PZInż.130
| |
icv | Дата: Суббота, 02.11.2013, 22:21 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Плавающий танк PZInż.130
PZInż.130 с 20 мм пушкой
Прототип польского плавающего танка не вооружался. Планировалось установить 7,92мм пулемёт wz.30 TMG. Башня взята от неудачного лёгкого танка TKW. Со временем её собирались модифицировать и вооружить 20мм автоматической пушкой wz.38 FK-A. Подвеска имела торсионы.
Перед 2МВ Польша имела свои территориальные и политические интересы в Полесье, Белорусия. Полесская местность изобилует болотами, реками и озёрами, а дорожная сеть была развита слабо. Рассчитывать на серьёзное применение танков в тех краях не приходилось. Поэтому польские военные проявляли большой интерес к танкам-амфибиям.
В 1926 в Польше состоялся танковый конкурс, на котором победил проект WB-10 разработанный профессором Л.Эберманом (L. Eberman). Однако, когда построили прототипы, то выявилось столько просчётов, что проект решили вообще закрыть.
Впрочем интерес к плавающим танкам не пропал. В сентябре 1932 англичане провели в Польше коммерческую демонстрацию своих разработок: 4-х тонного лёгкого танка Carden-Loyd, артиллерийского тягачя и танка-амфибии Carden-Loyd. А в октябре в г. Модлин танк-амфибия показательно проплыл по Висле будоража сознание польских военных. Демонстрация вооружений произвела на польскую сторону должный эффект. Начальник конструкторского отдела ВВТ полковник Тадеуш Коссаковский (Tadeusz Kossakowski) предложил купить для детального ознакомления один танк-амфибию и пять 4-х тонных лёгких танков Карден-Лойд (Carden-Loyd). Однако сумма запрошенная англичанами превышала польские ассигнования и покупка не состоялась. Вместо этого было решено создать аналогичные танки исходя из требований ВВТ ВР.
Фотография - польский плавающий танк PZInz.130
В 1935 на PZInż возложили разработку двух танков: амфибии и 4-х тонного разведовательного. Обе машины изначально планировалось маскимально унифицировать.
Главным конструктором обеих танков стал начальник исследовательского отдела PZInż - Эдвард Хабих (Edward Habich). Плавающий танк получил заводское обозначение PZInż.130. Уже осенью 1935 проект и документация на PZInż.130 были готовы.
Несмотря на то, что за основу принимался Carden-Loyd, польский проект имел и свои значительные отличия. Например, перескопы реверсного типа, торсионная подвеска и польский двигатель PZInż.425.
В следствии унификации разведовательный танк 4 ТР и PZInż.130 оснащались одинаковым двигателем, трансмиссией и подвеской. Отличия же диктовались плавучестью PZInż.130. Опорные катки и гусеницы плавающего танка были уже. Форму водонепроницаемого корпуса адаптировали для плавания. Ради большей устойчивости на плаву, грязеотражатели имели внутри бальзу и служили поплавками. Сзади внизу корпуса был трёхлопастный гребной винт с барабанным кожухом вокруг. Кожух мог менять своё положение в горизонтальной плоскости и использовался как руль. Винт и ведущие колёса могли вращаться одновременно, что облегчало выезд из воды на берег. В первоначальном проекте двигатель стоял поперёк, однако скорее всего на PZInż.130 и 4 ТР мотор был справа. Бензиновый двигатель PZInż.425 - 95 л.с. при 3600 об/мин, 6 цилиндров диаметром 82мм и шагом поршня 92мм.
Броня была катанной и крепилась заклёпками. Лоби борта - 8мм, корма - 6-8мм, верх и днище - 4мм. Прототип изготовили из обычной стали.
Вооружение на прототипе отсутствовало. Башню позаимствовали от второго варианта неудачного легкого танка TKW создававшегося на базе танкетки ТК. PZInż.130 собирались вооружить одним пулемётом - скорее всего 7,92мм wz.30 TMG с водяным охлаждением ствола. Со временем башню хотели моддифицировать и установить 20мм автоматическую пушку wz.38 FK-A. Предпологаемый боекомплект 200 снарядов или 2500 патронов.
Подвеска. Ведущее колесо спереди, направляющее сзади. На борт приходилось 4 обрезиненных опорных катка сблокированных попарно в 2 тележки. Каждый опорный каток имел торсион, а каждая тележка горизонтальный гидравлический амортизатор. Гусеницу поддерживали 2 ролика. Металлическая двухгребневая гусеница состояла из 76 звеньев шириной 26 см и шагом 10 см. В гусеничных зыеньях имелись отверстия для уменьшения веса.
Корпус клёпаный. Боевое отделение размещалось слева, а моторное справа. Экипаж - 2 человека: командир и водитель. Водитель сидел в передней части боевого отделения слева от трансмиссии. Перед ним был одностворчатый люк с смотровой щелью. Щель могла закрываться заслонкой. Кроме того у водителя имелся вращающийся перископ конструкции Р.Гундлаха (R. Gundlach). Над боевым отделением размещалаясь одноместная башня смещённая влево. В ней размещалось рабочее место командира. Поворачивалась башня на 360о вручную. Посадка в плавающий танк могла осуществляться через 2 люка в башне - двухстворчатый люк на задней стенке или через одностворчатый на крыше. Водитель не имел своего люка, что диктовалось стремлением к максимальной герметичности корпуса.
Рация вероятно не предусматривалась.
Фотография - польский плавающий танк PZInz.130
Хорошо виден винт с водяным рулём. Грязеотражатель, на котором сидит танкист, имел внутри бальзовое дерево и служил поплавком. Сзади на башне двухстворчатый люк. Очевидно наплаву пользовались вторым люком - на крыше башни.
Летом 1937 прототип плавающего танка был закончен. После коротких заводских испытаний прототипы PZInż.130 и PZInż.140 (4ТР) 15 августа передали в войска. Во время демонстрации в Беньяминово (Beniaminowo) 2 октября 1937 танк под управлением своего создателя проплыл по озеру. С 5 ноября PZInż.130 учавствовал в испытаниях "Осень 1937" на маршруте длиной 1861 км. Среди других танков принимали участие и лёгкий танк PZInż.140 (4ТР) с тягачём PZInż.152. Испытания на плавучесть проходили нп озере Любиаж (Lubiaz) и в Пине возле Пинска. Машина получила высокую общую оценку. Плавающий танк имел хорошую удельную мощность двигателя, был быстроходным, хорошо преодолевал пересечённую и заболоченную местность. PZInż.130 продемонстрировал высокую надёжность и неприхотливость. После испытаний танк отправили обратно в мастерские PZInż для ремонта и усовершенствований. За всё время выявили всего несколько поломок КПП и водяного насоса, а так же низкое качество поддерживающих роликов и гусениц. Слишком мягкая подвеска при движении вызывала раскачивание танка и это делало даже приблизительно невозможным стрелять на ходу.
Последние исаытания PZInż.130 состоялись в мая 1939. Танк преодолел 3500 км (по другим данным 4200) без серьёзных поломок. Однако к тому времени польский Генштаб отказался от идеи развития плавающих танков. Программу PZInż.130 свернули. В условиях нехватки военных ассигнований такое решение может выглядеть правильным. Прототипы PZInż.130 и PZInż.140 (4ТР) передали в Экспериментальную мастерскую в Урсусе (Ursus), а их дальнейшая судьба неизвестна.
Фотография - польский плавающий танк PZInz.130
Прототип плавающего танка PZInż.130 имел плохие гусеницы, поддерживающие ролики и коробку передач.
Окраска
Стандартная трёхцветная: коричнево-зелёный (базовый) ; серовато-песочный; тёмно-коричневый (sepia). Рисунок горизотальной направленности надлежало наносить пулевизатором с плавным переходом цвета по краям.
Интерьер песочного цвета.
Прототип мог быть покрашен весь только в базовый цвет.
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 02.11.2013, 22:23 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| PZInż.130 в зиму 1939/40.
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 10.03.2019, 20:32 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Воскресенье, 10.03.2019, 20:32 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
|