1904 г. Бронеавтомобиль Накашидзе
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:07 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:12 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:14 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:17 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:17 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:22 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Бронеавтомобиль Накашидзе
Монография
Традиционно считается, что первый БРА для Русской Армии спроектировал подъесаул 7-го Сибирского казачьего полка князь Михаил Александрович Накашидзе ещё во время Русско-японской войны. Якобы машина, изготовленная во Франции, предназначалась для действий в условиях Дальнего Востока, но из-за отсталости России и косности царских чиновников броневик «зарубили». Попробуем разобраться, как же всё-таки обстояло дело. Князь М. Накашидзе действительно был большим любителем и популяризатором автомобильной техники. В 1902 году он опубликовал в Петербурге книгу «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России», которая являлась первой в стране книгой по военному автомобилизму. Служа в Варшаве, М. Накашидзе совместно с графом Потоцким и полковником Головиным основал автотранспортное предприятие под названием «Большой международный гараж автомобилей», которое открылось в июле 1903 года. Помимо продажи машин французской фирмы «Панар-Левассор» здесь были изготовлены несколько автомобилей собственной разработки, получившие название «Интернациональ». В их конструкции использовались агрегаты французской фирмы «Мютель», а в мастерских работали французские механики. Кроме того, в мастерских Накашидзе началась постройка 2-х автобусов на 10 мест каждый. Видимо, в это время Накашидзе начинает сотрудничать с французской фирмой «Шаррон, Жирардо, Вуа» (Charron, Giarardot, Voigt), основанной в 1901 году. Пока не удалось установить, как выстраивались взаимоотношения русского князя и французов, но, по некоторым данным, Накашидзе являлся одним из совладельцев этого предприятия. Во всяком случае, уже в начале 1904 года он продал «Большой международный гараж автомобилей», а в переписке с представителями Генерального Штаба Русской Армии он представлялся как директор отдела броневых автомобилей фирмы «Шаррон». В 1902 году «Шаррон, Жирардо, Вуа» представила на парижской выставке автомобиль с установленным на нём 8-мм пулемётом Гочкиса и частичным бронированием. В следующем году машина испытывалась во время маневров французской кавалерии и Шалонском военном лагере, но дальнейшего развития не получила. В 1905 году отставной французский полковник-артиллерист Гюйе, работавший на фирме «Шаррон», спроектировал полностью бронированный автомобиль с пулемётной башней, причём на механизм поворота башни оригинальной конструкции 13 февраля 1906 года он получил патент № 363712. В начале этого же года фирма «Шаррон» изготовила два таких БРА. С началом Русско-японской войны М. Накашидзе возглавляет сформированную им из добровольцев команду разведчиков, с которой отправляется на фронт в распоряжение 7-го Сибирского казачьего полка. В начале июля 1905 года он направил главнокомандующему русскими войсками на Дальнем Востоке генерал-адъютанту Линевичу предложение о заказе во Франции одного бронированного автомобиля, вооружённого пулемётом, для испытаний его во фронтовых условиях. Скорее всего, Накашидзе уже знал о проекте броневого автомобиля полковника Гюйе и рассчитывал на то, что русское правительство заинтересуется новинкой. Он брал на себя роль посредника при оформлении сделки, а так же финансирование доставки броневика в Россию. 24 июля 1905 года Накашидзе направил начальнику штаба русских войск на Дальнем Востоке следующее письмо:
«22 сего июля я имел честь получить от Вашего Превосходительства извещение о согласии Главнокомандующего на производство опыта с боевым автомобилем на мой счёт. Во избежание, каких бы то ни было недоразумений, прошу точно указать данные, которым должен удовлетворять автомобиль и условия его приобретения казной. Я предлагаю следующие данные:
Автомобиль должен быть блиндирован таким образом, что бы оградить прислугу и стрелков от поражения шрапнельным и ружейным огнём; Вооружён 2 – 3 пулеметами; Расположение пулемётов должно быть таково, что бы огонь можно было направлять во все стороны; Шины полые, спицы спиральные пружины; При стрельбе с автомобиля, стоящего на месте, работа должна быть настолько плавной, что бы не влиять на меткость стрельбы; Он должен быть снабжён прибором для разрыва проволочных заграждений и откидным мостиком для переезда через рвы; Вес от 1,75 до 2,0 тонны. Скорость движения по хорошей дороге 60 вёрст/час, по удовлетворительной 45 вёрст/час, по очень дурной 35 вёрст/час, по грязи и вспаханным полям до 15 вёрст/час, брать подъёмы до 25 градусов, а при подъёмах, не превышающих 15 градусов, скорость его должна быть не менее 35 вёрст/час.
Условия доставки:
Автомобиль будет принят на ст. Александрово Варшавско-Виленской железной дороги представителем военных сообщений и доставляется на театр войны; Провоз автомобиля и провожатого за счёт казны; При автомобиле будет находиться инженер-механик Виллом или Ревуар; На обязанности механика будет технический надзор за автомобилем; управление машиной в бою я беру на себя.
Условия приобретения автомобиля казной:
После испытания автомобиля и выполнения им предъявленных условий казна обязана приобрести автомобиль за 30000 рублей;
Общий вид бронеавтомобиля «Шаррон», рядом с машиной французский механик Ле-Секвер. Россия, 1906 год (РГВИА).
Уплачивает инженеру-механику жалование в размере 2000 франков (740 рублей) в месяц в течение всего времени нахождения механика на службе у казны. Срок найма зависит от распоряжения Главнокомандующего; Если автомобиль удовлетворит всем требуемым к нему условиям, и Главнокомандующий будет заказывать ещё автомобили, то заказ будет дан мне на тех же условиях, только с разницей, что при заказе 6 автомобилей цена та же, а при заказе 12 автомобилей – 28000 рублей».
Генерал-адъютант Линевич утвердил требования на бронеавтомобиль, а также условия его приобретения. Кроме того, Накашидзе получил от министерства финансов Российской Империи разрешение на беспошлинный ввоз броневика в Россию: предполагалось, что налоги заплатит государство в случае приобретении машины. В случае если бы сделка не состоялась, броневик предполагалось отправить во Францию в 3-месячный срок. Видимо, заручившийся поддержкой «наверху» Накашидзе, что называется «вошёл во вкус», так как начальник управления военных сообщений Генерального Штаба сообщал генерал-квартирмейстеру Главного Штаба русской армии: «Подъесаул князь Накашидзе докладной запиской от 3-го декабря сего года просил о безотлагательном пропуске через таможню ещё 5-ти таких же бронированных автомобилей, но в этой просьбе ему было отказано 8 декабря, так, как предположено, приобрести лишь один мотор на предмет испытания его военным ведомством».
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:31 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Бронированный автомобиль прибыл в Петербург 8 марта 1906 года. Машину направили на Санкт-Петербургский артиллерийский склад, который размещался в кронверке Петропавловской крепости (сейчас там Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Испытать новинку поручили специально созданной для этого комиссии Главного артиллерийского управления под председательством генерал-лейтенанта Тахтарева, в которую вошли генерал-майор Мгебров, полковники Павлов, Керн, Пословский, Юрлов, Филатов и капитан Фёдоров. Испытания велись с 22 марта по 29 мая 1906 года (с перерывами), причём за это время бронеавтомобиль своим ходом совершил 4 поездки по дорогам – из Петербурга в Ораниенбаум (22 марта), из Петербурга в Токсово и обратно (26 апреля), из Петербурга в Ораниенбаум (3 мая) и из Ораниенбаума в Венки (26 мая). Кроме того, было проведено испытания пулемётной стрельбой на стрельбище Ружейного полигона Офицерской стрелковой школы 3, 5, 10, 26 и 29 мая, а так же испытание брони машины обстрелом. 30 июня 1906 года был составлен «Журнал комиссии при ГАУ для испытания бронированного автомобиля, снабжённого пулемётом», в котором обобщили все материалы по испытанию машины. Здесь же содержалось описание устройства БРА: «Согласно этим условиям (речь идёт об утверждённых Линевичем требованиях на бронеавтомобиль) был заказан один бронированный автомобиль «Charron». Между тем ввиду заключения мира и прекращения военных действий штаб Верховного Главнокомандующего не счёл себя вправе производить новые затраты на вооружение армии, подлежащей демобилизации, и попросил Главный Штаб озаботиться провести испытания в Петербурге. Заказанный автомобиль был доставлен в Петербург в марте с.г., причём князем Накашидзе, кроме того, были переданы прилагаемые при настоящем журнале:
Чертежи автомобиля; Краткая записка о деятельности броневых автомобилей в полевой войне; Отчёт об испытании, проведённом во Франции в 1903 году.
Автомобиль, по заявлению Накашидзе, обладает мощностью 30 л.с., запас бензина на 500 километров, расход бензина составляет 1,25 фунта на силу в час, т.е. 37,5 фунта в час, вес всего автомобиля 180 пудов (2,4 тонны), число людей 4 (офицер, управляющий автомобилем шофёр и 2 пулемётчика).
Со всех сторон он прикрыт бронёй в 4,5 мм, спереди броня сделана откидная на петлях и может, по желанию, подниматься или опускаться вниз, сбоку прорезаны 4 окна (по два с каждой стороны), закрывающиеся стальными листами 4,5 мм толщины. Таким образом, в боевом виде автомобиль почти совершенно прикрыт бронёй, остаются лишь маленькие отверстия для глаз. Неприкрытыми остаются колёса с их дутыми шинами, которые бронёй не защищены.
Для освещения внутри имеются маленькие лампочки накаливания.
Спереди расположены сиденья для офицера и шофёра, около которых сосредоточены все механизмы и рычаги для управления, задняя же часть предназначена для пулемёта, укреплённого во вращающейся башне, лежащей над крышей автомобиля.
Башня эта может передвигаться вокруг особой вертикальной оси, к которой прикреплён пулемёт двумя изогнутыми рычагами. Горизонтальная и вертикальная наводки пулемёта производятся следующим образом. Вертикальная ось по длине состоит из 2-х частей, причём стык этих частей имеет нарезку в разные стороны, входящие в особую матку с кругом для поворачивания. Для того, что бы повернуть пулемёт необходимо, действуя на круг, несколько приподнять башню вверх, причём она получает возможность вращаться кругом оси, затем, поворачивая всю башню, можно дать пулемёту требуемое направление в горизонтальной плоскости. Для удобства вертикальной наводки пулемёт может вращаться вокруг горизонтальной оси. Подъёмным механизмом служит подвешенный к пулемёту гладкий болт, пропущенный через особую матку, которая прикреплена к верхней изогнутой тяге. Сквозь матку сбоку проходит зажимной винт, своим внутренним концом опирается на указанный выше болт и закрепляет пулемёт в наведённом положении. В помещении для пулемёта находится сиденье для пулемётчиков, которое во время стрельбы убирается.
Кроме того, здесь же помещаются два вертикальных резервуара – один для перевозки 140 литров бензина, другой 20 литров масла. Остальное количество бензина перевозится в резервуаре под передними сиденьями.
Самая задняя часть автомобиля предназначена для перевозки 2400 патронов, уложенных в 10 металлических ящиков по 10 пачек по 24 патрона в каждой. Для остальных патронов особого помещения не имеется, но ещё некоторая часть может перевозиться прямо на полу автомобиля около стойки для пулемёта.
С наружной стороны спереди автомобиль оснащён ацетиленовым фонарём, сбоку снаружи к нему привешены два переносных мостика, для переезда через рвы, а сзади запасное колесо и запасной пулемёт.
Автомобиль вооружён пулемётом Гочкиса, стреляющим французскими патронами. Система этого пулемёта основана на давлении пороховых газов, устремляющихся при выстреле через поперечный каналец в стволе в особую трубку, в которой скользит поршень, приводящий в движение весь механизм пулемёта. Второе характерное основное отличие заключается в отсутствии искусственного охлаждения, охлаждение в этой системе допускается лишь увеличением поверхности лучеиспускания при реброобразном устройстве средней части ствола».
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:33 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Довольно любопытными были результаты испытаний брони обстрелом из 7,62-мм винтовки Мосина. Для этого с машины сняли передний откидной лист брони и лист защиты одного из окон. Сначала было выпущено 5 пуль с расстояния 65 шагов (45 метров) и 3 пули со 100 шагов (70 метров), которые пробили броню навылет. При стрельбе со 150 шагов (105 метров) двумя пулями – одна пробила броню, а вторая попала «в такое место, где с другой стороны находилась стальная планка такой же 4,5 мм толщины», и оставила лишь вмятину. Выпущенные с 200 шагов (140 метров) 2 пули броню не пробили, причём одна из них попала в место, где находилась планка. Для сравнения провели обстрел такого же 4,5 мм броневого листа, изготовленного Ижорским заводом, со 100 шагов 5-ю пулями – ни одна его не пробила: «Испытание это показало, что броня, поставленная на автомобиль, по своим качествам относительно непробиваемости значительно уступает, нашей стали, причём хрупкость её подтверждает и то обстоятельство, что при пробивании её попадающими пулями около пробоин откалывались маленькие кусочки брони». Присутствующий при этом князь Накашидзе признал, что французская фирма «Geusot», из бронелистов которой был изготовлен корпус машины, не выполнила своего обязательства, и заявил, что «вся броня будет заменена им на новую, лучшего качества». В своих выводах по испытанию броневого автомобиля фирмы «Шаррон» комиссия главного артиллерийского управления отмечала следующее:
на дороге. Россия, 1906 год
Машина дала вполне хорошие результаты: а) по очень хорошей дороге автомобиль двигался со скоростью 60 вёрст в час; б) подъёмы до 18 – 20 градусов, автомобиль брал хорошо; в) по песчаному уплотнённому неглубокому грунту и по сухой пашне автомобиль двигался беспрепятственно. Имея достаточный запас воды и бензина, автомобиль долго движется без их пополнения. Управление автомобилем удобно ввиду того, что все рычаги и механизмы сосредоточены около шофёра. Необходимо отметить и целесообразное устройство охладителя машины.
на подъеме дороги, вид сзади. Россия, 1906 год
Недостатки:
5. Автомобиль совершенно не может двигаться по размокшей сырой немощеной дороге (с обыкновенным грунтом окрестностей Петербурга), по пути укрытому даже неглубоким рыхлым снегом, а так же дорог, по сухим мягким грунтам, по которым обычный лёгкий пассажирский 8-местный автомобиль может проходить. При движении по таким грунтам автомобиль увязал почти до осей. 6. Поворотливость автомобиля незначительна. Для поворота необходим круг в 17,5 аршин диаметром и 9,5 аршин для поворота последовательным движением вперёд – назад. 7. Нет полной независимости ходов. 8. Некоторые части автомобиля, например, выхлопная труба, расположены очень низко, ввиду чего в случае увязания колёс возможны их поломки. 9. Центр тяжести автомобиля поднят очень высоко ввиду довольно значительного веса броневой башни и пулемёта, расположенных сверху крыши автомобиля, что вредно влияет на его устойчивость».
Не всё обстояло гладко и при испытании машины стрельбой. Если при ведении огня с места, результаты были вполне удовлетворительные, то оказалось, что в движении «меткость значительно понижается, причём с увеличением скорости понижение растёт». Кроме того, отмечалось, что боевое отделение мало для размещения пулемёта и 2-х пулемётчиков, вращение башни и наведение её на цель довольно сложно, а «стрельба требует особой ловкости и сноровки вследствие тесноты помещения». Так же члены комиссии как недостаток отметили большое мёртвое пространство вокруг машины (более 15 метров), невозможность использования пулемёта Гочкиса (стреляет французскими патронами, следовательно, для нашей армии непригоден), и то, что по конструкции он «уступает принятому у нас пулемёту Максима». Проанализировав предъявляемые к бронеавтомобилю требования, утверждённые генерал-адъютантом Линевичем, комиссия сделала окончательный вывод: «Доставленный автомобиль не удовлетворяет некоторым условиям поставки, а потому и не может быть допущен к приёму». Присутствовавший на испытаниях князь Накашидзе, видимо поняв, что представленный им броневик не удовлетворяет требованиям военных, 18 июня 1906 года направил на имя начальника Генерального Штаба генерал-лейтенанта Ф. Палицына докладную записку следующего содержания (кстати, в этом документе Накашидзе именовался «директором отдела броневых автомобилей фирмы «Шаррон, Жирардо, Вуа»»): «Построенный мною автомобиль был приспособлен к условиям войны на Дальнем Востоке. Нынешнее политическое положение на этой окраине вовсе не даёт оснований предполагать, что мы не накануне новых оснований с нашим врагом. Японское военное министерство уже два раза обращалось на наш завод с просьбой поставить ему 50 автомобилей, а комиссия китайских офицеров, приезжавшая для осмотра автомобиля, сделала нам заказ на 150 автомобилей для китайского правительства. Будучи связан со мной контрактом, завод был вынужден временно отказаться от этих заказов, но если до 1 сентября с.г. я не представлю заводу от Русского Правительства заказа известного количества автомобилей, не менее 50, то завод будет вправе поставлять бронеавтомобили кому угодно…Во внимание переживаемого нами кризиса правительство наше, без сомнения, должно быть крайне осмотрительным в выборе затрат, но если броневые автомобили были призваны и у нас таким же могущественным средством защиты, как они считаются в других странах, то было бы грехом перед Родиной лишить Русскую Армию такого необходимого вида оружия, тем более, что в случае возникновения военных действий мы, за неимением автозавода, будем поставлены в невозможность получить бронированные автомобили из-за границы. Из всего сказанного вытекает, насколько было бы важно в целях Государственной обороны и придания нашим военным силам, больше мощи, если бы Русская Армия оснастилась теперь же достаточным количеством броневых автомобилей, которые, будучи сосредоточены в парках, дали бы возможность заблаговременно подготовить контингент механиков и изучить боевую тактику этого нового вида оружия. В заключение считаю долгом добавить, что, идя навстречу Правительству в виду его тяжёлого денежного положения, мы готовы были бы открыть в Петербурге крупный автомобильный завод».
Скорее всего, сведениями о предполагаемых закупках бронемашин различными странами Накашидзе пытался надавить на русское военное министерство и вынудить его к покупке партии бронемашин у него. Причём предприимчивый князь уже пытался воздействовать, таким образом, ранее. Например, представляя прибывший в марте 1906 года бронеавтомобиль представителям управления военных сообщений, Накашидзе сообщил, что, по имеющимся у него «секретным данным», германское Военное Министерство заключили условие с одной из крупных немецких фирм о поставке по первому требованию 80 автомобилей в двухмесячный срок и что подобный же контакт заключён французским Военным Министром с одной из французских фирм о поставке в течение 3-х месяцев 100 автомобилей приблизительно того же типа, как и изготовленный заводом «Шаррон». Распоряжением начальника Генерального Штаба от 21 июля 1906 года бронированный автомобиль было «приказано передать в распоряжение штаба Красносельского военного лагерного сбора на время с 24 июля с.г.». Для проведения испытаний приказом командующего войск гвардии и Петербургского военного округа была создана специальная комиссия под представительством командира лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона генерал-майора Розеншилд-Паулина в составе командира батареи Константиновского артиллерийского училища полковника Беляева и подполковника Генерального Штаба Княжича. Вряд ли поводом для проведения испытаний послужили сомнительные сведения Накашидзе о заказах на броневики других стран. Скорее всего, командование Русской Армии хотело получить полные сведения о бронированной новинке, так как в приказании комиссии указывалось, что «испытания следует проводить исключительно с тактической целью». Таким образом, это можно рассматривать, как второй этап, так как в марте – мае бронеавтомобиль изучался главным образом с технической стороны.
В своём заключении комиссия генерал-майора Розеншилд-Паулина отмечала следующее: «Ограниченное время, данное для испытаний, а главное, весьма незначительный район маневров, не превышающий площади 40 – 50 кв.вёрст при возможной скорости движения автомобиля 60 вёрст в час, весьма ограничивали круг его действий, а поэтому Комиссия признала, что испытания далеко не полны и желательно поставить их на более широкую ногу».
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:33 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Тем не менее, при испытании с 25 июля по 5 августа с.г. на практике выяснилось, что автомобиль весьма пригоден для выполнения следующих задач: а) для широкой разведки в тылу и на флангах противника; б) для прорыва с разведывательной целью сквозь цепь противника; в) для службы связи в сфере огня противника, особенно при значительном развитии сети путей; г) для расстройства кавалерийских частей, идущих в атаку. Опыт в этом направлении был проведён на военном поле против полков 2-й Гвардейской кавалерийской дивизии. Автомобиль пошёл навстречу атакующим в две линии частям, причём направился на фронт одного из эскадронов первой линии (гусар) и во фланг эскадрона 2-й линии (конно-гренадер), в обоих случаях, открывши пулемётный огонь с 200 шагов. При приближении автомобиля лошади бросились в сторону, а если бы был настоящий пулемётный огонь, то расстройство было бы произведено огромное. Атака не имела бы никакого успеха, если бы против фронта её появились одновременно несколько автомобилей, причём расстроенные части противника сделались бы лёгкой добычей нашей конницы, сохранившие сомкнутость и порядок. д) как удобная вышка для производства наблюдений на ровной местности, особенно если имеются и кусты, за которыми можно скрыть автомобиль.
Вид сзади бронеавтомобиля с башней, развернутой назад. Россия, 1906 год (РГВИА).
Кроме указанных выше назначений автомобиль…. можно полагать принесёт пользу в следующих случаях: а) для быстрого продвижения к фронту противника или в тыл ему с целью уничтожения при помощи перевозимого запаса взрывчатки каких-либо важных сооружений, особенно переправ; б) для различных вспомогательных целей при партизанских действиях; в) для быстрой доставки в боевые линии патронов и снарядов, а равно пополнение убыли офицеров; г) при преследовании противника постоянное беспокойство со всех сторон пулемётным огнём.
Хотя комиссии поручено было высказаться о тактическом значении броневого автомобиля, тем не менее, нельзя обойти молчанием и некоторых технических сторон, существенно влияющих на тактическое применение автомобиля. В этом смысле нельзя не отметить:
Бронеавтомобиль Накашидзе вследствие своей громоздкости (180 пудов) получит широкое применение лишь в сфере густой сети шоссе. Автомобиль слишком грузен, почему легко застревает в грязи. Малоповоротлив на дорогах, благодаря чему уходит много времени на повороты, что под огнём противника может быть гибельно. Передок слишком низко сидит над землёй, вследствие чего бывают задержки от попадания камней и т.д. По своему наружному очертанию автомобиль представляет слишком большое сопротивление для воздуха и мало поверхностей, по которым скользили бы пули. Шины колёс следует по возможности прикрыть бронёй. Для наблюдения по сторонам вместо имеющихся больших отверстий сделать узкие щели. Все приспособления для пулемёта следует облегчить и пулемёт сделать съёмным, а способ его крепления более удобным для стрелка. Для быстрого вскакивания в автомобиль его следует снабдить большим числом дверей. По возможности уменьшить шум от движения, чтобы дать возможность незаметнее подходить к неприятелю».
Таким образом, общие выводы обеих комиссий, проводивших испытания машины в марте – мае и июле – августе в целом совпадали. Их оценка бронеавтомобиля в целом сводилась к одному – в данном виде он не пригоден для эксплуатации и применения в Русской Армии. Однако такой поворот дела никак не устраивал Накашидзе, который был напрямую финансово заинтересован в том, чтобы Россия приобрела партию бронеавтомобилей «Шаррон». Видимо, находясь под впечатлением боёв революции 1905 – 06 годов, он предлагает использовать машину «для поддержания внутреннего порядка». Записавшись на приём к тогдашнему министру внутренних дел П. Столыпину, Накашидзе приехал на его дачу 12 августа 1906 года. Именно в этот день на министра было совершено покушение, и его дача взлетела на воздух. Сам Столыпин не пострадал – во время взрыва он отсутствовал. Однако, как следует из записки товарища министра внутренних дел, «12 августа 1906 года был убит среди других, явившихся к Министру с предложением для полицейских и охранных целей изобретённого им типа автомобиля штаб-ротмистр князь Михаил Александрович Накашидзе, и вместе с ним погибли все чертежи, планы, договоры с французской компанией и прочие документы, относящиеся к его изобретению». Но, несмотря на столь трагическую судьбу самого Накашидзе, предлагаемый им бронеавтомобиль продолжал свою «одиссею» в России. Курировал машину товарищ погибшего князя отставной полковник гвардии А. Офросимов, который так же являлся представителем фирмы «Шаррон».
22 сентября 1906 года в Военный совет было направлено письмо следующего содержания: «По мнению Главного Управления Генерального штаба бронированный автомобиль князя Накашидзе, хотя и оказался не удовлетворяющим некоторым из предъявленных к нему условий, тем не менее по результатам испытаний на Красносельских маневрах мог бы быть пригоден для выполнения известных боевых задач, а потому таковой желательно приобрести в Военное Ведомство для развития дальнейших испытаний к ним и с целью усовершенствования его технических данных».
Видимо, на основании этого документа 9 января 1907 года бронированный автомобиль приобрело военное ведомство России, заплатив французской фирме 30000 рублей. Ещё раньше, в октябре, был проведён расчёт с французским механиком Ле Секвером, который обслуживал броневик в России. Исходя из того, что машина эксплуатировалась в мирное время (сначала планировалось, что француз будет управлять ей в боях), ему заплатили из расчёта 1000 франков в месяц (378 рублей по тогдашнему курсу). Причём Ле Секверу предложили на выбор рубли или франки, и он выбрал первое. Таким образом, получив 3248 рублей (8 месяцев по 378 рублей и 224 рубля дорожные расходы), довольный механик отбыл на родину. Следует сказать, что если при расчёте с Ле Секвером всё прошло нормально, то с фирмой «Шаррон» возникла небольшая проблема, о которой 9 января 1907 года сообщили в Генеральный Штаб: «Уполномоченный бывшим Главкомом на Дальнем Востоке князь Накашидзе по недоразумению обнадёжил фирму «Шаррон», что будут приобретены Русским правительством не менее 6 броневых автомобилей, и по имеющимся сведениям, фирма их изготовила».
Однако французам заявили, что представители военного ведомства России не имели отношения к личным планам Накашидзе, на чём конфликт был исчерпан. Кстати, одним из условий приобретения броневого автомобиля Генеральный Штаб поставил сдачу машины «во вполне исправном виде» с заменой броневого корпуса и башни. Надо отдать должное оперативности отставного полковника Офросимова – 19 февраля 1907 года он заключил с Путиловским заводом в Петербурге договор на ремонт броневика. При этом предполагалось проведение следующих работ:
Установка новой брони, доставленной из Франции; Исправление щитов колёс; Сделать все приспособления пулемёта съёмными; Для наблюдения по сторонам в имеющихся ставнях оконных сделать бойницы в виде продолговатых щелей; Сделать в задней стене бойницу; Возобновление наружной окраски.
28 марта 1907 года комиссия из представителей управления военных сообщений, главного артиллерийского управления и представителя фирмы «Шаррон» Офросимова приняла бронеавтомобиль, отремонтированный Путиловским заводом. При этом отмечалось, что все пункты договора выполнены удовлетворительно, и после небольшого испытательного пробега машину направили на хранение в кронверк Петропавловской крепости. В начале августа 1907 года бронеавтомобиль вновь отправили в Ораниенбаум для проведения испытаний на ружейном полигоне Офицерской стрелковой школы. Руководил испытаниями начальник полигона полковник Н. Филатов, а шофёром машины был солдат 1-го Кавказского железнодорожного батальона Павел Васильев. Испытания с перерывами длились до середины октября, причём проверялись как скоростные и маневренные качества машины, так и возможность установки на ней и ведения огня из пулемётов Гочкиса, Максима и Мадсена (последний в документах проходит как «ружьё-пулемёт образца 1902 года»). Во время нахождения на полигоне бронеавтомобиль прошёл более 600 вёрст, показав высокие скорости движения по хорошим шоссе и полное отсутствие проходимости по грязным дорогам или просёлкам. Кроме того, отмечалось большое число поломок, для исправления которых приходилось приобретать запчасти на заводе Лесснера. В целом, выводы по маневренности и проходимости машины полностью совпадали с выводами комиссий, проводивших испытания в 1906 году. Что касается вооружения, то отмечалось, что в машину после небольших переделок без особого труда можно установить пулемёты Максима и Мадсена. После испытаний броневика был составлен отчёт, подписанный полковником Филатовым, в котором говорилось следующее: «Произведённые на полигоне опыты стрельбы из пулемёта во время движения показали, что рассчитывать вести наступление, пользуясь огнём из пулемётов, находящихся на автомобиле, нет возможности из-за недостаточной меткости. На применение пулемётов на автомобилях, по-моему, надо смотреть только лишь как пригодные для обороны. Поэтому бронированные автомобили должны назначаться не для ведения боя, а лишь для перевозки по местности под огнём неприятеля важных бумаг или начальствующих лиц (например, для движения между фортами крепости). В бытность мою в сентябре с.г. в командировке в Брест-Литовске для испытания подвижных щитов, я обращался с просьбой к коменданту крепости и к другим начальствующим лицам высказать свои взгляды по вопросу применения броневых автомобилей, и все указали мне, что такие автомобили необходимы в крепости, и что вообще вопрос этот весьма важен и заслуживает самого серьёзного отношения». Видимо, это заключение послужило причиной того, что в декабре 1907 года военное ведомство Российской Империи приняло решение «испытать броневой автомобиль при крепости Выборг, в районе которого встречаются извилистые дороги и крутые подъёмы». Для этого предполагалось отремонтировать машину, находившуюся на хранении на Петербургском артиллерийском складе, а затем передать её в распоряжение главного инженерного управления. Однако сделать этого не удалось – в июле 1908 года машина поступила в распоряжение войск гвардии и Петербургского военного округа и её отправили в Красное Село «для испытания ездою на маневрах». По сообщению начальника войск гвардии начальнику Генерального Штаба от 20 августа 1908 года, в ходе этих учений броневой автомобиль испытывался в качестве машины для несения службы связи и «передачи приказаний на большие расстояния», при этом машина действовала без пулемёта. Однако выводы оказались неутешительными: «Броневой автомобиль в его настоящем виде, вследствие чрезмерной тяжести, для вышеуказанных целей служить не может». При этом штаб Петербургского военного округа предлагал переделать автомобиль «на более лёгкий тип» (т.е. разбронировать), взяв все расходы за свой счёт. 17 сентября 1908 года броневой автомобиль передали в «полную собственность» Петербургского округа, а к 16 октября броня с машины была снята и направлена в Офицерскую Стрелковую школу «как материал для испытания пробиваемости новыми пулями», а сам автомобиль переделан в легковой. Таким образом, несмотря на более чем 2-летние испытания броневика фирмы «Шаррон» в России эта машина не получила признания у наших военных, и в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что до этого ничего подобного на вооружении ни одной страны мира не имелось, и опыта в использовании нового вида боевой техники, естественно, ни у кого в то время не было. Кроме того, не следует забывать, что технический уровень броневиков того времени был напрямую связан с развитием автомобилестроения. А в первые годы ХХ-века автомобили представляли собой ещё весьма несовершенные конструкции, имевшие малую надёжность работы агрегатов и низкую проходимость, а так же бывшие весьма сложными и капризными в эксплуатации. Кроме того, не следует забывать, что броневой автомобиль фирмы «Шаррон» был изготовлен на легковом шасси, которое оказалось сильно перегружено массивным броневым корпусом. Таким образом, непризнание этой броневой новинки в России никак не было связано с «косностью царских чиновников», о чём часто писали в советское время. Напротив, ознакомившись с выводами русских офицеров, производивших испытание броневика, поражаешься их знаниям и высокому профессионализму. Что касается самого Накашидзе, то сейчас трудно сказать, что двигало им – желание заработать или вооружить Русскую Армию новым видом боевой техники. Похоже, что присутствовало и то и другое. Князь действительно был страстным фанатом автомобилей (это подтверждается документально), но в то же время, без сомнения, имел желание получить неплохой доход в случае заказа партии бронемашин русским военным ведомством. Фирма «Шаррон» помимо броневика для России изготовила ещё несколько подобных машин в расчёте на русский заказ. По французским источникам, 6 построенных броневиков отправили в Россию в конце 1906 года или начале 1907 года, но через границу их не пустили. На обратном пути вроде бы 2 броневика «экспроприировали» немцы и впоследствии использовали их на учениях 4-й гвардейской бригады. В начале Первой Мировой войны один броневик «Шаррон» участвовал в боях в составе кавалерийского корпуса генерала Сорде, а в ноябре 1914 года у Automobiles Charron Ltd (которая образовалась на месте распавшейся фирмы «Шаррон») французские военные приобрели оставшиеся 3 машины, ранее построенные для России. Впрочем, информация о судьбе броневиков «Шаррон» во Франции до начала Первой мировой войны может оказаться недостоверной: сложно представить, что забронированные машины сумели простоять без дела более 7 лет. А в случае их эксплуатации, хотя бы минимальной, жизнь их оказалась бы ещё короче. Возможно, речь могла идти об использовании в 1914 году снятые с автомобилей броневых корпусов.
Бронеавтомобиль на пути в Ораниенбаум. Лист перед водителем в открытом положении. Россия, 1906 год (РГВИА). Обзорная статья
Первым образцом Российского бронеавтомобиля, стала машина, построенная по проекту подъесаула Сибирского казачьего корпуса маньчжурской армии М.А. Накашидзе. В этой машине был учтён опыт войны в Манчжурии, в частности машина имела большой клиренс и переносные передвижные мостики, которые обеспечивали преодолевание рвов. Колёса имели полужёсткие диски, из броневой стали вместо деревянных. Пулемёт устанавливался во вращающейся башне, имелся также запасной.
Машина была выполнена по традиционной и для последующих конструкций компоновочной схеме:
Впереди располагался двигатель, ведущие колёса – задние, отделение управления в передней части бронекорпуса, за ним – боевое, над которым на корпусе находилась вращающаяся бронированная башня с пулемётом.
Четырёх цилиндровый карбюраторный двигатель имел мощность 37 л.с., коробка передач смонтирована отдельно от двигателя, привод на колёса – цепной. Плицы колёс защищены стальными дисками и имели сплошные резиновые шины. Подвеска колёс – на полуэллиптических продольных рессорах. Машина имела достаточно большой дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость. По сухому грунту она преодолевала подъёмы до 25 градусов. Закреплённые в походном положении по бортам складные переносные мостки обеспечивали преодолевание рвов шириной до 3-х метров. Мощность двигателя позволяла 3-х тонной машине развивать скорость до 50 км/ч, однако сплошные резиновые шины не выдерживали скорости более 20 км/ч, так как они нагревались и расслаивались.
Бронеавтомобиль имел клёпанные корпус и башню, из листов хромоникелевой брони толщиной 4,5-мм. Приборами наблюдения служили смотровые щели и перископ. В походном положении крышка любого люка водителя и башенного люка поднимались в горизонтальное положение. Кроме того, по бокам машины имелось четыре окна, закрываемых броневыми листами. Посадка в машину осуществлялась через боковую дверь. Внутри корпуса кроме трёх членов экипажа могли дополнительно разместиться до пяти человек (группа разведчиков, офицеры связи и т.п.)
Необычно был решён механики поворота башни. Она не имела шарикового погона, а опиралась на колонну, установленную на полу боевого отделения. При помощи ходового винта на колонне и колеса с гайкой, башня приподнималась и могла вращаться на 360 градусов. В походном положении башня опиралась на корпус. Вооружён БРА был 8-мм пулемётом «Гочкис», установленным в башне, в корпусе размещался ещё запасной пулемёт. Боезапас находился в кормовой нише корпуса.
Несмотря на то, что отечественная промышленность была к тому времени достаточно оснащена, для изготовления такой техники, военное ведомство решило передать заказ французской фирме «Шарон, Жирозо эт Вуа». Первые две машины, были изготовлены в 1905 году. Одну отправили в Россию, вторую оставили во Франции. Доставленный в Россию экземпляр прошёл испытания пробегом Петербург – Ораниенбаум – Венки. По шоссейным, просёлочным дорогам и пашне, а также стрельбой в Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе. В том же году броневик демонстрировался на ежегодных Красносельских маневрах. Военные специалисты дали о машине самые лучшие отзывы. В 1908 году по заказу военного министерства было изготовлено ещё 10 БРА, но только 8 из них прибыли в Россию, 2 были «потеряны» при перевозке, через Германию и вскоре появились там на маневрах.
Поступившие БРА были расписаны по специальным учебным командам Петербургского, Киевского, Виленского и Варшавского военных округов. К сожалению, дальнейшего применения эти машины не получили.
ТТХ
Испытания – 1905 год. Изготовитель – «Шарон – Жирозо эт Вуа» (Франция) Производство – Опытные образцы, произведено 12 единиц. Колёсная формула – 4Х2. Боевая масса – 2,95 – 3,0 тонны. Длинна – 4800-мм. Ширина – 1700-мм. Высота – 2400-мм. Преодолеваемые препятствия – подъём – 25 градусов. Тип двигателя – карбюраторный. Максимальная мощность – 37л.с. Удельная мощность – 12,3л. с/т. Максимальная скорость – 50 км/ч. Бронирование: - Лоб корпуса – 4,5-мм. - Лоб башни – 4,5-мм Экипаж – 3-4 человека. Вооружение – 1Х8-мм пулемёт «Гочкис». Прицел – М. Радиостанция – не устанавливалась.
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:39 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:40 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:42 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| общий вид. На борту закреплены мостки для преодоления канав
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:42 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Бронеавтомобиль «Шаррон» на пути в Ораниенбаум. Лист перед водителем в открытом положении.
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:43 | Сообщение # 14 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 17:52 | Сообщение # 15 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Бронеавтомобиль «Шаррон», застрявший на песчаном грунте. Россия, 1906 год (РГВИА)..
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 18:15 | Сообщение # 16 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
фотография внутри кабины броневика, где видна часть пулемета.
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 18:25 | Сообщение # 17 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 18:49 | Сообщение # 18 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 18:50 | Сообщение # 19 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 18:51 | Сообщение # 20 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 05.09.2013, 18:53 | Сообщение # 21 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 06.09.2013, 11:15 | Сообщение # 22 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 28.08.2019, 11:10 | Сообщение # 23 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Суббота, 17.10.2020, 10:13 | Сообщение # 24 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
|