Т-24
| |
icv | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 16:00 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Т-24 Классификация средний танк Боевая масса, т 18,5 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 5 История Разработчик Харьковское конструкторское бюро машиностроения Производитель Завод имени Малышева Годы производства 1930—1931 Годы эксплуатации 1930 — конец 1930-х Количество выпущенных, шт. 24 Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик Размеры Длина корпуса, мм 5650; 6500 с «хвостом» Ширина, мм 2810 Высота, мм 3040 Клиренс, мм 500 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 20 Борт корпуса, мм/град. 20 Корма корпуса, мм/град. 20 Днище, мм 8,5 Крыша корпуса, мм 8,5 Лоб башни, мм/град. 20 Борт башни, мм/град. 20 Корма башни, мм/град. 20 Крыша башни, мм 8,5 Вооружение Калибр и марка пушки 45-мм обр. 1930 года Тип пушки нарезная Боекомплект пушки 89 Пулемёты 4 × 7,62-мм ДТ Подвижность Тип двигателя 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 250 Скорость по шоссе, км/ч 25,4 Запас хода по шоссе, км 140 Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стенка, м 0,75 Преодолеваемый ров, м 2,6
Проект танка Т-24. Весна 1930 г.
Заводской металлический макет танка Т-24.
Т-24 — советский средний танк. Создан в 1929—1930 годах как улучшенная версия опытного танка Т-12 и предназначался на роль «маневренного» танка в системе вооружений Красной армии. В ходе серийного производства в 1930—1931 годах было выпущено 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, однако полномасштабное производство Т-24 развёрнуто не было из-за экономических сложностей и неопределённости с окончательным выбором маневренного танка. Выпущенные машины оставались на вооружении до конца 1930-х годов и в боевых действиях никогда не участвовали.
Танк Т-24. Академия механизации и моторизации РККА. Москва, 1939 г.
Краткое описание конструкции Т-24
Компоновочная схема танка Т-24 отличалась от классической трехъярусным размещением оружия и представляла собой улучшенный вариант схемы компоновки танка Т-12.Посравне-нию с предшественником новая машина имела меньшую толщину броневых листов и измененную конструкцию корпуса и башни. В лобовом листе корпуса слева появилась установка курсового пулемета. В корпусе была также произведена перекомпоновка оборудования с увеличением жесткости днища моторно-трансмиссионного отделения и переносом топливных баков из отделения управления в боковые ниши. Кроме того, в носовой части предусмотрели место для радиостанции.
Экипаж состоял из пяти-шести человек. Механик-водитель располагался у правого борта корпуса и осуществлял управление машиной с помощью рулевой колонки. Слева от механика-водителя размещался пулеметчик. Командир танка находился в главной башне и выполнял одновременно функции наводчика и пулеметчика. Справа от него было место заряжающего, который также выполнял обязанности стрелка из лобового башенного пулемета. В малой башне имелось рабочее место пулеметчика.
В малой башне (верхний ярус) был установлен 7,62-мм пулемет ДТ, в главной башне (средний ярус) — 45-мм пушка обр. 1930 г. и два 7,62-мм пулемета ДТ (курсовой и тыльный), в подбашенной коробке (нижний ярус) — 7,62-мм пулемет ДТ. В боекомплект танка входили 89 артиллерийских выстрелов с бронебойным снарядом, осколочной гранатой и картечью, а также 8000 патронов к пулеметам.
Броневая защита корпуса и башни была противопульной, изготовленной из броневых листов толщиной 8,5 и 20 мм. Она обеспечивала защиту лобовой части машины от огня крупнокалиберных пулеметов. Соединение броневых деталей производилось с помощью заклепок. Герметизация корпуса машины была усовершенствована.
По сравнению с танком Т-12 конструкцию башни усовершенствовали с применением фасонной цилиндрической брони и обеспечив удобство использования вооружения.
В кормовой части корпуса установили четырехтактный восьмицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения. Этот двигатель был задросселирован до мощности 250 л.с. (184 кВт) при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1800 об/мин. Пуск двигателя производился с помощью двух электростартеров «Бош» мощностью 2,5 л.с. (1,84 кВт). В системе зажигания использовались два четырехискровых магнето правого и левого вращения марки ВТН или Н8, А8, СЕО-Н8 и «Зингер 8Ц». Емкость топливных баков составляла 460 л. Запас хода достигал 120 км.
Улучшили систему охлаждения двигателя и трансмиссии с использованием принудительного охлаждения в радиаторах всего количества масла из системы смазки двигателя и коробки передач.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона, четырехступенчатой реверсивной планетарной коробки передач (в качестве механизма реверса использовался конический редуктор с фрикционом реверса), двойного дифференциала в качестве механизма поворота и двух простых бортовых редукторов. В двойном цилиндрическом дифференциале применялись ленточные плавающие тормоза новой конструкции с пневмосервированием. Конструкцию трансмиссии улучшили с целью разгруженности работающих деталей с одновременным уменьшением передаточных отношений низших передач. Кроме того, увеличили прочность бортовых редукторов. Максимальная скорость по шоссе достигала 25 км/ч, на пересеченной местности —15 км/ч.
Подвеска танка — блокированная, пружинная. Со стороны каждого борта размещались четыре тележки с двумя двухскатными опорными катками в каждой. В состав гусеничного движителя входили шестнадцать опорных и восемь поддерживающих сдвоенных катков с наружной амортизацией. Ведущие колеса заднего расположения имели зубовое зацепление с гусеницами. Ширина трака гусеницы составляла 460 мм, шаг — 140 мм. По сравнению с Т-12 диаметр направляющего колеса танка Т-24 был уменьшен на 200 мм. Элементы конструкции ходовой части танка использовались также в артиллерийских тягачах «Коминтерн», выпускавшихся в 1934-1940 гг.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея и генератор РА-225/12. Средств внешней радиосвязи танк не имел.
В качестве противопожарного оборудования применялся ручной тетрахлорный огнетушитель.
К основным недостаткам машины относились двигатель с малым моторесурсом, громоздкая система жидкостного охлаждения двигателя и капризная в работе и трудоемкая в производстве коробка передач с дифференциальной системой управления.
Себестоимость танка Т-24 составляла 173499 руб. 51 коп.
В марте 1931 г. для Т-24 на заводе «Большевик» разработали упрощенный вариант коробки передач с бортовыми фрикционами и с использованием маховика от главного фрикциона, а также сварной корпус с уменьшенной на 400 кг массой. Кроме того, предлагался вариант спаренной установки пушки и пулемета в большой башне. Летом того же года ожидалось проведение испытаний в танке специального двигателя мощностью 180 л.с. конструкции завода «Большевик».
Предпринимались попытки модернизации Т-24, которые, впрочем, остались только в проектах. Так, в марте 1931 г. ГКБ предложило проект спаренной установки 45-мм пушки и 7,62-мм пулемета ДТ, расположенной в главной башне, а также сварного корпуса (применение сварки обещало снижение массы машины на 400 кг). В целях проверки возможности обеспечения коллективной защиты экипажа в условиях применения боевых ОВ был изготовлен один корпус танка Т-24 со специальными уплотнениями, для которого ВОХИМУ разработало противодымный фильтр.
В ноябре 1931 г. КБ №3 Оружобъединения выполнило проект модернизированного танка Т-24 с использованием трансмиссии танка Т-28. Опытный образец машины планировалось изготовить на заводе «Большевик» к 15 апреля 1932 г., но проект так и не был реализован.
Серийный танк Т-24 на учениях. Зима 1932 г.
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 21.09.2013, 21:31 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Продольный разрез танка Т-24.
Еще во время изготовления опытного образца танка Т-12 в 1929 г. Штабом РККА под руководством В.К. Триандофилова и Н.М. Роговского была разработана и принята на заседании РВС СССР 18 июля 1929 г. «Система танко-тракторно-авто-броневооружения РККА». Система предусматривала создание самостоятельных механизированных соединений и определяла требования к образцам боевых машин, которые должны были войти в состав этих соединений. Типы боевых и вспомогательных машин были в значительной мере определены на основании обстоятельного изучения опыта создания иностранных армий применительно к нашим специфическим условиям.
Согласно требованиям, предъявляемым к среднему танку, боевая масса машины не должна была превышать 15-16 т, а броня — обеспечивать защиту экипажа от 37-мм снарядов с начальной скоростью 700 м/с на дальностях свыше 750м. Танк надлежало вооружить 45-мм пушкой и тремя пулеметами с боекомплектом 100 выстрелов и 5000 патронов. Предусматривались максимальная скорость 25—30 км/ч, запас хода 200 км и экипаж из четырех-пяти человек. Опытный образец «маневренного» танка Т-12 по своим боевым и техническим характеристикам уже не соответствовал этим требованиям.
Для решения задачи дальнейшего развития бронетанкового вооружения 22 ноября 1929 г. приказом Реввоенсовета СССР было создано Управление механизации и моторизации (УММ) РККА. Первым начальником УММ РККА назначили командарма 1 ранга И.А. Халепского. Управлением были разработаны и приняты к реализации перспективные планы оснащения Красной Армии бронетанковым вооружением и техникой. В результате в конце 1929 г. ГКБ приступило к созданию усовершенствованного варианта маневренного танка.
Весной 1930 г. в ГКБОАТ под руководством С.П. Шукалова при участии конструкторов ХПЗ подготовили проект танка, получившего обозначение Т-24(первоначально он именовался «Т-12 улучшенный»), В проектировании принимали участие В.И. Заславский и Б.А Андрыхевич. Приспособление двигателя М-6 и разработку отдельных узлов моторной установки выполнил специально приглашенный для этой цели А.А. Микулин. 28 мая того же года проект танка Т-24 направили председателю НТК Оружобъединения Адамсу для рассмотрения и утверждения.
На заседании РВС СССР, состоявшемся 13 августа 1930 г., было принято решение о постановке Т-24 на производство на ХПЗ с выпуском в 1930/1931 г. 300 машин, при этом первую опытную серию предполагалось изготовить уже в 1930 г. в количестве 15 танков (по 5 машин в октябре, ноябре и декабре). Для выполнения танковой программы МПУ ВСНХ обязывалось обеспечить завод двигателями М-6 в количестве 300 шт.
В этом же документе приводился план по выпуску Т-24 на 1932 г. в количестве 1600 шт.
Коллектив КБ Т2К Харьковского паровозного завода
Однако программа по выпуску машин в 1930/1931 г. заводом выполнена не была, поскольку только к 15 сентября 1930 г. чертежи танка Т-24 поступили на ХПЗ из УММ РККА. По вопросу выполнения заказа по Т-24 на ХПЗ 29 сентября 1930 г. состоялось совещание, на котором было принято решение о присутствии на заводе два раза в месяц главного конструктора ОРПО С.П. Шукалова для решения различных вопросов на месте до выпуска первой серийной машины. Кроме того, в распоряжение И.Н. Алексеенко на аналогичный срок на временную работу в конструкторское бюро ХПЗ переводился один из опытных инженеров ГКБ, при этом само ГКБ находилось в готовности к разрешению различных затруднений, которые могли возникнуть на ХПЗ входе производства машины.
Первый серийный танк Т-24 на показе членам правительства Украинской ССР С. Косиору и В. Чубарю. 18 июля 1931 года. Вооружение на машину еще не установлено (АСКМ).Тот же танк, что и на предыдущем фото, осматривает высокое начальство. Крестиками помечены С. Косиор, В. Чубарь и Пахомов (заместитель секретаря Харьковского горкома партии). 18 июля 1931 года (АСКМ). Помимо ХПЗ, производство танка Т-24 планировалось развернуть и на ЧТЗ, однако в январе 1931 г. это задание с ЧТЗ было снято. 6 января 1931 г. на ХПЗ прошло заседание правления завода по утверждению производственной программы танко-тракторостроения в 1931 г., на котором, в частности, было принято решение об изготовлении в минимальный срок (кустарным путем) 4-5 машин, после чего установить законченный тип конструкции Т-24. Первый корпус танка с Ижорского завода на ХПЗ поступил в конце января 1931 г. (акт приемки №1 от 28 января 1931 г.). В заключении по приемке говорилось: «Принимая во внимание, что присланный корпус первый, на котором должны выявиться все неполадки как на ГИЗ-е (Государственный Ижорский завод. — Прим. авт.), так и на ХПЗ, Комиссия считает возможным принять корпус № 1 условно, но обратить самое серьезное внимание ГИЗ-а на строжайшее выполнение временных технических условий...» 24 марта 1931 г. на ХПЗ в сборке находились уже три танка, а 31 марта была окончательно готова первая машина из опытной серии, которую опробовали работой на холостом ходу (без гусениц) и под нагрузкой — движением по кабестану на гусеницах. Второй танк изготовили 1 апреля 1931 г. Сборка остальных четырех машин (для которых к этому времени подали корпуса) задерживалась из-за отсутствия ряда деталей и механизмов. При сборке и опробовании двух собранных танков были обнаружены различные дефекты. Основными причинами являлись низкое качество механической обработки деталей, недостатки конструкции самой машины (коробки передач, тормозов, вентиляторов системы охлаждения двигателя и др.), отсутствие необходимого опыта инженерно-технического персонала завода в части механической и термической обработки деталей, а также процессов сборки как механизмов, так и машины в целом. Однако опыт сборки первых машин, несмотря на выявленные дефекты, показал, что при обеспечении скомплектованными и подогнанными механизмами сам процесс постройки Т-24 не представляет каких-либо трудностей. Тем не менее, по решению правительства, заказ на танки Т-24 в апреле 1931 г. был сокращен до 80, а затем и до 24 машин (постановление Комиссии обороны СССР от 23 мая 1931 г.) 1. ----------------------------------------------------- 1 Этом же постановлением РВС СССР разрешалось ввести в систему танко-тракторно-авто-броне-вооружения танк Кристи в качестве быстроходного истребителя (БТ). К.Е. Ворошилову и Г.К. Орджоникидзе в декадный срок надлежало договориться, какое максимальное количество танков БТ (в имевшемся образце без всяких изменений) может быть изготовлено в 1931 г. на ХПЗ. Танк Т-24. Академия механизации и моторизации РККА. Москва, 1939 г.
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 21.09.2013, 21:41 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Испытания первого серийного танка Т-24 в окрестностях Харькова. 18 июля 1931 года. Обратите внимание, что вместо курсового пулемета в башне установлена фара (АСКМ). К началу лета ХПЗ не сдал ни одного танка Т-24 представителям заказчика, так как по результатам заводских испытаний выявилась необходимость совершенствования его конструкции. К этой работе, помимо конструкторов завода, привлекли и представителей УММ РККА. В течение апреля-июня 1931 г. представители УММ РККА П.С. Озеров и В.И. Заславский внесли в конструкцию Т-24 около 200 различных изменений.
Первый серийный танк Т-24 на испытаниях. 18 июля 1931 года. На фото хорошо видны отличия в конструкции тележек нижней подвески от танка Т-12 ((АСКМ).
9 июля 1931 г. завод провел «большое испытание» танка Т-24 пробегом на 60 км, в ходе которого проверялась работа радиатора и вентилятора системы охлаждения двигателя, тормозов, определялись тяговые качества и предельные скорости, а также управляемость машины. При этом танк показал прекрасные тяговые качества (на второй передаче скорость движения составляла до 6 км/ч, на третьей — до 16 км/ч и на четвертой — до 27 км/ч). Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя функционировали без замечаний (температура воды и масла не превышала допустимых значений). Не имелось замечаний и по работе тормозов: обеспечивалась хорошая поворачиваемость машины на месте на третьей и даже на четвертой скоростях.
В августе 1931 г. ХПЗ сдал заказчику всего три танка Т-24, окончательную сборку еще трех машин завод не смог завершить из-за отсутствия башен, которые к этому времени не поставил Ижорский завод. Недостающие башни на завод поступили только в сентябре. Всего до 15 октября 1931 г. Ижорский завод отправил на ХПЗ 25 больших и 25 малых башен.
Несмотря на все трудности1, к 1 декабря 1931 г. ХПЗ сдал 17 танков Т-24 и подготовил к сдаче еще три машины. Еще три танка находились всборке. По состоянию на 22 декабря 1931 г., 16
танков были отправлены в части, три находились в переборке, четыре — в стадии сборки и два прошли контрольные испытания. Таким образом , всего было выпущено 25 танков Т-24. --------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 Согласно выводам военно-морской инспекции ЦККВКП(б) - НКРКИ СССР по обследованию танко-тракторного производства на ХПЗ в период с 7 по 28 октября 1931 г., «...за весь период работы завода по изготовлению танков Т-24, заводоуправлением не был создан необходимый конструкторский аппарат. Техническая контора с аппаратом в 20 чел. занималась только деталировкой чертежей. До 1 января 1931 г. это бюро даже не справлялось со своей текущей работой-деталировкой чертежей...».
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 21.09.2013, 21:58 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Практически все изготовленные и принятые заказчиком танки Т-24 были направлены в Харьковский военный округ. Необходимо отметить, что первая выпущенная машина имела персональное название. Так, еще в процессе организации производства танка Т-24 в соответствии с указаниями начальника 1-го отдела ТУ УММ Моргунова от 26 июля 1930 г., направленными председателю правления Машинообъединения и военпреду ХПЗ, предписывалось: «Одному из танков Т-24 - Т-12) первой партии в 15 штук надлежит присвоить наименование «имени Лепсе». О дне готовности первого танка. С указанием его номера, из пятнадцати, к сдаче его в часть прошу меня уведомить. Надпись «имени Лепсе» сделать на башне танка красной краской».
К 1938 г. танки Т-24 как устаревшие передали на склады. В апреле 1938 г., согласно проекту постановления Главного совета РККА «Об использовании имеющихся в РККА несерийных старых типов танков», в отношении танков Т-24 говорилось: «3. Передать Укрепрайонам Округов и НКВМФ для использования на огневых точках танков: Т-18 - 860 шт., Т-24 - 22шт., в том числе 160 танков Т-18, использованных на это дело в 1936 г. в ЛВО». Таким образом, танки Т-24 предписывалось использовать для создания неподвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны большая часть этих машин была переоборудована согласно своему новому назначению. Однако установить их в укрепрайонах не успели, и все эти машины вместе другими аналогичными огневыми точками из танков МС-1 были захвачены в местах их последней дислокации.
Танк Т-24 оказался довольно сложной и дорогой машиной с большим количеством недостатков. Тем не менее он сыграл важную роль в становлении отечественного танкостроения, став своеобразной школой по подготовке кадров конструкторов, технологов и производственников, обеспечивших создание одного из ведущих конструкторских бюро отрасли и танкового производства на ХПЗ в предвоенные годы.
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 21.09.2013, 22:00 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Танки Т-24 и Т-18 подготовленные для переоборудования в БОТ
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 21.09.2013, 22:04 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 21.09.2013, 23:12 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Т-24 во дворе ВАММ (вид спереди и сзади). 1940.
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 09.10.2013, 20:36 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Парад в Харькове, предположительно 1 мая 1932 года.
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 10.05.2014, 03:40 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Корпус танка Т-24, использовавшийся в качестве мишени не артполигоне. 1938 год. Этот корпус имел лобовую броню толщиной 30 мм (АСКМ).
|
|
| |
Vert | Дата: Четверг, 15.01.2015, 23:53 | Сообщение # 10 |
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 417
Статус: Offline
|
|
|
| |
oro | Дата: Пятница, 30.01.2015, 12:28 | Сообщение # 11 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 354
Статус: Offline
|
|
|
| |
oro | Дата: Воскресенье, 21.02.2016, 16:16 | Сообщение # 12 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 354
Статус: Offline
|
|
|
| |
oro | Дата: Суббота, 17.12.2016, 10:56 | Сообщение # 13 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 354
Статус: Offline
|
|
|
| |
oro | Дата: Суббота, 17.12.2016, 10:56 | Сообщение # 14 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 354
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 26.05.2020, 13:56 | Сообщение # 15 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Танки Т-24 и Т-18 подготовленные для переоборудования в БОТ
|
|
| |
|