Armstrong-Whitworth, Армстронг-Уитворт. обр. 1915/17 гг
| |
icv | Дата: Пятница, 20.04.2012, 07:49 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Бронеавтомобиль «Армстронг-Уитворт-Фиат» в финской армии. Тампере, 1918 год.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 20.04.2012, 07:52 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
«Армстронг-Уитворт» (англ. Armstrong Whitworth) — лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан по заказу ГВТУ Русской Императорской армии британской фирмой «Armstrong Whitworth» на базе шасси также британской фирмы «Charles Jarrott and Willian Letts». Впоследствии бронеавтомобили выпускались на шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat. С 1916 по 1917 год в Россию было поставлено 40 экземпляров бронеавтомобиля, при этом в России бронеавтомобили подверглись ряду переделок и усовершенствований. Бронемашины ограниченно использовались Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны и обеими противоборствующими сторонами — в ходе Гражданской войны.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 20.04.2012, 08:02 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
БОЕВАЯ МАССА 4000 кг (на шасси "жаррот") 5000 кг (на шасси "фиат") ЭКИПАЖ, чел. 5 ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм Ширина, мм Высота, мм ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета в башнях БОЕКОМПЛЕКТ ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ механический прицел БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 7 мм борт корпуса - 7 мм корма корпуса - 7 мм башня - 7 мм ДВИГАТЕЛЬ бензиновый, рядный, мощностью 38 л.с. ("жаррот") или 60 л.с. ("фиат") л.с. ТРАНСМИССИЯ механическая ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2 со сдвоенными задними колесами и амортизацией на листовых рессорах
СКОРОСТЬ до 80 км\ч ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ около 100 км
СРЕДСТВА СВЯЗИотсутствовали
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 20.04.2012, 08:03 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_armstrong-whithworth_1915.htm
В 1915 году парк бронетехники российской армии пополнился ещё одним типом бронемашины. В отличии от других образцов, которые отбирались в Великобритании представителями военного ведомства, поставки этих машин предложил осуществить Джеймс Сегор – уполномоченный фирмы F.M.Best & Co., “временно проживающий в Петрограде” и выступавший в качестве посредника. Зная насколько сильно русская армия заинтересована в поставках бронеавтомобилей, Сегор отправил своё предложение непосредственно начальнику ГВТУ генералу Милеанту. В представленной спецификации речь шла о 30 бронемашинах с двумя различными типами двигателей, вооружением из одного пулеметов в башне с круговым вращением и с каркасом из “самого лучшего высушенного английского ясеня”. Проект был рассмотрен ГВТУ и раскритикован по части бронирования, схема которого совершенно не устроила российскую сторону, и слабого вооружения. Тогда, по руководством инженеров фирмы Armstrog-Whithworth (AW) был разработан другой проект, созданный с учетом требований ГВТУ. В марте 1915 года российский военный атташе в Великобритании генерал Тимченко-Рубан сообщил в Генеральный штаб, что новый бронеавтомобиль будет иметь две диагонально расположенные башни (которые проектировались по указанию штабс-капитана Миронова), дальность хода 65 верст (около 104 км) при движении вперед, 17 верст (около 27 км) задним ходом, бронирование от 6 до 8 мм, клиренс - 270 мм. Первые две машины фирма обязалась поставить уже через восемь недель после заключения контракта и далее по 4 в неделю. Цена за каждый бронеавтомобиль определялась в 1700 фунтов вместе с упаковкой и доставкой в британский порт. Все последующие расходы брала на себя российская сторона.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 20.04.2012, 08:04 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Армстронг-Уитуорт-Джарротт, 1916 г. Соглашение о поставке первых 10 машин было подписано 9 апреля 1915 года. Изготовление корпусов проводилось не предприятии фирмы AW, а шасси и окончательную сборку осуществляла фирма Charles Jarrot & Letts. В августе последовал повторный заказ на 30 бронеавтомобилей, но для этих машин уже использовалось усиленное шасси FIAT 60x90 с двускатными задними колёсами и усиленным задним мостом от FIAT 15-ter. Таким образом, в русской документации бронеавтомобили из первой партии иногда именовались как “Жаррот”, а из второй – “Фиат”. Все отличия между ними заключались только в спицах колес, которые у “жаррота” были металлические (“велосипедного” типа), в то время как у “фиата” они были деревянные (“артиллерийские”). Кроме того, на первом типе машин использовался 38-сильный двигатель и благодаря более легкому шасси масса составляла всего 4 тонны. На “фиатах” устанавливался двигатель мощностью 60 л.с. при полной массе 5 тонн. Экипаж бронеавтомобиля составлял 5 человек. В остальном обе модификации были идентичны. Корпус изготовлялся из катаных броневых листов толщиной до 8 мм, которые крепились к деревянному каркасу. Двигатель и радиатор размещались в передней части, за ними располагалось отделение управления и боевой отсек. Башни, оснащенные одним пулеметов типа “максим” образца 1910 г., были установлены ближе к корме по диагонали.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 20.04.2012, 08:04 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
Весной 1916 года британцы, хоть и с некоторым опозданием, выполнили заказ. По прибытию в Петроград все 40 машин подверглись тщательному осмотру. Комиссия ГВТУ по броневым автомобилям весьма нелестно отозвалась о типе выбранных шасси и бронезащите. В итоге объём проведенных доработок для “жаррота” оказался достаточно большим: сделаны новые передние оси, задние мосты усилены дополнительными шпрингерами, поставлены распорки между передними кулаками рамы, установлены добавочные визирные броневые планки, на крышах башен установлены дополнительные бронеколпаки, на стволы пулеметы поставлена защита. У “фиата” ситуация складывалась тоже не лучшим образом. Необходимо было изменить способ крепления съёмных ободов и покрышек, а также петли на дверях. Вдобавок, при скорости более 25 верст в час (около 40 км\ч) слетали покрышки. Существенным недостатком обеих бронемашин были находившиеся вне броневого корпуса рессоры заднего моста. Тем не менее, процесс доработок проходил достаточно быстро и уже 12 июня 1916 года на фронт отправили первые четыре модифицированных “жаррота”: по одному в 5-й и 22-й автомобильные взводы и четыре передали в распоряжение заведующего автомобильной частью Юго-Западного фронта. К концу июня три других “жаррота” доставили в 20-й, 43-й и 46-й взводы.
|
|
| |
icv | Дата: Пятница, 20.04.2012, 13:52 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
oro | Дата: Суббота, 07.09.2013, 19:04 | Сообщение # 8 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 354
Статус: Offline
|
|
|
| |
alicialk18 | Дата: Вторник, 15.10.2013, 19:19 | Сообщение # 9 |
Группа: Посетители
| В тему.
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 13.11.2013, 21:18 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Бронеавтомобиль «Армстронг-Уитворд»
Несмотря на довольно большое количество бронемашин, разработанных отечественными конструкторами, всё же вторыми по массовости (после «Остинов» и «Гарфордов») в Русской Армии стали также английские броневики. Речь идёт о машинах «Армстронг-Уитворд». История их появления такова. 23 ноября 1914 года в ГВТУ поступила телеграмма из Лондона, в которой говорилось: «Чарльз Джаррот (Charles Jarrott), поставивший уже один броневой автомобиль нашему ведомству (речь идёт о броневике «Изотта-Фраскини», купленном комиссией полковника Секретева), предлагает: 40 бронированных автомобилей «Armstrong-Jarrott» с бронёй в 7 метров, шасси завода «Armstrong Whitworth» в Нью-Кастле, задние колёса двойные, стартер, двигатель около 40 л.с., скорость 60 км/ч, экипаж 4 человека, одна вращающаяся башня». Здесь следует дать некоторое пояснение. Дело в том, что фирма «Армстронг-Уитворд», основанная в 1847 году и являвшаяся одним из старейших предприятий Англии, не занималась выпуском автомобилей. Она производила вооружение, различные машины и механизмы, а с 1902 года – детали для грузовиков. Кроме того, в составе фирмы имелся металлургический завод, который, помимо всего прочего, изготавливал и броню. Что касается самого Чарлеза Джаррота, известного в то время авто- и мотогонщика, то он являлся совладельцем кампании «Charles Jarrott & Willian Letts» (Чарлез Джаррот и Виллан Леттс), которая разработала в тесном контакте с английской автомобильной фирмой «Кросслей» (Crossley). Таким образом, предлагаемые броневики являлись как бы симбиозом 2-х предприятий – «Армстронг» поставлял бронекорпуса, а «Джаррот» – шасси. Предложение известного гонщика заинтересовало военное ведомство России, и от него затребовали более подробных сведений. 12 января 1915 года «временно жительствующий в Петрограде» Джеймс Сегор, представитель фирмы «Ф.Н. Бест и Ко», являвшийся посредником между «Чарльз Джаррот» и русским военным ведомством, направил на имя начальника ГВТУ генерала Милеанта материалы о предлагаемых броневиках. Из документов видно, что речь шла о машинах 2-х типов, различавшихся мощностью двигателей, в остальном же совершенно идентичных. Однако прилагавшихся схема бронировки с одной башней и каркасом из «самого лучшего высушенного английского ясеня» не устроила ГВТУ. Англичанам передали эскизный проект 2-башенной боевой машины, разработанный офицером Военной автошколы штабс-капитаном Мироновым, и уже 17 марта русский военный агент в Англии генерал Тимченко-Рубан сообщал начальнику Генерального Штаба: ««Армстронг-Уитворд» разработал новый тип броневого автомобиля по условиям Технического управления. Вооружение – 2 пулемёта в башнях, расположенных по диагонали шасси. Передний ход 65 вёрст, задний 17. Броня от 6 до 8 мм. Самые низкие части шасси подняты до 27 сантиметров. Срок поставки: 2 автомобиля через 8 недель после заказа и далее по 4 в неделю. Цена – 1400 фунтов за машину с упаковкой и доставкой в порт Англии». После согласования ряда условий с фирмой «Чарлез Джаррот и Вилланс Леттс» заключили контракт на поставку 10 броневиков «по системе «Армстронг-Уитворт» (видимо, речь шла о бронировке) «на шасси Жаррот» со сроками поставки к августу 1915 года. Не дожидаясь выполнения заказа, в августе был заключён ещё один контракт на 30 бронемашин аналогичной конструкции, но на шасси «Фиат». Сроки сдачи устанавливались «еженедельно, по 4 штуки до 1 декабря 1915 года». Машины «Armstrong Whitworth Jarrott», которые в русских документах назывались «Армстронг-Уитворт-Жарррот» (встречается вариант «Жарро», далее по тексту «Армстронг-Уитворт-Джаррот»), прибыли в Петроград в сентябре – ноябре 1915 года, где были осмотрены Комиссией по бронеавтомобилям. Броневики имели шасси с 38-сильным двигателем, коробку перемены передач с 3-мя скоростями вперёд и одной назад, а также колёса велосипедного типа со спицами (задние сдвоенные). Не удалось установить, что за шасси использовалось, так как автомобили «Джаррот» нигде не значится. Возможно, использовались машины «Кросслей» с какими-то доделками фирмы «Джаррот». Бронекорпус, склепанный из 7 мм бронелистов, имел две диагонально расположенные башни, одну дверь в левом борту для посадки экипажа, и зеркало в правом, для движения задним ходом. Машина оснащалась электрическим освещением напряжением 12 В, имела стартер и магнето «Бош». Для улучшения охлаждения двигателя на марше двойные створки перед радиатором открывались с места водителя специальной тягой. Масса пустого броневика (без экипажа, вооружения и боеприпасов) составляла 180 пудов (2880 килограмм). Выводы русских офицеров после ознакомления с «джарротами» были следующими: «Автомобили «Армстронг-Уитворт-Джаррот» имели следующие недостатки:
а) Задние рессоры по своей конструкции небезопасны от поломки и не защищены бронёй;
б) Колёса велосипедного типа не защищены бронёй;
в) Отсутствуют приспособления для установки пулемётов;
г) Нет места для офицера, управляющего огнём пулемётов;
д) Приспособление для наблюдения водителя за задним ходом (зеркало) неудовлетворительно;
е) Неудобно положение шофёра (спинка сиденья заменена ремнём);
ж) Один выход».
Для приведения машин в боеспособное состояние, Комиссия по броневым автомобилям приняла решение внести в их конструкцию ряд переделок, которые были выполнены в мастерских Запасной броневой роты и Военной автошколы к маю 1916 года. Переделки эти были следующими: «По требованию Комиссии сделаны новые передние оси, задние мосты усилены добавочными шпренгелями, поставлены распорки между передними кулаками рамы, сделаны добавочные визирные броневые планки, на крышах башен поставлены броневые колпаки (для увеличения угла склонения пулемётов), поставлена броневая защита пулемётов». Кроме того, при разработке пулемётных установок для этих броневиков, оказалось, что высота существующей башни не позволяет вести огонь большими углами склонения, в результате чего имелось большое мёртвое пространство. По предложению командира Запасной броневой роты одна машина в январе 1916 года была переделана следующим образом: «Капитан Халецкий предложил снять верхний лист башни и вместо него поставить бронированную коробку с крышкой, открывающейся в сторону, противоположную направлению стрельбы. Эта бронированная коробка (в виде плоского клина) осмотрена и одобрена генерал-майором Соколовым. Решено передать, таким образом, все автомобили в мастерских Офицерской стрелковой школы». В дальнейшем такую модернизацию башен проводили и на броневиках «Армстронг-Уитворт-Фиат», которые поступали в Петроград с конца 1915 года и до лета 1916 года. Внешне эти машины были такими же, как «джарроты», но в качестве базы для их использования шасси итальянского грузовика «Фиат 15 Тер», но с 60-сильным двигателем от легкового автомобиля «Фиат-6» (такие шасси с деревянными колёсами артиллерийского типа фирма использовала для армейских легковых машин). О том, в каком состоянии поступали прибывшие из-за границы броневые автомобили в Запасную броневую роту, можно судить по акту об осмотре прибывших в июне 1916 года 4-х «Фиатов»:
Бронеавтомобиль фирмы «Фиат» за ротным № 10820.
Сломана верхняя петля правой радиаторной дверцы.
Сломана барашковая гайка, притягивающая верхний лицевой лист капота…
Бронеавтомобиль фирмы «Фиат» за ротным № 10822.
Сломан один наружный упор правой башни…
Бронеавтомобиль фирмы «Фиат» за ротным № 10877.
Обломана доска, закрывающая спереди промежуток между радиатором и правым листом капота.
Нет зеркала.
У всех перечисленных автомобилей отсутствуют верхние прожекторные фонари и часы, недостаёт 2-х задних фонарей».
Надо сказать, что недостатков у бронемашины «Армстронг-Уитворт-Фиат» было меньше, чем у «Джарротов». Комиссия по бронеавтомобилям отмечала следующее: «Состояние брони тоже, что и у «жарротов». Пробные испытания выяснили крайнюю необходимость переделок способа крепления съёмных ободов, замены покрышек и автомассы и переделки дверных петель. Необходимо усилить направляющие визирных броневых плёнок».
21 июня 1916 года по заданию Комиссии по бронеавтомобилям было проведено испытание пробегом на 100 вёрст 2-х броневиков «Армстронг-Уитворт-Фиат». В акте об испытании говорилось: «Максимальная скорость, с которой совершался пробег – 45 вёрст в час, средняя же скорость составила 17 вёрст в час. Кипение воды в радиаторе не наблюдалось». Правда, при этом выяснилось, что покрышки машин на скоростях свыше 30 – 35 вёрст в час склонны к соскакиванию. Для предотвращения этого мастерские Военной автошколы разработали проект устранения этого недостатка. Из справки, представленной заведующим броневого отдела Военной автошколы прапорщиком Кирилловым 24 сентября 1916 года можно видеть следующее: «О ходе переделок броневых автомобилей «Армстронг-Уитворт-Фиат»:
1. Переделка колёс и усиление их по проекту Броневого отдела;
2. Переделка петель боковых дверок и петель дверок, защищающих радиатор;
3. Усиление направляющих для визирных планок.
В настоящее время усилено 20 колёс из 120, готовых к заливке их автомассой. Работы по переделке проводятся в мастерских отдела и на Адмиралтейском заводе». По состоянию на 27 ноября 1916 года было переделано уже 27 бронемашин «Армстронг-Уитворт-Фиат», а к началу декабря работы завершились. Первыми в Действующую Армию ушли «джарроты»: 2 июня 1916 года две машины отправили в 5-й автоброневой взвод, одну в 22-й и четыре – в распоряжение заведующего автомобильной частью Юго-Западного фронта. До конца июня ещё по одной машине ушло в 20-й, 43-й и 46-й взвода. «Фиаты» начали отправлять на фронт несколько позже – уже осенью, и к 1 октября 1916 года на Юго-Западном фронте их находилось 7 штук. Основная масса бронемашин этой марки ушла на фронт в начале 1917 года, несмотря на попытки Совета рабочих депутатов оставить их в Петрограде «для борьбы с контрреволюцией». Согласно докладу капитана Халепского по состоянию на 6 апреля 1917 года в Петрограде находилось: «В настоящее время Запасной броневой дивизион имеет только 6 броневых автомобилей «Армстронг-Уитворт-Фиат» без задних рулевых управлений, и один «Остин» с 2-рулевым управлением. В январе с.г. 4 бронеавтомобиля «Армстронг-Уитворт-Фиат» отправлены: 2 в 4-й броневой дивизион и 2 в 9-й броневой дивизион». Следует сказать, что «Фиаты» использовались и для некоторых опытных работ. Так, 11 августа 1916 года начальнику Военной автошколы поручили установить «приспособление для резки проволоки на одном из имеющихся автомобилей «Армстронг-Уитворт-Фиат» взамен такого же приспособления, убывшего вместе с бронемашиной «Ланчестер» на фронт. Дальнейший ход работ неизвестен. В связи со всёвозрастающей опасностью атак с воздуха в Комиссии по бронеавтомобилям появилось предложение о разработке зенитного пулемётного станка для броневиков. 27 октября 1916 года её члены осмотрели «пулемётную установку, приспособленную для стрельбы по воздушным целям, изготовленную броневым отделом Военной автошколы и установленную на броневой автомобиль «Армстронг-Уитворт-Фиат». Проект получил одобрение, и впоследствии такие станки для пулемётов Максима монтировались на бронемашинах «Фиат» производства Ижорского и «Остин» Путиловского заводов. К началу 1917 года с фронта в Петроград вернулись 9 броневиков «Армстронг-Уитворт-Джаррот»: боевая работа выявила слабость картеров дифференциалов задних мостов и сильную перегрузку шасси. Решением Комиссии по броневым автомобилям от 25 января эти машины признали «непригодными для боевой службы». Проведённые расчёты показали, что имеется «полная возможность перенесения брони с «Армстронг-Уитворт-Жаррот» на шасси «Фиат» с 2-рулевым управлением (американское шасси «тип-55» предназначавшееся для бронировки на Ижорском заводе.) с заменой только листов брони для боковой защиты мотора». Однако до конца 1917 года это сделано не было, но в 1918 – 1919 годах для службы в бронеотрядах Красной Армии несколько корпусов «Армстронгов» переставили на американское шасси.
Сергей Егоров
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 28.08.2019, 11:21 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 28.08.2019, 11:22 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 12.09.2019, 18:24 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Четверг, 12.09.2019, 18:25 | Сообщение # 14 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
|
|
|
| |
icv | Дата: Среда, 24.03.2021, 11:14 | Сообщение # 15 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 15216
Статус: Offline
| Броневик "Коммунист" I-й бригады 18 стрелковой дивизии. 1919 г.
|
|
| |
|