Фиат-Омский
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 16:09 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Фиат-Омский
История
«Фиат-Омский» — лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Белой армии в Гражданской войне в России 1917—1923 годов. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat. Было построено около 15 экземпляров данного бронеавтомобиля, применявшегося частями Сибирской армии в боях на Восточном фронте Гражданской войны. После поражения Белого движения на востоке несколько бронеавтомобилей какое-то время использовались вооружёнными силами Дальневосточной республики. Классификация пулемётный бронеавтомобильЭкипаж, чел. 3-4 Производитель Белое движение мастерские в Омске и/или Владивостоке Годы производства 1918—1919, либо 1919—1920, либо 1918—1920 Годы эксплуатации 1919—после 1921 Количество выпущенных, шт. около 15 Основные операторы Белое движениеДальневосточная республика Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 6 Борт корпуса, мм/град. 6 Корма корпуса, мм/град. 6 Крыша корпуса, мм 4 Лоб башни, мм/град. 6 Борт башни, мм/град. 6 Корма башни, мм/град. 6 Крыша башни, мм 4 Вооружение Пулемёты 1-2 × 7,62-мм «Максим» обр. 1910 года Подвижность Тип двигателя Fiat, бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 50 (по другим данным, 72) Колёсная формула 4 × 2 Тип подвески зависимая, на листовых рессорах
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 16:11 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Распад Российской империи, начавшаяся гражданская война на территории Российской республики (провозглашенной Временным правительством в сентябре 1917 года), инициированная большевиками после октябрьского переворота 1917 года, закономерно привел к образованию многочисленных независимых государств, на территории бывшей Российской империи. Захватившие власть в разных регионах страны новые “правители России” старались максимально обеспечить армию новой техникой, причем не только за счет помогавшей им Антанты. В годы Первой Мировой войны с наибольшим успехом применялись бронеавтомобили самых различных типов, в том числе и пушечные. Однако, с декабря 1917 года, когда “белые” взялись за создание собственных армий, большая часть бронемашин осталась в руках большевиков и сочувствующих им местных правительств. Чтобы компенсировать их недостаток в ходе Гражданской войны активно использовались импровизированные бронемашины, самыми массовыми из которых можно считать “Фиаты” выпущенные в Омске. По наиболее достоверным данным задачу по их производству поставил в конце 1918 года генштаб армии Колчака, недавно прибывший из США и имевший хорошие связи с союзниками. Согласно другим сведениям эти бронемашины были построены в 1919-1920 гг. во Владивостоке. Возможно также, что верны обе версии и часть бронеавтомобилей была собрана зимой 1918—1919 годов в Омске, а часть — в 1919—1920 годах во Владивостоке. К сожалению, имя конструктора, который разработал схему бронирования, остается пока не известным. Согласно имеющимся данным, омские бронемашины имели ходовую часть от грузовых автомобилей Fiat, которые были доставлены из США, и выпускались в двух вариантах. Первый из них оснащался так называемым “коротким” бронекорпусом с характерным изогнутым лобовым листом. Вооружение, состоявшее из одного 7,62-мм пулемета “максим” размещалось в единственной цилиндрической башне, установленной на крыше корпуса. Исходя из минимальных размеров бронемашины экипаж мог состоять из двух человек. Второй вариант был ближе к “Остинам” и “Ижорским Фиатам”. По длине корпуса он был практически равноценен первой модификации, но его лобовой лист имел большой угол наклона. Вооружение бронемашины размещалось в броневой рубке, имевшей два спонсона, в которых были установлены 7,62-мм пулеметы «Максим» образца 1910 года с водяным охлаждением ствола, которые располагались слева и справа по поперечной оси бронеавтомобиля. Конструкция обеспечивала круговой обстрел. Экипаж состоял, вероятно, из четырёх человек. На бронеавтомобиле устанавливался фирменный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 72 л.с. Запуск двигателя производился с места водителя при помощи электростартёра либо заводной рукояткой снаружи корпуса. Мощность двигателя позволяла автомобилю развивать скорость до 65—70 км/ч на шоссейной дороге и до 40 км/ч — на рокадах. Скорость движения на реверсе составляла порядка 15—18 км/ч. Ходовая часть — заднеприводная (колёсная формула 4 × 2), с зависимой подвеской на полуэллиптических стальных рессорах. В заднеприводной ходовой части применялись деревянные спицованные колёса артиллерийского типа, односкатные на переднем мосту и двускатные — на заднем. Все колёса имели шины типа «гусматик»; их внутренний объём заполнялся глицерино-желатиновой смесью, обеспечивавшей повышенную пулестойкость и пробег до 3000—5000 км. Для повышения проходимости на задние колёса могли надеваться цепи (см. фото слева). О количестве построенных бронемашин, которые теперь принято именовать “Фиат-Омский”, а также об их боевом применении точных данных не сохранилось. Вероятно, речь может идти о 10-15 машинах, которые в течении 1919-1920 гг. использовались белогвардейскими частями против РККА. Дальнейшая судьба “фиатов” достаточно туманна. Предположительно в конце того же года по меньшей мере две машины двухбашенной модификации попали во Владивосток и использовались армией ДВР, еще один такой же бронеавтомобиль попал в руки японцев. После установления советской власти на Дальнем Востоке эти машины по документам не проходили. Возможно, “фиаты” отправили на слом в 1921 или 1922 году. В целом броневик был достаточно удачен, особенно если учесть условия его появления. Технологически удачное шасси «Фиат тип 55» обеспечило бронеавтомобилю весьма неплохие динамические характеристики, а вооружение и бронирование в целом соответствовали большинству русских броневиков того времени[2]. Другое дело, что в силу «кустарности» производства качество сборки страдало, да и омские броневые листы были не самого высокого качества. Так или иначе, «Фиатов-Омских» было слишком мало, чтобы оказать существенное влияние на ход боевых действий. Однако их можно считать единственными полноценными серийными бронеавтомобилями, самостоятельно созданными Белым движением.
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 16:15 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 16:58 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 16:59 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 17:00 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 17:00 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 17:04 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 17:04 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 17:05 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 17:05 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 17:07 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Вторник, 16.03.2021, 20:50 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 25.03.2021, 20:28 | Сообщение # 14 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Броневики у вокзала в День Революции.12 март 1920 г.,
|
|
| |
|