Форум icvi.at.ua
Среда, 04.12.2024, 00:25
Приветствую Вас Посетитель | RSS

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ САЙТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Бронеавтомобили Белинского - “Мерседес”, “Ганза-Ллойд”
icvДата: Пятница, 19.06.2015, 17:43 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
«Вступая в бой с противником, отлично вооруженным бронированными пушечными и пулеметными батареями на автомобилях, и не имея в своей армии аналогичных средств вооружения, сразу несли от их губительных действий большие потери, в моральном же отношении потери от падения духа в войсках, сознающих свою беспомощность, были неисчислимы…

Совершенное отсутствие в районе 1 и 10-й армий каких бы то ни было броневых автомобилей, побудили меня сформировать своей конструкции и на свой счет отдельный авто-пушечно-пулеметный взвод, вооружить каждую машину полуавтоматической пушкой и 7 пулеметами, обучить офицеров и нижних чинов».

(Из рапорта в штаб 10-й армии штабс-капитана Былинского. Весна 1915 года)




«Обуховец» и «Опальный», построенные на базе шасси «Мерседес»


Весной 1915 года штабс-капитан Былинский отправил в штаб 10-й армии, где он служил, рапорт с предложением о создании новой техники. В этом документе офицер отмечал, что наличие броневиков у противника приводит к неоправданно высоким потерям Русской императорской армии, а также негативно сказывается на боевом духе. Армия, в составе которой служил Былинский, не располагала аналогичной техникой. Из-за этого штабс-капитан обратился к командованию с предложением построить по его собственному проекту нужные боевые машины с пушечным и пулеметным вооружением. Более того, офицер предложил самостоятельно оплатить все работы.

Проект бронированного автомобиля представленного штабс-капитаном Былинским, был одобрен штабом 10-й армии, который выделил для этой цели два трофейных легковых автомобиля Mercedes. Реализовать проект предстояло на Обуховском сталелитейном заводе, куда Былинский отправился весной того же года для руководства строительства новой техники. До конца весны офицер и специалисты завода занимались проработкой различных нюансов проекта и сборкой новых броневиков.

Трофейные машины, переданные Былинскому, имели колесную формулу 4х2 и оснащались бензиновыми двигателями мощностью 45 л.с. В составе трансмиссии использовалась цепная передача, при помощи которой осуществлялось вращение задних ведущих колес. Двигатель располагался в передней части шасси. Передние одинарные и двухскатные задние колеса крепились на листовых рессорах.

В ходе переделки в бронеавтомобили базовые машины лишились всех ненужных агрегатов. От них оставили только шасси с силовой установкой, трансмиссией, ходовой частью и органами управления. На шасси предлагалось установить оригинальные бронекорпуса, построенные на основе каркаса. Следует отметить, каркасная конструкция броневого корпуса была связана не только с имевшимися в то время технологиями, но и с некоторыми оригинальными идеями автора проекта. Иная конструкция бронекорпуса не позволила бы применить предложенный необычный комплекс вооружения.
 
icvДата: Пятница, 19.06.2015, 17:46 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline


В левом борту корпуса предусматривались две двери для доступа внутрь машины. Передняя дверь представляла собой скулу корпуса, установленную на петлях, и открывалась назад по ходу движения. Позади этой двери имелся сравнительно широкий бортовой лист со смотровым люком, на задней грани которого крепились петли второй двери, имевшей собственный люк для наблюдения и открывавшейся вперед. Через переднюю дверь обеспечивался доступ в отделение управления, а задняя вела в боевое отделение. Люки в крыше, не предусматривались, поскольку посадку в машину следовало производить через две бортовые двери.

Особенностью первых бронеавтомобилей Былинского было отсутствие полноценных смотровых люков на рабочих местах командира и водителя. На поле боя и за его пределами за дорогой приходилось следить через две пары смотровых щелей и небольшие люки в бортовых листах. Кроме того, в крыше предусматривались перископы для слежения за окружающей обстановкой при движении задним ходом. По задумке автора проекта, новые броневики должны были выходить на поле боя именно так, что и привело к необходимости использования специальных наблюдательных приборов.

Обитаемые отсеки имели корпус, выполненный только из ровных листов. Непосредственно за моторным отсеком корпус расширялся и сохранял сравнительно большую ширину до кормы. В внутри средней части корпуса была установлена на специальной тумбе в центре боевого отделения, 37-мм пушка Гочкиса, которая могла вести стрельбу только в стороны и назад через откидные борта. Для ведения огня по целям в задней полусфере бронекорпус машины получил набор откидных люков. Сравнительно крупные панели в корме и на бортах откидывались вниз-наружу и позволяли обстреливать цели в пределах достаточно широкого сектора. При этом стрелки оставались под защитой высокой нижней части бортов. Защита водителя и командира обеспечивалась броневой перегородкой, разделявшей отделение управления и боевое отделение. Именно она должна была задерживать пули и осколки, попадающие в бортовые или кормовой люки боевого отделения. Лобовой лист обитаемого отсека и передняя часть крыши устанавливались под углом. Крыша располагалась строго горизонтально, борта – строго вертикально.

На крыше корпуса устанавливалась цилиндрическая башня. В корме цилиндрической башни имелись крепления для установки пулемета «Максим». Для облегчения горизонтальной наводки установка пулемета и башни крепилась к механизмам орудийной тумбы, что перераспределяло вес агрегатов и упрощало работу стрелка. Весь боекомплект пушки и пулемета находился на стеллажах боевого отделения. Кроме того, предлагалось вооружить экипаж двумя ружьями-пулеметами обр. 1902 г. (ручной пулемет Madsen). Таким образом, экипаж мог атаковать пехоту, технику и укрепления противника, используя наиболее эффективное в данной ситуации вооружение.

Задний пост управления отсутствовал, но предусматривалось движение задним ходом – для этого имелись специальные смотровые лючки, а на крыше были установлены перископы. Внутри машины разместили дополнительные бензобаки и два электростартера (основной электрический и запасной механический). Рама ходовой части была усилена для компенсации возросших на неё нагрузок.
Экипаж нового броневика должен был состоять из шести человек: командира, водителя, стрелка-пулеметчика и трех артиллеристов. Первые двое располагались в небольшом отделение управления, остальные – позади перегородки.
В ходе изготовления двух новых бронеавтомобилей рабочим Обуховского завода пришлось усилить базовые шасси. Трофейные автомобили в существующем состоянии не могли стать полноценной основой для бронетехники, из-за чего их раму, подвеску и другие агрегаты доработали с целью повышения прочности.

 
icvДата: Пятница, 19.06.2015, 17:47 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline


на испытаниях


Обе бронемашины были забронированы уже к июню и тотчас представлены на испытания. 15 июня 1915 года обе машины прибыли на полигон Офицерской стрелковой школы, где должны были пройти испытания, в присутствовии комиссии, набранной по большей части из боевых офицеров. По их мнению, бронеавтомобили Былинского показали себя с лучшей стороны, обладая мощным вооружением, высокой скоростью и надежностью конструкции. В качестве преимущества отмечались неплохие ходовые характеристики. Бронемашины с двигателями мощностью 45 л.с. могли развивать на шоссе скорость не менее 60 верст в час (порядка 64-65 км/ч), а также отличались другими хорошими характеристиками. Также отмечалось достойное вооружение в виде одной пушки, одного башенного и двух ручных пулеметов. Все это позволяло надеяться, что броневики Былинского покажут себя на поле боя только с самой лучшей стороны.




ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ
«Обуховец» и «Опальный» построенные на базе шасси «Мерседес»
БРОНЕАВТОМОБИЛИ Былинского обр.1915 г.
Классификация: пушечно-пулемётный бронеавтомобиль
Экипаж, чел.: 6
История
Производитель: Российская империя Обуховский завод
Годы производства: 1915
Годы эксплуатации: 1915 — после 1917
Количество выпущенных, шт.: 2
Бронирование
Тип брони: хромо-никеле-ванадиевая
Лоб корпуса, мм/град.:6
Борт корпуса, мм/град.:6
Корма корпуса, мм/град.: 6
Днище, мм: 5
Крыша корпуса, мм: 5
Лоб башни, мм/град.: 6
Борт башни, мм/град.: 6
Корма башни, мм/град.: 6
Крыша башни, мм: 5
Вооружение
Калибр и марка пушки: 37-мм пушка Гочкисса
Тип пушки: нарезная
Пулемёты: 1 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года
Другое вооружение: 2 × 7,62-мм ружье-пулемёт «Мадсен» обр. 1902 года
Подвижность
Тип двигателя: Mercedes, бензиновый 4-цилиндровый рядный карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.: 45
Скорость по шоссе, км/ч: до 70
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50
Колёсная формула: 4 × 2
Тип подвески: зависимая, на листовых рессорах
 
icvДата: Пятница, 19.06.2015, 17:48 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline


«Орлец» построенный на базе на базе грузовика «Ганза-Ллойд»

В конце месяца они были отправлены в распоряжение 13-й армии Северо-Западного фронта, предварительно получив названия “Опальный” и “Обуховец”. Бронемашины хорошо зарекомендовали себя в боях на Холмо-Люблинском направлении, где действовала 3-я кавалерийская дивизия, однако их количество было явно недостаточным и Былинский обратился с просьбой о постройке третьей машины к князю Орлову, входившего в свиту императора. В ответ на это были выделены средства на бронирование и трофейный 1,5-тонный автомобиль “Ганза-Ллойд”, оснащенный двигателем мощностью всего 24 л.с и имел колесную ходовую часть с формулой 4х2.,

Серьезным доработкам конструкционного и технологического характера подверглась исходная конструкция корпуса. Так, для упрощения его сборки было решено отказаться от изогнутого капота, хотя в составе корпуса появилось несколько новых конических поверхностей. Кроме того, появилась дополнительная цилиндрическая башня. Как и ранее, использовались броневые листы толщиной 5-6 мм, устанавливавшиеся на металлическом каркасе.

Моторный отсек располагался в передней части корпуса и был собран из нескольких прямолинейных листов. Передняя стенка капота имела люк для вентиляции. Среднюю и заднюю части шасси занимал обитаемый отсек корпуса, в котором находились отделение управления и боевое отделение с двумя башнями.
Спереди отделение управления прикрывалось наклонным лобовым листом со смотровыми щелями. По бокам от него располагались скулы, установленные под углом к оси машины. Левая скула была установлена на петлях и открывалась назад по ходу движения, открывая доступ в отделение управления. Позади скул корпуса, в верхней части бортов, имелись небольшие выступающие угловатые спонсоны, по-видимому, предназначенные для улучшения обзора.

Средняя часть корпуса представляла собой металлический короб, в левом борту которого предусматривалась распашная двустворчатая дверь. На крыше этого короба имелось коническое основание башни. На последнем устанавливалась одна из башен с пулеметом. Корма корпуса имел вертикальные борта и изогнутый кормовой лист, образовывавший часть опоры второй башни. Кормовая башня располагалась ниже передней, благодаря чему два пулеметчика могли вести огонь, не мешая друг другу. Точные сведения о составе экипажа броневика конструкции Былинского на базе шасси «Ганза-Ллойд» отсутствуют, но можно сделать некоторые предположения. По-видимому, экипаж состоял из водителя, командира и, как минимум, двух стрелков, отвечавших за использование вооружения.

Новый броневик вооружили двумя пулеметами «Максим». Конструкция передней башни позволяла вести огонь в любом направлении и обстреливать цели в пределах достаточно широкого вертикального сектора. Кормовая башня не имела кругового обстрела, поскольку основание второй перекрывало достаточно широкий сектор передней полусферы. Несмотря на имеющиеся ограничения, конструкция двух башен позволяла обстреливать цели в любом направлении, а также обеспечивать максимально возможную огневую мощь при выезде на поле боя задним ходом.

Сборка броневика Былинского на базе грузовика «Ганза-Ллойд» заняла всего несколько недель и завершилась до конца августа 1915 года. Вскоре машина вышла на испытания и показала удовлетворительные характеристики. Тем не менее, меньшая мощность двигателя в сравнении с предыдущими шасси Mercedes должна была сказаться на реальных характеристиках бронемашины.

К началу сентября броневик прошел испытания и получил обещанное князю имя «Орлец». После этого третий бронеавтомобиль последовал за своими предшественниками и отправился на Северо-Западный фронт. Вскоре появился приказ Главного военно-технического управления, в соответствии с которым все три бронемашины конструкции штабс-капитана Былинского сводились в 25-й пулеметный автомобильный взвод. В составе этого подразделения бронемашины участвовали в дальнейших боях.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Ганза-Ллойд” Былинского обр.1915 г.
БОЕВАЯ МАССА ~5000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3-4
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета Максим обр.1905 или 1910 г.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ 4-5 мм
ДВИГАТЕЛЬ бензиновый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах
 
icvДата: Понедельник, 27.11.2017, 18:04 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline


15 сентября 25-й взвод передали 5-й армии Северного фронта, воевавшей в районе Двинска. В течение некоторого времени все машины участвовали в различных сражениях. Служба бронеавтомобилей на фронте продолжалась до весны 1916 года. После этого их отправили в Петроград для прохождения ремонта в мастерских Запасной броневой роты.

В марте 16-го «Обуховца, «Опального» и «Орлеца» привезли в столицу для изучения.. Состояние машин оставляло желать лучшего, из-за чего было решено переоборудовать их и не возвращать в действующую армию в имеющейся комплектации. Комиссия Главного военно-технического управления сочла, что эксплуатация этой техники в армии является нецелесообразной. В составе одного взвода служили несколько бронемашин на базе двух разных шасси иностранного производства. В результате отсутствовала требуемая унификация как в пределах одного подразделения, так и в больших масштабах Имелись также серьезные проблемы с обслуживанием и ремонтом этой техники, обусловленные отсутствием полноценных поставок нужных запчастей заграничного производства. Из-за сильного износа и отсутствия требуемых запчастей было решено переоборудовать бронеавтомобили в бронедрезины и после этого передать железнодорожным войскам.

Из имеющихся данных следует, что планы Главного военно-технического управления так и не были реализованы. Известно, что весной 1917 года «Обуховец» и «Опальный», построенные на базе шасси «Мерседес», находились в мастерских в Савелове. Броневик на базе шасси «Ганза-Ллойд» до 1918 года стоял в гараже Михайловского манежа (Петроград).
 
icvДата: Понедельник, 27.11.2017, 19:49 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
Судьба первых двух броневиков неизвестна, а двухбашенная машина после небольшой переделки продолжила свою службу.
Через несколько месяцев после революции был провеён небольшой ремонт этого броневика, в ходе которого сняли обе башни с пулеметами, в том числе и основание передней, а также демонтировали часть крыши. Для лучшей защиты экипажа нарастили борта в средней части корпуса. На месте кормовой башни поместили установку с автоматической пушкой Максима-Норденфельда калибра 37 мм.
После такого ремонта и модернизации броневик «Орлец» использовался в качестве патрульной машины и в течение некоторого времени ездил по улицам Петрограда. Такая служба длилась недолго: трофейное базовое шасси успело выработать часть ресурса, работая на старых хозяев, а эксплуатация русской армией довершила износ конструкции. «Красным» пришлось использовать изрядно устаревшую морально и материально машину. Как результат, вскоре после начала эксплуатации в качестве патрульной машины броневик списали. Не позднее 1919 года его разбронировали и разоружили.

Третий броневик штабс-капитана Былинского прекратил свое существование к началу двадцатых годов. Следы первых двух бронеавтомобилей теряются несколькими годами ранее. Когда и при каких обстоятельствах были утеряны или утилизированы эти машины, достоверно неизвестно. Тем не менее, все они в итоге отправились на переплавку, а увидеть их теперь можно только на фотографиях.




Бронеавтомобиль Ганза-Ллойд после демонтажа пулеметных башен, Петроград, 1918 г.

https://armyman.info/bronetehnika/bronemashiny/44051-broneavtomobili-shtabs-kapitana-bylinskogo.html
http://patetlao.livejournal.com/tag/1915
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: