т предназначен для буксирования артиллерийских систем и специальных колёсных прицепов массой до 25 тонн, перевозки в кузове людей, транспортирования груза и оборудования массой до 12 тонн.
Особенностью устройства машины являются: продольное расположение двигателя В-46-4 в передней части корпуса машины и эжекционное его охлаждение, осуществляемое в двух отсеках системы охлаждения, переднее расположение пятиместной двухдверной герметичной кабины, оборудованной фильтровентиляционной установкой, механизмов трансмиссии и ведущих колёс и заднее расположение кузова. Сварной кузов тягача открытого типа со съёмным тентом имеет откидной задний борт и оборудован четырьмя откидными сиденьями, переговорным устройством и световой сигнализацией.
Тягач оборудован радиостанцией Р-123М и ТПУ Р-124, системой отопления кабины, системой защиты от оружия массового поражения и автоматическим противопожарным оборудованием. К специальному оборудованию многоцелевого транспортёра-тягача относится лебёдка с тяговым усилием 25000 кгс, оборудование для самоокапывания бульдозерного типа и тягово-сцепное устройство.
В 80-х годах на базе транспортёра-тягача под руководством главного конструктора отдела 61 П. И. Сагира, сменившего на этом посту М. П. Кулагина, были разработаны и переданы в серийное производство путепрокладчик БАТ-2 (изделие 454) и котлованная машина МДК-3 (изделие 453).
Для десантной переправы через водные преграды артиллерийских систем, колёсных и гусеничных тягачей, бронетранспортёров, автомобилей, личного состава и различных грузов на базе транспортёра-тягача МТ-Т разработан плавающий гусеничный транспортёр ПТС-2. Его грузоподъёмность на суше и на воде составляет 12 тонн, а максимальная транспортёрная скорость на суше – 60 км/ч, а на плаву – около 12.
Кроме плавающего гусеничного транспортёра на базе МТ-Т разработан так же самоходный паром ПММ-2М, предназначенный для переправы через водные преграды танков, ракетных комплексов, автопоездов и другой техники. Паром из трёх машин способен выдержать вес до 127.5 тонн, а масса одиночной нагрузки, перевозимой на пароме, составляет 50 тонн.
После 1990 года в рамках конверсии на базе транспортёра-тягача МТ-Т были созданы самоходный кран КГС-25, промышленный бульдозер БГ-1 и универсальная пожарная машина УПГ-92.
Конверсия затронула не только завод-изготовитель, но и ремонтные предприятия, на которых осуществлялся капитальный ремонт бронетанковой техники и специальных машин на её базе. Так, например, 115-й Харьковский бронетанковый завод изготовил на базе танков Т-64 и Т-64А партию тягачей-бульдозеров и тягачей-транспортеров. Башня и вооружение были демонтированы. В носовой части машины из конструкционной стали была изготовлена рубка для механика-водителя и такелажников. Силовая установка, силовая передача и ходовая часть танка остались без изменений. Масса тягача-бульдозера составила 26.3 тонн, производительность бульдозера 150 – 200 м3/час, сила тяги на крюке – 18 тонн.
Тягач-транспортёр отличался от тягача-бульдозера удлинённой рубкой с застеклённым окном в борту, в которой размещены 10 посадочных мест для перевозки пассажиров.
Но не только изготовлением конверсионной техники занимаются харьковские танкоремонтники. Несмотря на переход армии на танки Т-64, Т-72 и Т-80, основными тягачами в танковых частях до нашего времени остаются тягачи БТС-4 и БТС-4А, созданные на базе танков Т-44М и Т-54 ранних выпусков. Небольшое количество бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1, созданных на базе танка Т-72, не могут полностью обеспечить потребности войск. Именно созданием БРЭМ на базе танка Т-64 и занялись харьковские танкоремонтники.
БРЭМ-64 предназначена для технического обеспечения танковых подразделений и частей, проведения аварийно-спасательных работ, буксирования поврежденной техники, транспортирования запасных частей и инструмента, а также выполнения демонтажно-монтажных работ. Ходовой тренажёр вождения ХТВ-64 на базе танка Т-64
Cоздание БРЭМ на базе танка Т-64 имеет некоторые сложности технического порядка. Во-первых, высокооборотистый двигатель 5ТДФ сильно перегревается во время буксировки. Во-вторых, компоновка МТО танка Т-64 не обеспечивает возможность прямого отбора мощности для привода тяговой лебёдки. Поэтому для приведения в действие лебёдки на БРЭМ-64 установлен вспомогательный четырёхтактный дизельный двигатель СМД-21 Харьковского завода «Серп и молот». Установка вспомогательного двигателя позволяет экономить ресурс основного двигателя машины во время работы лебёдки.
БРЭМ-64 вооружена 12,7-мм зенитно-пулемётной установкой закрытого типа, аналогичной установленной на танках Т-64А и Т-64Б, а также системой пуска дымовых гранат 902В. Кроме того, в корпусе машины предусмотрены укладки для 3-х автоматов АКМС (АКС-74).
К специальному оборудованию БРЭМ-64 относятся гидромеханическая крановая установка грузоподъёмностью 2,5 тонны, основная тяговая лебёдка с усилием 25 тонн и вспомогательная лебёдка с усилием на тросе 0.5 тонны. Длина тросов обеих лебёдок составляет 400 метров. Кроме того, БРЭМ-64 оборудована бульдозерным отвалом. Грузоподъемность грузовой платформы одна тонна.
Помимо военного варианта, БРЭМ-64 был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.
Кроме БРЭМ и тягачей, на базе танка Т-64 был также изготовлен ходовой тренажёр вождения ХТВ-64. Вместо башни и вооружения на корпусе танка установлена просторная рубка с макетом пушки. В рубке размещаются рабочее место инструктора и двух обучаемых. Рабочее место механика-водителя осталось без изменений.
|
|
| |
Vert | Дата: Четверг, 11.05.2017, 21:11 | Сообщение # 7 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 417
Статус: Offline
|
Танк Т-64 все его достоинства и преимущества.
Сообщение отредактировал Vert - Четверг, 11.05.2017, 21:12 |
|
| |
|