CA2. Char de Commandement Schneider. 1917 г.
| |
icv | Дата: Пятница, 18.05.2012, 10:15 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Незадолго до поступления первых французских танков в действующую армию наиболее дальновидный танковый теоретик (а заодно и практик) генерал Этьенн предложил главнокомандующему сухопутными силами создать командирский танк. В своём письме от 27 сентября 1916 года он излагал следующие мысли (перевод с сокращениями):
“Считаю, что подразделения единицы штурмовой артиллерии (то есть танки – прим.ред.) должны маневрировать на поле боя поэтому необходимо предусмотреть для их управления командирские танки, имеющие следующие характеристики: - скорость на местности 10 км\ч, - преодоление рвов шириной 1 метр, - экипаж 4 человека, - вооружение из одного или двух пулеметов и 37-мм пушки, которые могли бы вести огонь вперёд и по бортам. Бронирование следует усилить до 15 мм. Имеет смысл предусмотреть постройку 50 командирских танков”
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 18.05.2012, 10:21 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Из имевшихся тогда штурмовых танков Saint-Chamond M1916 и Schneider CA1 наиболее подходящим для этой роли выбрали второй, однако армия требовала наращивания ударной мощи, в связи с чем создание командирского танка считались второстепенной задачей. Собственно, первый вариант проекта СА2 (более полное название - Le char de Commandement Schneider CA 2) не предусматривал внесения кардинальных изменений в конструкцию серийного штурмового танка. Ходовая часть, вместе с трансмиссией и силовой установкой полностью переходила от СА1. Даже форму корпуса нижней части корпуса решили оставить с минимальными доработками, не забыв “прикрутить” характерные для этой машины “бушприт” и “хвост”. Пожалуй единственными особенностями, отличавшими СА2 первого проекта от СА1, стала заметно укороченная носовая часть корпуса и более оптимальное размещение вооружения. В данном случае четыре пулемета располагались в шаровых установках по бортам, а пятый – в лобовой части корпуса справа. С левой стороны находилась приземистая цилиндрическая башня с 37-мм пушкой.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 18.05.2012, 10:22 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Вернуться к этому вопросу удалось только спустя полгода, когда полным ходом развернулась программа по модернизации танка СА1. В донесении от 15 марта 1917 года генерал Этьенн докладывал, что инженерами фирмы Schneider, при содействии военных специалистов, разработан новый вариант гусеничной командирской машины, который имеет следующие особенности: расширенные траки гусениц, 37-мм или 47-мм пушка в башне с круговым вращением, усиленное до 15 мм бронирование, боевая масса – около 13 тонн. Одним из инициаторов этих доработок был лейтенант Саар, который нашел поддержку у Этьенна. В сумме их усилия оказались оправданными и уже 26 марта того же года на испытания поступил танк СА2 второго проекта, оснащенный модернизированным корпусом и башней на крыше боевого отделения. Как и в первом случае шасси и двигатель оставили от СА1, но значительно переделали корпус. Носовая часть стала ещё короче, приобретя клинообразную форму, и получила сплошной бронелист со смотровыми щелями для водителя. Башню сместили ближе к центру боевого отделения, а количество пулеметов сократили до двух (по одному с каждого борта). В первую очередь планировалось улучшить подвижность машины на пересеченной местности и добиться преодоления более широких рвов, потому как серийные СА1 с трудом преодолевали подобные препятствия, ширина которых превышала 1,5 метра. Вооружение на опытном образце СА2 не устанвливалось, но макет башни, скорее всего, присутствовал. Однако эксперимент, проведенный в дождливый день 26 марта под Champlieu, не удался. Танк достаточно резво перескочил ров носовой частью, но сразу же застрял кормой, начав гусеницами зарываться в грунт - всё это было указано в отчете об испытаниях. Также было отмечено, что предложенная конструкция башни далека от оптимально и её следует хотя бы увеличить по высоте. Всё это произвело крайне негативное впечатление на представителей от генштаба, которые и без того не лучшим образом относились к конструкции СА1. Предложенный летом 1917 года проект СА3 поддержки не получил, хотя Этьенн настаивал на выпуске 400 серийных машин модификации СА2 для восполнения потерь и замены СА1. Намного более привлекательным тогда оказался новейший легкий танк Renault FT-17, на базе которого и стали выпускать командирские машины. В отличии от СА2, он совсем не оснащался вооружением и имел весьма тесную боевую рубку с тонким бронированием, но это совершенно не помешало наладить его серийное производство под обозначением Renault TSF и эксплуатировать вплоть до начала 2-й Мировой войны.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 18.05.2012, 10:27 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Что случилось с СА2 затем - остаётя неизвестным. Скорее всего, опытный образец танка был разобран на металл. В настоящее время можно встретить фотографии и даже кадры из документального фильма:
фото 1
фото 2 где на полях сражений видны высокие коробкообразные танки с башнями. Высказывается предположение, что это и есть СА2, но вряд ли это соотвествует действительности. Больше похоже, что это муляжи танков, сделанные на базе тракторов.
|
|
| |
|