БРОНИРОВАННЫЙ ТРАКТОР ГУЛЬКЕВИЧА; "САМОДВИГАТЕЛЬ"
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 14:17 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНИРОВАННОГО ТРАКТОРА ГУЛЬКЕВИЧА модели 1915 г. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Российская империя, Путиловский завод. ГОДЫ ПРОИЗВОДСТВА : 1916—1917 ГОДЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ : 1916—1922 КОЛИЧЕСТВО ВЫПУЩЕННЫХ: 2 шт.
КЛАССИФИКАЦИЯ: бронированный и вооружённый трактор КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА: МТО спереди, отделение управления в центре, боевое отделение сзади ЭКИПАЖ: 7 чел. БОЕВАЯ МАССА: 12 т ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм ~ Ширина, мм ~ Высота, мм ~ ВООРУЖЕНИЕ: Калибр и марка пушки : 76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года Тип пушки: нарезная Углы ГН: 90° град. Пулемёты: 2 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года. возможность буксировки 107-мм пушки
БРОНИРОВАНИЕ Тип брони : Хромо-никелевая Лоб корпуса: 6.5 мм Борт корпуса: 6.5 мм Корма корпуса: 6.5 мм Лоб башни: 6.5 мм Борт башни: 6.5 мм Корма башни: 6.5 мм Крыша башни: 4 мм ДВИГАТЕЛЬ Тип двигателя: Allis Chalmers, бензиновый, карбюраторный, 6-цилиндровый Мощность двигателя: 68 л. с. Скорость по шоссе: 12—15 км/ч ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: полугусеничная ходовая часть с управляемыми передними колесами, Тип подвески: колёсная пара — зависимая, на листовых рессорах, гусеничный движитель — независимая жесткая, с качающимися тележками.
.
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 14:24 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Другим путем создания вездеходных боевых машин, нежели разработка специальных шасси, в Первую мировую войну было применение шасси гусеничного трактора. По этому пути шли французы и немцы. Этим же путем предлагали идти и некоторые отечественные изобретатели.
В июле 1915 г. полковник Н. Гулькевич подал начальнику Главного артиллерийского управления рапорт, в котором обосновал необходимость создания бронированной гусеничной вездеходной машины. В нем он, в частности, писал: «...Бронированные автомобили, которыми до сих пор единственно пользовались для установки пулеметов, имеют тот недостаток, что не могут проходить по всяким дорогам и тем более проходить через проволочные заграждения и их уничтожать; между тем имеется... «гусеничный трактор», который специально предназначен для передвижения по всякому грунту, даже по вспаханным полям. Его специальная конструкция... соответствует еще одному важному предназначению: разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения».
В своем рапорте Н. Гулькевич не только обосновал целесообразность создания гусеничной боевой машины, но указал также условия, необходимые для успешного применения ее на фронте, а также предусмотрел организационные формы. Предлагаемую боевую машину изобретатель называл "самодвигатель". Рекомендуя начать необходимые опытные работы, он писал: «Если опыты дадут вполне блестящие результаты, необходимо приступить немедленно к массовому производству предложенных мною бронированных и вооруженных самодвигателей по расчету не менее 40 экземляров на корпус, дабы ни под каким видом не выпускать в действующую армию один или два аппарата, так как противник может воспользоваться и изготовить их еще в большем числе и размере, чем мы».
Понимая, что возможности отечественной промышленности чрезвычайно низки, Н. Гулькевич предлагал ограничиться не постройкой специальных гусеничных шасси, а бронировкой уже существующих американских тракторов «Холт» и «Алис-Чалмерс». В 1916—17 гг. под руководством изобретателя были модифицированы, забронированы и вооружены два шасси тракторов "Алис-Чалмерс Мотор трак".
Американский патент Ч.Э. Сёча от 1917 г. хорошо показывает устройство гусеничной ходовой части трактора «Аллис-Чалмерс» (заявка на патент подана Сёчем в 1915 г. совместно с фирмой «Аллис-Чалмерс Мэнюфэкчуринг Компани»).
Они были дополнены приводом на передние колеса, постом управления для движения задним ходом. На трактор был установлен бронированный корпус из катаных листов толщиной 6,5 мм, в котором размещалось довольно сильное вооружение из 76-мм противоштурмовой пушки (аналогичной той, что была установлена в БА «Гарфорд-Путиловец») в кормовой части корпуса и 2 пулеметов «максим» во вращающейся башне. Так как по опыту войны все бронеавтомобили должны были идти в бой задним ходом, то наиболее мощное вооружение, в боевом положении, было направлено вперед.
Всего по проекту Н. Гулькевича было изготовлено два бронированных трактора, которые получили название «Илья Муромец» и «Ахтырец». Сравнивая их с первыми танками, произведенными в Великобритании и Франции, можно отметить, что они имели сходные характеристики проходимости при лучшем вооружении и вполне могли послужить основой для создания отечественной линии танков в Первой мировой войне.
Недаром указанные бронетракторы наравне с бронеавтомобилями на шасси А. Кегресса назывались современниками «русским типом танка» и оценивались весьма высоко. “Броня крепка. История советского танка. 1919-1937” М.Свирин, Яуза\ЭКСМО, 2005
Испытание шасси трактора "Эллис-Чалмерс" в Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме летом 1916 года
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 16:19 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Служба и боевое применение
Первый образец бронетрактора, «Илья Муромец», был представлен «на суд военных» в ноябре 1916 года. В ходе проводившихся под Петроградом испытаний, бронетрактор подтвердил своё ожидаемое превосходство в проходимости над броненавтомобилями, хотя скорость передвижения по грунтовой дороге оказалась ниже расчётной и составила всего 12 км/ч. Таким образом, по вооружению, бронированию и скоростным характеристикам бронетрактор был практически аналогичен «Гарфорду», однако был лишён основного недостатка последнего — скверной проходимости, так что в целом машина удовлетворила военных. Кроме того, существенным доводом «за» являлась возможность буксировки бронетракторами 107-мм пушек образца 1910 года вместе с боеприпасами вслед за пехотными порядками, что обеспечило бы эффективную артиллерийскую поддержку и способствовало бы успеху наступления.
Массовое производство также виделось вполне реальным. В частности, Гулькевич в своей пояснительной записке докладывал, что, при наличии необходимого количества шасси, бронетракторы его конструкции можно строить массово и распределять по 40 единиц на каждый армейский корпус.
Бронетрактор «Ахтырец» на улицах Москвы.Фото бронетрактора во время боев в Петрограде 4 ноября 1917 года в французской прессе http://feldgrau.info/engines/14035-mirnyj-traktor
Учитывая вышеуказанные доводы, военное ведомство выдало заказ на постройку второго опытного бронетрактора, получившего название «Ахтырец», с тем, чтобы отточить технологию производства и подготовить массовую постройку машины. К марту 1917 года «Ахтырец» был изготовлен, а в апреле успешно прошёл все испытания. В скором времени оба бронетрактора были включены в состав Запасного бронедивизиона в Петрограде и в перспективе предназначались к отправке на фронт.
Однако принять участие в боях с немцами бронектракторам так и не довелось. После Февральского переворота обстановка в Петрограде сильно осложнилась. Временное правительство, осознававшее, что фактически сиденьем ему служит пороховая бочка, было вынуждено держать в городе значительные армейские силы, включая бронемашины. Таким образом, весь Запасной бронедивизион застрял в Петрограде, и об отправке его на фронт не могло идти и речи. Однако после событий 25 октября 1917 года почти весь состав Запасного бронедивизиона был захвачен большевиками. Почти все бронемашины из его состава передали Красной Гвардии, причём «Илья Муромец» остался в столице, а «Ахтырец» отправился в Москву.
Следующие два года «Илья Муромец», переименованный новыми хозяевами в «Красный Петроград», числился в резерве Броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии и использовался для охраны Смольного и других важных объектов. А вот «Ахтырцу» пришлось повоевать. По прибытии в Москву бронетрактор был передан местным формированиям красногвардейцев, пытавшихся установить здесь советскую власть. 1—2 ноября 1917 года «Ахтырец» участвовал в боях на Кудринской площади, Поварской и Бронной улицах, поддерживая огнём отряд подольской Красной гвардии. В Москве бронетрактор оставался почти год, после чего в сентябре 1918 года его отправили в Казань. Там «Ахтырца» включили в состав 3-го автобронеотряда РККА, и в течение следующих полутора лет он периодически применялся в боях на Восточном фронте Гражданской войны. В январе 1920 года бронетрактор снова вернулся в Москву для ремонта, и впоследствии числился в резерве.
После завершения Гражданской войны бронированные трактора Гулькевича использовались редко, главным образом ввиду их сильной изношенности и нехватки запасных частей, поэтому окончание службы этих машин оказалось весьма прозаическим. В конце 1922 года командование РККА распорядилось списать и разбронировать обе машины.
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 17:58 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 18:02 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 18:06 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 18:06 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 03.01.2018, 18:07 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
|